Гражданское право отличается от административного?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское право отличается от административного?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Особенности административного права

Особенности АП:

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.

Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.

Сравнительная таблица:

Вид правовой отрасли Административное право Гражданское право
Что регулирует? Регулирует управленческие отношения. Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения.
Кто участвует? Юридические и физические лица, государственные учреждения. Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство.
Метод регулирования Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов.
Вмешательство государства Административное право регулируется государством. Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные).
Нормативный акт Административный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ.
Могут ли лишить свободы на нарушение прав Нет. Нет.

Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.

При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.

Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Конфликт стандартов доказывания в административном и гражданском праве

Размышления Р.С. Бевзенко о моделях возникновения деликтной ответственности в случае падение крыши снега[1] и Будылина С.В.[2] о стандартах доказывания в рамках российского права, натолкнули на следующий сугубо умозрительный казус, в вопросах применяемых стандартов доказывания в спорах, связанных с причинением вреда.

Вопрос – имеет ли в этом случае лицо В право на иск против лица А о возмещении вреда.

Предлагаю обратиться к следующей таблице:

Стандарт доказывания «вне всяких разумных сомнений».

Сомнения толкуются в пользу обвиняемого (п.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п.3 ст.1.5 КоАП РФ).

Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/ «внутреннее убеждение».

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст. 1064 ГК РФ).

Возможность предъявления иска в рамках гражданского процесса закреплена «между строк» и в Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 №23 – так на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Т.е. в рамках гражданско-правовых взаимоотношений – значение постановления по делу об административном правонарушении определяет суд, оно не обладает 100% преюдициальным эффектом, но может обладать таковым, если суд сочтет это необходимым.

Читайте также:  Кто относится к ветеранам труда федерального значения льготы в 2023 году

Мне представляется логичным, что установленный факт попытки сокрытия доказательств будет являться основанием установления виновности причинителя вреда в рамках гражданского процесса.

Таким образом – в рамках одного и того же случая, лицо А может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, но это не обязательно будет означать отказ в иске в рамках гражданского процесса о возмещении вреда.

Административное право готовая работа.doc

Административное право — одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РФ, в которой содержаться нормы определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.

Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Ими являются: граждане(физические лица), организации(юридические лица), должностные лица, военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства.

Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).

К коллективным субъектам относятся органы исполнительной власти, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.).

Права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

  1. конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав.
  2. права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение или замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др.

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:

  • абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования). Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;
  • относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
  • общие права граждан
  • специальные права

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные:

  • абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
  • относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В административном праве используются три юридических возможности: предписание, запрет и дозволение.

К основным функциям административного права традиционно относятся:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству ;
  • Организационная функция
  • Координационная функция,
  • Правоохранительная функция,
  • Воспитательная функция,

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно- правовой нормы . Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  1. Межгосударственные соглашения
  2. Законодательные акты ( конституция , законы , Кодексы об административных правонарушениях etc.)
  3. Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
  4. Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

Административно — правовые отношения представляют собой такой вид государственно — управленческих отношений в отношении которых существует такая административно — правовая норма, которая устанавливает и гарантирует права и обязанности сторон учавствующих в этом отношении. Вертикальные административно — правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган). Вертикальные административно — правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган).

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется рядом юридических признаков, а именно: общественной опасностью (вредностью, антиобщественным характером), виновностью, административной противоправностью и наказуемостью в административном порядке.

Под административной ответственностью понимается особая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной законодательством административно — правовой санкции. Административная ответственность граждан наступает по достижению 16-летнего возраста.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения. При этом, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит. Что лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

К числу органов государства, правомочных устанавливать административную ответственность, относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителей, так и другими лицами.

Виды административного наказания:

    • Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица
    • Административный штраф- денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:
      • МРОТ
      • Стоимости предмету административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения
      • Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения правонарушения либо сумме незаконной валютной операции

      Особенности административного права

      Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

      • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
      • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
      • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
      • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
      • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
      • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
      • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

      Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

      Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

      Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

      Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

      Это отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяния, а также основания уголовной ответственности и освобождения от нее.

      Предметом уголовного права выступают общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления. Субъекты уголовного права — это лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоприменительных органов.

      В русском языке оно употребляется как юридический термин с конца XVIII века. Его происхождение двойственно: с одной стороны, оно восходит к юридическим понятиям, употребляемым в древнерусских памятниках: «голова» (убитый), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (компенсация родственникам убитого); с другой — к латинскому прилагательному capitalis (производное от caput — голова, человек), которое в римском праве составляло наименования самых суровых наказаний, связанных с лишением жизни, свободы, гражданства. В русской литературе XV–XVII веков в ходу было слово «уголовие», имеющее значение «лишение жизни», «лишение головы».

      Современное Уголовное право Российской Федерации — система норм, издаваемых высшим представительным органом власти, определяющих основания и принципы уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступлениями, виды и размеры наказаний за них, в некоторых случаях основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

      Отношения, регулируемые уголовным правом, в юридической литературе рассматриваются в широком и узком смысле.

      В широком смысле — это отношения, которые появляются со вступлением уголовного закона в силу. Тогда начинают действовать превентивные (профилактические) функции уголовного закона, которые оказывают воздействие на неустойчивых лиц, и удерживают их от совершения преступления под угрозой наказания.

      В узком смысле — это отношения между государством и преступником, возникающие с момента совершения преступления и оканчивающиеся погашением (снятием) судимости либо освобождением от уголовной ответственности и наказания.

      В Российской Федерации в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции России принятие уголовного законодательства отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права принимать акты уголовного законодательства. В соответствии со ст. 105 Конституции России, органом, уполномоченным принимать федеральные законы, является Государственная дума Федерального Собрания.

      Уголовный закон — это единый нормативный акт, принятый Федеральным Собранием, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющие, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, какие наказания предусмотрены за их совершение и в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности или наказания. Это федеральный закон, действующий на территории всей России, имеет высшую юридическую силу.

      Ни один нормативный акт не может противоречить уголовному закону.

      Уголовный кодекс Российской Федерации является единственным законом, регламентирующим применение уголовной ответственности. Он включает Общую и Особенную части.

      В нормах Общей части регламентируются вопросы, относящиеся к таким основным понятиям уголовного права, как уголовный закон, преступление, наказание, освобождение от уголовной ответственности и наказания, уголовная ответственность несовершеннолетних, принудительные меры медицинского характера. В его Особенной части содержатся нормы уголовного права, которые предусматривают конкретные составы преступлений и меры уголовного наказания, установленные за их совершение.

      Уголовное право Российской Федерации, как материальная отрасль права, тесно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Применение норм уголовнопроцессуального и уголовно-исполнительного права, возможно, только в связи с совершением противоправного деяния (действия или бездействия), предусмотренного уголовным законом.

      Однако при этом уголовно-процессуальное и уголовноисполнительное право имеют свой собственный предмет правового регулирования. Так, предметом регулирования уголовно-процессуального права является деятельность органов дознания, следствия и суда по расследованию и рассмотрению уголовных дел, а также отношения, возникающие между участниками процесса в связи с совершением противоправного деяния, предусмотренного уголовным законодательством, и назначением мер уголовного наказания. Предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи с исполнением и отбыванием всех видов наказания.

      Предметом уголовного права является охрана общественных отношений, урегулированных иными отраслями права.

      Преступление: понятие, признаки, виды. В соответствии с уголовным законодательством России «преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания». Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

      Из вышеприведенного определения следует, что признаками преступления являются: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

      1. Общественная опасность составляет важнейший материальный признак преступления и выражается в причинении или создании угрозы причинения существенного вреда личности, обществу или государству. Если деяние (действие или бездействие) не представляет общественной опасности в силу малозначительности, то согласно ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации оно не является преступлением. О характере общественной опасности можно судить по значимости тех социальных ценностей, на которые посягает лицо, совершающее преступные деяния. В зависимости от этого законодатель на первое место ставит преступления против жизни и здоровья личности, а потом и другие виды преступлений.

      Степень общественной опасности преступления также определяется, во-первых, размером нанесенного ущерба.

      Например, ущерб, нанесенный кражей в крупном размере, более общественно опасен, чем ущерб, нанесенный кражей в менее крупном размере.

      Во-вторых, степень общественной опасности преступления зависит от способа совершения противоправных деяний.

      Грабеж, совершенный с применением насилия, наказывается строже, чем грабеж без насилия.

      В-третьих, степень общественной опасности противоправного деяния определяется виной, мотивами и целями совершения преступления. Преступления, совершенные умышленно, более общественно опасны, чем преступления, совершенные по неосторожности.

      При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления.

      КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования

      • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
      • об административном надзоре;
      • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
      • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
      • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

      Чем административное право отличается от уголовного

      Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью.

      Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу.

      Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю.

      При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве.

      Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

      Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения.

      Уголовная и административная ответственность таблица

      КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело.

      Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

      Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

      Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

      Во-вторых, дисциплинарная ответственность, как правило, возлагается на работника (служащего) непосредственно руководителем организации, где он находится в трудовых (служебных) отношениях, а меры административных взысканий применяются органами государственной власти или должностными лицами, с которыми правонарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе (например, административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами судебной власти, органами внутренних дел, органами государственных инспекций и т. д.).

      § 3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ОТ ПРОЦЕССОВ ГРАЖДАНСКОГО И

      Анализ того или иного явления не может исчерпываться его определением, в котором концентрируется внимание лишь на самых главных чертах исследуемого явления. Для более полной его характеристики, оценки отдельных сторон и свойств положительные результаты дает сравнение однотипных явлений, в частности административного процесса с гражданским и уголовным процессами. В административно-правовой литературе, как уже говорилось, существует тенденция формулировать понятие административного процесса по образу и подобию двух других видов процессуальной деятельности[104]. Сравнивая административный процесс с гражданским и уголовным, нельзя не обратить внимание на наличие общих черт у двух последних видов процесса. «Единство уголовного и гражданского процессов в том, что у них общий предмет регулирования— это вид Деятельности государственных органов, именуемый правосудием. Правосудие— центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[105]. Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[106]. По мнению М. С. Строговича, оба процесса являются способами, методами осуществления единого правосудия в двух разных сферах правовых отношений. Единство правосудия и суда в СССР означает и единство уголовного и гражданского процессов1 5. Разумеется, эти два вида процесса определенным образом отличаются друг от друга в том плане, в каком различаются два порядка судопроизводства. Однако у них значительно больше факторов сближающих, нежели разделяющих. Поэтому сравнение административного процесса мы будем проводить одновременно с двумя другими видами процесса. При сопоставлении административного и судебного процессов целесообразно прежде всего отметить общность между этими понятиями. Ее порождают два фактора — политический и юридический. Политический фактор состоит в том, что все разновидности процесса имеют социалистическую природу, отвечают интересам советского общества и государства и каждый из них реализует задачи коммунистического строительства. Юридическая общность проявляется прежде всего и главным образом в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. В то же время каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами. В принципе соотношение этих понятий, как нам представляется, выглядит следующим образом (см. схему на стр. 88). В советской юридической литературе по вопросу об общности процессов высказывались и другие суждения. Так, по мнению Н. Н. Полянского, административный и уголовный процессы объединяет прежде всего то, что суд и органы управления представляют собой органы власти, кроме того, их объединяет общая задача— борьба с 136

      правонарушениями .

      Нормы материального права Порядок

      реализации

      Вид процессуальных

      норм

      Уголовное Уголовный процесс Уголовно
      процессуальные
      Гражданское Гражданский процесс Г ражданско-
      Административное процессуальные
      Трудовое
      Колхозное
      Семейное
      Финансовое
      Трудовое
      Земельное
      Административное Административный Административно
      Гражданское процесс процессуальные
      Колхозное />
      Финансовое
      Трудовое
      Земельное
      Семейное

      С этим нельзя согласиться по следующим соображениям.

      Список используемых источников

      1. Конституция Российской Федерации М. 2003.
      2. Гражданский кодекс Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2005.
      3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2007.
      4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2006.
      5. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
      6. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.
      7. Калмыков Ю.X. О значении общих положений гражданского законодательства /Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998.
      8. Гражданское право: Учебник /Под ред. М.М. Агаркова, Д.М. Генкина. — М., 2006.
      9. Гражданское право: Учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Проспект, 2005.

      Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). — «Юристъ», 2001 г.

      Основные отличия гражданских правоотношений от других смежных по законодательству Российской Федерации

      

      В гражданском праве закреплен принцип равенства участников гражданских правоотношений.

      Так, если, например, в административных правоотношениях органы государственной или муниципальной власти могут навязывать свою волю другим субъектам, то в гражданских правоотношениях публичные образования не наделены властными полномочиями. В соответствии со ст.

      124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

      Согласимся с высказыванием А. В. Турбанова, что гражданские правоотношения крайне разнообразны, а законодательство, регулирующее эти правоотношения, отличается диспозитивностью [9, с. 4]. В отличие от публичных правоотношений (конституционных, административных и т. д.) гражданские правоотношения возникают в большей своей части по воли своих участников, как и ответственность сторон.

      Публичные правоотношения, возникающие в связи с установлением, а также реализацией правовых норм, носят, как правило, вертикальный характер, т. е. данные отношения, являются отношениями власти-подчинения.

      Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

      Сущность административного права:

      – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

      – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

      – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

      В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

      – управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

      – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

      – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

      Воздействие административного права на общественные отношения:

      – регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

      – определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

      – устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

      – за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

      Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

      2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

      3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

      4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

      5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

      6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *