Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ежемесячное пособие на ребёнка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ вводит в действие с 1 января 2023 года универсальное детское пособие, которое смогут получать все нуждающиеся семьи с детьми, независимо от их возраста, но не старше 17 лет. В указанных целях закон вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Кто сможет получать универсальное пособие в 2023 году
Ежемесячное пособие с 2023 года будут получать беременные женщины и родители (усыновители, опекуны) детей в возрасте до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину регионального прожиточного минимума.
Среднедушевой доход семьи будут рассчитывать, исходя из суммы доходов всех членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия. Доход определяется путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за указанный период на число членов семьи.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, входит сам заявитель, его супруг (супруга), их несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под их опекой (попечительством), а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения.
В состав семьи для определения права на получение универсального пособия не включают (новая редакция ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):
- лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах в отношении ребенка, о назначении пособия на которого подается заявление;
- лиц, находящихся на полном государственном обеспечении;
- военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда;
- лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
- лиц, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими;
- лиц, находящихся в розыске;
- детей, состоящих в браке.
Суть закона о государственных пособиях гражданам имеющим детей
Первые полтора года в декрете финансово поддерживаются со стороны государства в значительном объеме. Но что делать, когда ребенку исполнилось 1,5 годика?
По достижению ребенком полутора лет, до 1 января 2020 года была положена компенсация от вашей организации в размере 50 руб. каждый месяц. На сегодняшний день государство отменило ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей по уходу за ребенком, которые выплачиваются от полутора до трех лет. Но граждане, которым эти выплаты были назначены, буду продолжать получать это пособие.
Кроме выплат, установленных федеральными нормативно-правовыми актами, существуют также выплаты, решение о начислении которых принимается на местном, региональном уровне. Обратитесь с вопросом о их наличии при оформлении пособий. Такие выплаты могут иметь разный характер — дополнительные разовые выплаты, материнский капитал, так и дополнительные ежемесячные пособия.
Есть ли альтернативы
Если семья не может рассчитывать на пособие в силу тех или иных причин (например, несоответствие критериям по имуществу), можно подать заявление на выплаты из материнского капитала. Эти выплаты возможны в течение трех лет, на первого и последующего детей. Здесь тоже есть ограничения: среднедушевой доход должен быть не более двух прожиточных минимумов (региональных), но зато имущество при этом не оценивается.
Более того, как следует из информации, размещенной на официальном интернет-ресурсе для информирования о социально-экономической ситуации в России «Объясняем.РФ», если ранее семьи с доходом ниже двух прожиточных минимумов могли оформить ежемесячные выплаты из маткапитала только на второго ребенка, то теперь очередность значения не имеет – оформить их можно на любого по счету ребенка. Эту выплату можно получать в дополнение к единому пособию. Таким образом, ряд семей сможет получать сразу два прожиточных минимума на одного ребенка – единое пособие и выплату из средств материнского капитала.
Какие выплаты заменит единое пособие
Информация о том, что в России начнут выплачивать универсальное пособие, появилась еще в середине 2022 года. Затем название изменили на «единое».
Выплата заменит 5 видов ранее действовавших социальных мер поддержки:
- ежемесячное пособие по беременности, которое получали женщины, вставшие на учет в медицинском учреждении на сроках до 12 недель;
- ежемесячное пособие на первого ребенка до достижения им 3 лет;
- ежемесячное пособие на третьего ребенка до достижения им 3 лет (региональная мера поддержки — есть не во всех регионах и предоставляются по разным правилам);
- ежемесячное пособие на ребенка от 3 до 7 лет;
- ежемесячное пособие на ребенка от 8 до 17 лет.
Кто может получить пособие
Чтобы получить пособие, недостаточно подтвердить низкие доходы. На решение о выплате влияет имущество родителей — оценивается его стоимость и количество.
Например, если в собственности дорогой автомобиль или несколько квартир, то в выплате могут отказать.
При оценке имущества учитываются:
- Недвижимость. Установленная норма — одна квартира или дом любой площади на семью. Если объектов недвижимости несколько, то считается норматив — на человека может быть не больше 24 м 2 площади всех квартир и не больше 40 м 2 площади домов.
- Земельный участок. Жителю города допускается владеть участком земли не больше 0,25 га, а жителю сельской местности — до 1 га.
- Количество транспортных средств. Семьи с одним или двумя детьми могут иметь только один автомобиль. Если семья многодетная или с инвалидом, то их может быть два. При оценке нуждаемости учитываются транспортные средства младше 5 лет.
- Проценты от банковских вкладов. Если накопления семьи позволяют получать доход больше прожиточного минимума, то социальная помощь не предоставляется.
Это не исчерпывающий список имущества. Полный перечень включает гаражи, нежилые помещения, различные виды транспортных средств, в том числе мотоциклы, самоходную технику и т. д.
Еще одно принципиальное условие для получения поддержки — члены семьи старше 18 лет должны иметь подтвержденный заработок или уважительную причину его отсутствия.
Действует так называемое «правило нулевого дохода». Проще говоря, если у одного из взрослых в семье нет дохода, он не работает и не имеет на это объективных оснований, то материальная поддержка не выплачивается.
Категории получателей, которых принцип «нулевого дохода» также не затронет:
- родители, опекуны, являющиеся единственными кормильцами
- многодетные
- мобилизованные
- жители новых территорий РФ
- жители Дальнего Востока, Сибири, малочисленные народы Крайнего Севера
Кроме того, законом определен целый ряд причин, которые считаются основанием отсутствия трудовых или иных доходов. К ним относят беременность, уход за человеком с инвалидностью, срочная служба в армии и т. д.
Как определить среднедушевой доход семьи?
Для его расчета надо выполнить следующие действия:
1) определить состав вашей семьи,
2) посчитать доходы каждого члена семьи за последние 12 календарных месяцев, которые предшествуют месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия (далее – расчетный период),
3) сложить получившиеся доходы – в результате вы получите сумму доходов всех членов семьи за расчетный период,
4) разделить этот результат на 12, а потом разделить его на число членов семьи.
Теперь пройдемся по важным моментам в этом расчете и приведем примеры.
Как оформить и подать заявление о назначении пособия?
Форма заявления утверждена тем же Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330, что и Правила.
Заявление подают в орган, который осуществляет назначение и выплату пособия, по месту жительства (пребывания) заявителя или по месту его фактического проживания (п. 19 Правил).
Подать заявление можно несколькими способами:
1) в электронном виде через единый портал госуслуг,
2) через МФЦ,
3) лично – тут имеется в виду личное обращение в отделение СФР.
Направление заявления через единый портал госуслуг – конечно, самый удобный вариант.
Но заявитель может обратиться и в ближайшее отделение Социального фонда России или в МФЦ – сам, лично или через представителя. Представителю понадобятся паспорт, нотариальная доверенность и банковские реквизиты заявителя.
Срок принятия решения по заявлению – один и тот же при любом способе его подачи. Он составляет 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Этот срок могут продлить еще на 20 рабочих дней, но только при необходимости. Например, если нужные документы не пришли в рамках межведомственного взаимодействия (п. 34 Правил).
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.
Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия «отец-одиночка» и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.
Целью данной курсовой работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;
2. описать виды пособий гражданам, имеющим детей;
3. раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.
Для более глубокого изучения рассмотрим в практической курсовой работе основы социального обеспечения женщин.
Методологической базой курсовой работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер
Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: Шершеневича Г.Ф., Вавилина Е.В., Абдулаев М.И., Матузова Н.И., Мачульская Е.Е. и других. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль социального обеспечения в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы, а именно по назначению и определению размера пособий для отдельных категорий граждан имеющих детей.
Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.
Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики для выхода из демографического коллапса. В настоящее время это признано и руководством страны.
Основные демографические проблемы страны общеизвестны: прежде всего, это депопуляция населения, обусловленная высокой смертностью, в том числе от устранимых причин, низкой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни. Добавляет демографических проблем, снижая репродуктивные показатели, высокий уровень разводов на фоне все более поздних браков. Наконец, наблюдается исчерпание миграционного потенциала республик бывшего СССР. Легальная миграция на сегодня компенсирует убыли населения.
Другая, вызывающая особое беспокойство, проблема — старение населения. По критериям, принятым ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет превышает 7 %. За последние полвека в мире доля людей старше 60 лет выросла с 8 % до 10 %, и достигла 600 млн. чел.
Главным ресурсом любого государства являются его граждане. Это возобновляемый ресурс, в равной мере природный и социальный, количество и качество которого зависят изначально от деятельности семьи. Рождение, физическое и духовно-нравственное вскармливание детей и их воспитание — это деятельность, самая главная, ответственная, творческая и тяжелая из всех ныне известных, в связи с чем необходимо признать, что проблема объективного и критического анализа истинного положения, перспектив развития и оздоровления семьи стоит со всей остротой.
Основным принципом социальной политики государства в отношении детей должно быть наилучшее обеспечение их интересов в ходе проводимых социально-экономических реформ. Но отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении института семьи сделало его безоружным перед натиском деструктивных процессов, вызванных социально-экономическими и политическими реформами.
Выделим основные проблемы и недостатки семейной и демографической политики.
1. Следствием кризисного состояния семьи в свою очередь стало возрастание числа неблагополучных, в том числе асоциальных семей, часто полное устранение родителей от воспитания своих детей, рост агрессии семьи по отношению к детям: их физическое, психологическое и сексуальное насилие, экономическая эксплуатация. Нарушенная система отношений в этих семьях породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство.
2. Неблагоприятные современные социально-политические и социокультурные условия резко усугубили противоречия между традиционными семейными и внесемейными отношениями, что позволяет, говорить о кризисном состоянии духовно-ценностного потенциала семьи. Еще одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, деформации или утраты семьей социализирующей и воспитательной функций способствовала государственная политика в отношении семьи и детей в России, начиная с послереволюционных лет и до недавнего времени. Она нацеливала семью на коллективистское воспитание детей как на наилучшее, отлучала детей от семьи, а их воспитание доверялось государству. Идеологическая установка на «огосударствление» семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу государственным институтам (образования, досуга, культуры) многих традиционных семейных функций. Это постепенно обесценивало институт семьи, что не замедлило сказаться на качестве социализации и воспитания подрастающего поколения.
Дезорганизация семейного воспитания наблюдается сегодня во взаимной отчужденности детей и родителей, «нежелании посвящать лучшие годы жизни заботе о детях», что часто сопровождается насилием родителей над детьми, побегами последних из семьи, асоциальным поведением детей и подростков.
Следует признать, что нарастание социальных рисков превосходит адаптационные возможности большинства семей. Вследствие очевидного противоречия между реальными возможностями семьи, обусловленными ее современным положением и социально-экономической ситуацией в обществе — с одной стороны и возлагаемыми на нее обязанностями, возникшими из-за отказа государства выполнять ранее взятые в отношении ее обязательства — с другой стороны, семья не справляется со своими функциями.
3. Сегодня единая правовая база государственной семейной политики в стране отсутствует, ее функции системно не включены в деятельность органов государственной власти.
Функции семейной политики чётко не определены и крайне недостаточно включены в практическую деятельность органов власти. При решении экономических, политических, других государственных проблем права и интересы семьи целенаправленно не прорабатываются и не учитываются в необходимом объёме. Не решены в интересах семьи многие проблемы, возникшие в переходный к рыночным отношениям период (приватизация, налогообложение, семейное предпринимательство, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен накопленный в прошлые годы опыт поддержки семьи. Происходит недооценка правоспособности семьи (иметь права и выполнять обязанности), необходимости наделения семьи полноценным социальным статусом, обеспечения правового регулирования отношений семьи с государством и его институтами.
В деятельности органов власти не получили отражения важнейшие вопросы, связанные с жизнедеятельностью немаргинальных семей, оказанием им содействия в реализации основных функций, развитием семейной экономики, культуры, образования. Недооцениваются задачи проведения социальной экспертизы принимаемых в регионах решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. Программы часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Их комплексность зачастую выражается лишь в объединении мероприятий, относящихся к разным сферам социальной политики. Нередко в программах не представлены концепции, механизмы реализации намеченных мер.
Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Вместе с тем при формировании семейной политики необходимо принимать во внимание, что семья — сложно устроенная система, а не просто проживание в одном месте взрослых и детей. Защищая и обеспечивая интересы одного из членов этой системы (семьи), важно понимать актуальность сохранения целостности этой системы для каждого из ее членов, а для ребенка — в первую очередь. Реализуя право ребенка на защиту государства в случае неисполнения или исполнения не в полной мере семьей обязанностей в отношении него, важно помнить, что биологическая семья — это прежде всего среда, естественная для ребенка. Государственно-правовая охрана детства — один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст. ст. 7, 38, 39 Конституции РФ. Обеспечение прав и защита интересов ребенка, безусловно, приоритетны.
Другой проблемой работы органов социальной защиты является недостаточное финансирование социальной сферы, поскольку без достаточного финансового обеспечения социальной сферы «социальная политика как бы повисает в воздухе остается нереализованной». Необходимость увеличения государственных ассигнований столь же настоятельно требует их более рационального использования.
4. Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Между тем за 90-е годы ее реальная покупательная способность снизилась почти в 2 раза, обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.
Рождение ребенка в семье — радостное событие. В каждой стране государство старается поддержать новоиспеченных родителей, но в детских пособиях и правилах их оформления легко запутаться. Какие же выплаты полагаются в качестве детских пособий в России и, как их получить?
Во-первых стоит учесть, что пособия полагаются абсолютно всем родителям в России, независимо от региона. Их суммы и полный набор выплат могут отличаться, но саму выплату детских пособий обеспечивает федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Детские пособия полагаются, независимо от количества детей в семье, даже на первого ребенка, а вот дополнительные выплаты и меры социальной поддержки, такие как материнский капитал (закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ) и новые выплаты на детей, рожденных в малоимущих семьях (закон от 28.12.2017 года № 418-ФЗ) предоставляются уже опционально.
Получатели государственных выплат
Льготы и соцпособия от государства устанавливаются не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти вправе ввести «особенные» виды поддержки и помощи населению. Как пример — выплаты, характерные для конкретного региона проживания. А вот отменить или снизить федеральные привилегии местные власти не вправе.
Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:
Льгота |
Получатель |
---|---|
По состоянию здоровья |
|
По утрате дохода |
|
Детские выплаты |
|
По социальному статусу |
|
По месту проживания |
|
Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.
Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:
- компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
- компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
- бесплатное зубопротезирование.
Размер и порядок получения льгот ветеранам утверждаются и на федеральном, и на региональном уровнях.
Региональные единовременные выплаты
Регионы к единовременному пособию при рождении ребенка добавляют свои выплаты. Чтобы их получить, один из родителей и ребенок должны быть прописаны в этом регионе. Например, в конце 2022 и начале 2023 года были установлены такие единовременные пособия:
Регион | Выплата |
Москва | 6 313 руб. – за 1 ребенка
16 642 руб. – за 2 и последующих 57 383 руб. – при рождении либо усыновлении 3-х и более детей сразу |
Югра (Ханты-Мансийский автономный округ) | 20 000 руб. |
Санкт-Петербург | 34 777 руб. – за 1 ребенка
46 372 руб. – за 2 ребенка 57 962 руб. – за 3 ребенка |
Тульская область | 14 000 руб. |
Правила расчета суммы будут едины для всех:
- если доход на каждого члена семьи менее одного прожиточного минимума – размер пособия составит 50% прожиточного минимума по региону;
- если с учетом пособия доход все еще менее одного прожиточного минимума – размер пособия увеличивается до 75% прожиточного минимума по региону;
- если даже после этого доходы не дотягивают до прожиточного минимума – будет назначено максимальное пособие в размере 100% прожиточного минимума по региону.