Причинение смерти по неосторожности, ст. 109 УК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинение смерти по неосторожности, ст. 109 УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если человек не останется на месте аварии, то он подлежит наказанию по отдельной статье КоАП РФ, регулирующей меры, применяемые именно за это правонарушение при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

Какие санкции будут при летальном исходе в ДТП

Причинение смерти в дорожно-транспортном происшествии по неосторожности, связано с тем, что люди не придают значения своему поведению за рулем. Большинство водителей думает, что всегда успеет вовремя среагировать на непредвиденную ситуацию, но суровая статистика ДТП говорит о другом.

Если произошла смерть на дороге, то водителя как правило привлекают к уголовной ответственности и лишению свободы. Об особенностях наказания и возможных вариантах решения проблемы поговорим далее.

Если в аварии на дороге смерть наступила без отсутствия на то умысла, то следствие и суд применяют части 3-6 статьи 264 УК РФ.

В таком случае ответственность за причинение смерти в результате ДТП зависит следующих факторов.

Три важных обстоятельства совершения аварии:

  1. Дорожной обстановки.
  2. Состояния водителя (наличие в крови спиртного или наркотиков).
  3. Количества жертв.

Каковы последствия покидания места происшествия

Однако в случае виновности в ДТП, в котором есть погибшие, оставление места происшествия будет поводом к увеличению строгости наказания и привлечения водителя к уголовной ответственности по ч. 4 или ч. 6 ст. 264 УК РФ.

Наказание за смерть одного человека в ДТП — лишение свободы на срок от 5 до 12 лет, за смерть двух и более лиц — лишение свободы на 8-15 лет. И в том и в другом случае дополнительно с избранным наказанием применяется лишение права занятия определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Со стороны страховщика за сокрытие с места происшествия будет регресс.

Уголовное дело по ДТП со смертельным исходом: чего ждать обвиняемому?

Уголовные дела по ДТП входят в особую категорию дел, рассматриваемых судом. На сбор доказательственной базы, опрос свидетелей, проведение следственных экспериментов, криминалистических экспертиз с целью доказывания вины подозреваемого или невиновности уходит до полугода. В течение этого периода времени задачей адвоката по дтп с погибшими является сбор, анализ, обработка доказательств, сведений, фактов, которые могли бы реабилитировать клиента. Работа специалиста при дорожно-транспортных происшествиях заключается в том, чтобы его подопечному было назначено максимально лояльное наказание с минимальной денежной компенсацией.

Учитывая, что статья 264 УК РФ предполагает за совершение ДТП, в результате которого погиб человек, наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а если погибло два и более человека – от семи лет и выше, то участие адвоката по дтп со смертельным исходом является не вынужденной необходимостью, а единственно возможным шансом на получение минимального наказания за правонарушение.


ПДД в России представляет собой свод определенных требований к транспорту и лицам, его эксплуатирующим.

Вот только пересекаться с гаишниками и приставами в этот период не рекомендуется – тогда штраф будет удержан , транспортное средство вовсе попадает на арест площадку, а самого автовладельца не выпустят из страны. В течение всего этого срока нарушитель также будет ограничен в другом, в том числе в возможности поставить на учет автомобиль или переоформить права с истекшим сроком действия.

В 2015 году предлагалось применить амнистию и для нарушителей ПДД и неплательщиков штрафов. Но эта инициатива не была одобрена .

Однако невозможно избежать ответственности, если за руль пришлось сесть в пьяном виде , например, для того, чтобы срочно отвезти больного к врачу (можно вызвать «скорую») или успеть доставить родственника в аэропорт (можно заказать такси). Поэтому нужно четко понимать, когда необходимость нарушить ПДД вызвана крайней необходимостью, и ваши действия позволят устранить опасность для жизни окружающих, а не подвергать их еще большему риску. Приурочено такое всепрощение обычно к какой-либо значимой дате – юбилею Победы, например.

Читайте также:  Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ

Виды преступлений по неосторожности

Уголовное законодательство содержит два вида, относящихся к неосторожности:

  • легкомыслие, которое проявляется в предвидении возможности наступления последствий общественно опасного характера при совершении преступлений, но с наличием самонадеянного, беспочвенного расчета на то, что последствия будут предотвращены. Интеллектуальным элементом в данном случае выступает предвидение возможного наступления негативных результатов. Волевая составляющая заключается в самонадеянном расчете на предотвращение последствий. Для легкомыслия характерно сознательное нарушение норм, регламентирующих предосторожность. Именно осознанность собственной неправомерности и делает данные преступления более опасными, нежели те, вина которых выражена в форме небрежности. Легкомыслие имеет существенное отличие от умысла, проявляемого в косвенной форме. Это отличие заключается в волевом элементе, который характеризуется допущением последствий, представляющих опасность;
  • небрежность, которая проявляется в непредвидении того факта, что последствия наступят, хотя сам субъект должен был предвидеть их при наличии достаточного уровня внимания и предусмотрительности. Объективная составляющая небрежности нормативна и выражается в обязанности лиц предвидеть последствия, для чего требуется внимательность и предусмотрительность. Обязанность может быть установлена законом, должностными или профессиональными обязанностями и другими правилами.

Субъективная составляющая заключается в способности лиц предусматривать те последствия, которые могут наступать в результате конкретных противоправных действий.

Преступление, совершенное по легкомыслию

Легкомыслие проявляется как с точки зрения интеллектуального, так и со стороны волевого момента. Интеллектуальная составляющая проявляется в возможности предвидения и самонадеянном расчете на то, что последствия, которые наступят в результате преступления, будут предотвращены. Волевая часть заключается в наличии желания на недопущение их.

Так, совершая деяние, имеющее неосторожную форму вины, лицо с осознанием относится лишь к самим действиям, не усматривая в них общественной опасности, проявление которой характерно лишь для того момента, когда последствия фактически наступают.

В качестве примера преступления, связанного с легкомыслием, может выступить причинение смерти, осуществленное водителем автотранспорта, который достиг высоких скоростных показателей, но полает, что при наступлении нестандартной ситуации сумеет затормозить и не допустить аварийной ситуации, но в требуемый момент осознает неисправность в работе системы торможения и совершает наезд на пешехода.

Данный пример позволяет установить, что лицо имеет желание на недопущение последствий, соединенных с общественной опасностью, предвидит возможность ее наступления, однако рассчитывая на исправность собственного автомобиля, полагает, что негативные последствия не смогут наступить. Расчет автомобилиста не оправдан, в результате наступает смерть пешехода.

Преступное легкомыслие

Преступное легкомыслие проявляет лицо в том случае, когда оно предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Наиболее распространенными, типичными случаями совершения преступлений в виде легкомыслия являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – ст.ст. 264 , 350 УК РФ.

Водитель, солдат срочной службы вел автомашину, в кузове которой находились военнослужащие, возвращавшиеся с работы в часть. Шел дождь, дорога была скользкая, а водитель, несмотря на неоднократные напоминания старшины, ехавшего в кабине, снизить скорость, вел машину с большой скоростью, отвечая старшине, что не волнуйся, мол, все будет в порядке. Но на одном из поворотов, при резком торможении, автомашину развернуло, она свалилась в кювет и перевернулась. Из числа военнослужащих, находившихся в кузове, один солдат получил тяжкий вред здоровью, а другим был причинен легкий вред здоровью и ушибы.

Легкомыслие этого шофера выражалось в том, что он предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своего поведения, но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение.

В законе (ст. 26 УК РФ) преступное легкомыслие характеризуется двумя признаками:

1. Интеллектуальным – предвидением возможности наступления общественно опасных последствий;

2. Волевым – без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Ученые – юристы[88] юридического факультета СПбГУ считают, что хотя в законе и не говорится о том, что лицо осознает общественно опасный характер своих действий при легкомыслии, однако, рассуждая логически, можно прийти к выводу, что если субъект предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, он обязательно осознает общественно опасный характер и самих действий, ибо предвидение опасности последствий возможно лишь при понимании опасности действий. Иная конструкция интеллектуальных признаков представляется логически невозможной.

Другие авторы или умалчивают об этом, или говорят о возможности осознания общественной опасности совершенного.[89]

Читайте также:  Копия судебного приказа о взыскании алиментов в бухгалтерию

Следует согласиться с мнением ученых-юристов СПбГУ потому, что какой бы мы пример ни взяли с легкомысленной виной, субъект всегда нарушает какое-то правило поведения. Например, водитель, превышая разрешенную правилами дорожного движения скорость, осознает этот факт и полностью понимает происходящее. Эти правила установлены для того, чтобы избежать возможного наступления вредных последствий. Если субъект предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, очевидно он осознает и то, что он нарушает правила, т.е. совершает общественно опасные действия.

Указанные действия, не будучи преступными без последствий, являются общественно опасными и субъект это осознает.

Предвидение общественно опасных последствий заключается в том, что лицо предвидит абстрактную возможность (не неизбежность, как при прямом умысле или конкретную возможность при косвенном умысле) наступления общественно опасных последствий, понимает, что при таком поведении в подобных ситуациях могут наступить эти последствия, но самонадеянно рассчитывает, что в данном конкретном случае у него они не наступят (с кем-то происходили, кто-то попадал в аварию в подобных случаях, командир проводил инструктаж и предупреждал, — все эти обстоятельства обязывают человека прислушаться к голосу рассудка и поступать таким образом, чтобы исключить возможность наступления общественно опасных последствий).

Волевой признак характеризуется тем, что лицо самонадеянно рассчитывает на предотвращение вредных последствий, но этот расчет оказывается недостаточным для предотвращения опасных последствий. Расчет субъекта основывается на реальных факторах (профессиональная подготовка, большой опыт, хорошая реакция, благоприятные погодные условия, надежные тормоза и др.), однако расчет на эти обстоятельства оказывается легкомысленным. Следовательно, лицо не только не желает наступления вредных последствий, но и рассчитывает на какие-то конкретные обстоятельства, которые дают возможность избежать опасных последствий. Но этот расчет оказывается поверхностным, не серьезным, не основательным. Что-то не учитывается и наступают вредные последствия.

Причины аварий с летальными последствиями

По статистике, трагедии чаще всего происходят из-за грубых нарушений ПДД. Общепринятые правила, соблюдение которых обязательно для каждого водителя, предназначены для того, чтобы сократить число ДТП в целом. Аварии с погибшими – это свидетельство того, что ПДД нарушались.

К факторам, сопутствующим происшествию, относятся:

  • Вождение ТС в состоянии опьянения;
  • Нарушение скоростного режима;
  • Движение на запрещающий сигнал светофора;
  • Несоблюдение правил пересечения пешеходных переходов;
  • Плохое качество дорожного покрытия, разметки;
  • Технические неисправности ТС;
  • Неиспользование ремней безопасности.

Таким образом, к гибели на дороге могут привести многочисленные причины. Провоцирующие факторы определяются при изучении места происшествия. В дальнейшем эти данные влияют на ответственность за ДТП со смертельным исходом.

Вынесение приговора, есть ли надежда на условный срок

Независимо от совершенного преступления, суды при формировании итогового решения учитывают совокупность факторов, говорящих как в пользу обвиняемого, так и против него. Некоторые из них перечислены в УК РФ, но этот список на практике не является исчерпывающим.

В него добавляются пункты, неразрывно связанные с характером преступных действий. В случае с ДТП – это отношение виновника к предписаниям правил дорожного движения. Ведь они устанавливают обязательные действия для водителей на случай аварии.

Теперь рассмотрим список смягчающих и отягчающих обстоятельств непосредственно применительно к ст. 264 УК. Они чаще всего берутся во внимание судами на стадии рассмотрения уголовных дел по факту ДТП.

При наступлении смертельного исхода в результате дорожного происшествия, максимальная страховая выплата родственникам погибшего определена на уровне полумиллиона рублей.

75 % от этой суммы направляется на компенсацию реального ущерба, а 25 % предоставляется в качестве возмещения расходов на погребение. Когда сумма страховки будет меньше документально подтвержденного вреда, разницу обязан доплатить виновник ДТП.

Члены семьи погибшего дополнительно вправе претендовать на компенсацию моральных страданий. Однако она находится за пределами действия полиса ОСАГО. Поэтому вопрос с моральным ущербом решается в суде посредством предъявления иска к причастному к аварии водителю.

В некоторых случаях страховая компания имеет право регресса к виновнику происшествия. Все основания конкретно прописаны в законодательстве по ОСАГО.

Когда авария с погибшим квалифицируется как преступление

Виновник получает наказание только, если в результате аварии кто-то погиб. Однако на месте не всегда можно определить, есть ли погибшие или они отсутствуют. Это не всегда возможно определить на месте аварии, так как случаи бывают разные.

К примеру, медики приводят случаи, когда жизни пострадавших ничего не угрожало и они чувствовали себя нормально, но через короткий период они умирали. Если это было связано с ДТП и имеется прямая связь, то обвиняемого накажут. В противном случае наказания удастся избежать.

Читайте также:  ФССП в 2023 году станет правоохратительной

Также бывали случаи, когда человек после аварии был в тяжёлом состоянии, но выживал. Однако тогда наказание всё равно предусмотрено, хоть и не такое суровое, как за смерть. Это расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью.

Некоторые водители со слабым сердцем перед столкновением могут испугаться, из-за чего возникает инфаркт и наступает смерть.

Согласно статье 264 Уголовного кодекса РФ виновный – это тот водитель, который нарушил ПДД и из-за этого случилась авария с одним или более погибшими. В таком случае виновное лицо привлекается к уголовной ответственности. При этом важно, что смерть наступила именно из-за удара, а не из-за испуга или инфаркта. Водитель не должен совершить ДТП намеренно со злым умыслом, иначе это будет расцениваться как убийство.

Нанесение телесных повреждений, повлекшее смерть

Статья 109 УК – очень похожий состав с описанным выше причинением тяжкого вреда здоровью, практически с одинаковыми санкциями. Разница в объекте преступления. Здесь объектом является уже жизнь человека. Подробнее про причинение смерти по неосторожности можете почитать в этой статье.

Пример. Охранник на предприятии в вечернее время проверил все помещения, где могут находиться работники. Закрыл проходную и выпустил во внутреннюю территорию сторожевых собак одной из крупных пород. Вопреки имеющейся у него инструкции по охране объекта с использованием собак, охранник не одел на своих помощников, находящихся без привязи намордники. В это время из помещения одного из цехов в направлении проходной вышел работник, который на момент осмотра охранником помещений находился в душевой. Собаки напали на работника, одна из них прокусила артерию на ноге, и работник умер.

Охранник мог предвидеть наступление опасных последствий, не первый раз работники задерживались в вечернее время на территории предприятия. Можно было также и предположить, что собаки без намордника могут причинить довольно серьезный вред здоровью человеку.

В действиях усматривается неосторожность в форме бездействия – не выполнил пункт Инструкции – не надел намордники.

Если пострадал пассажир в машине виновника?

Обратите внимание, что уголовная ответственность может начать действовать не только в случаях, когда водитель своими виновными действиями столкнулся с другим автомобилем, где был ранен или погиб другой человек, и не только при наезде на пешехода. Даже если у нарушителя ПДД в машине сидел пассажир, то водитель может понести ответственность. И, если в случае с машиной такси, к примеру, это логично и закономерно, то в случае, когда рядом на пассажирском сиденье сидит супруг или супруга, например, уже не настолько.

Тем не менее, это так! Даже если пострадал только автомобиль виновника ДТП (например, при столкновении с деревом), а также получил тяжкий вред здоровью или погиб пассажир, то водитель понесёт уголовную ответственность.

Строгий строгий Запад

Как выясняется, наказание при ДТП со смертельным исходом в России – одно из самых мягких в мире. В Китае, например, в особо опасных случаях виновник может поплатиться своей жизнью – там предусматривается смертельная казнь. Но давайте посмотрим на страны, с которых мы чаще всего берем пример.

«Во Франции, если ДТП, совершенное водителем в состоянии опьянения, имело тяжелые последствия, штраф может достигать 150 тысяч евро, – рассказывает заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов. – Это помимо тюремного срока от 10 лет».

В Германии водитель, совершивший ДТП со смертельным исходом, может попасть за решетку пожизненно, говорят члены Ассоциации юристов России Александр Иноядов и Асия Мухамедшина. «Если судят как «лицо молодого возраста» (в немецком уголовном праве такими считаются люди, достигшие 18 лет, но еще не достигшие 21 года), то он сядет максимум на 15 лет, – поясняет Мухамедшина. – Но после 20 лет уже судят как взрослых. Тогда срок будет пожизненным, а машину квалифицируют как орудие убийства, и судят уже не за нарушение ПДД. И как бы ни старались адвокаты переквалифицировать по статье УК Германии как причинение смерти по неосторожности в результате ДТП – попытки безуспешны. Судьи все равно судят строго как за умышленное убийство».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *