Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая грамотность для детей и подростков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.
В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).
Рекомендации детям и подросткам:
- Задавайте себе два вопроса: «зачем мне это надо?» и «что мне это даст?». В современном мире мы можем не замечать рекламных уловок и часто принимаем решения на эмоциях. Прежде чем совершать покупку, подумайте, что будете делать с ней, сколько раз воспользуетесь, принесёт ли она пользу.
- Делите все траты на пользу и удовольствие. Например, хотите купить велосипед и квадрокоптер. Велосипед принесет максимум пользы и максимум удовольствия, так как это полезно для здоровья, и вы сможете весело проводить время. Квадрокоптер будет интересен в первые дни этого необычного опыта, а затем вы про него забудете. Поэтому логичнее выбрать велосипед.
- Учитывайте и планируйте все свои доходы и расходы. Как только получаете деньги, попробуйте сразу их распределить. Большее количество отложите, 30% потратьте на то, что действительно нужно, 20% – на то, что вы хотите, например, поход в кино или кафе.
Лайфхаки для детей и родителей
Для грамотного планирования можно подключить финансовые приёмы. Например, методика “Пять конвертов”, суть которой заключается в том, что месячный заработок распределяется по 5 стопкам или пакетам. Четыре из них — это расходы на месяц, по одному на неделю. Пятый конверт — накопления на цели.
Ещё один увлекательный способ копить деньги — расчертить табличку, сделав в ней 50 клеток. В каждой клетке прописывается сумма, например, от 10 до 100 рублей (хотя цифры могут меняться как в меньшую, так и большую сторону). По определённым дням подросток выбирает любую сумму из таблицы, зачеркивает её и откладывает в копилку или отдельный конверт. Таким образом нужно зачеркнуть все клеточки. Данный метод подходит для тех молодых людей, которые получают деньги на карманные расходы несколько раз в месяц, например, еженедельно.
Хочется напомнить родителям, что одна из самых действенных “фишек” — собственный пример. Не нужно воспитывать детей, займитесь воспитанием себя — это истина, не раз доказавшая свою состоятельность.
Заключительные советы по преподаванию финансовой грамотности для детей
- Контекст должен быть грамотным
Финансовая грамотность – неотъемлемая часть функциональной грамотности. В учебном курсе важно в контексте говорить о последней.
- Вопросы побуждают мотивацию
Задание всегда должно начинаться с заголовка, который пробудит у учеников желание задавать вопросы. Он должен содержать в себе уже имеющиеся знания с одновременным призывом к уточнению деталей и, возможно, даже вызовет удивление со стороны детей.
Разберем заголовок «Сколько стоит отпраздновать день рождения?». Ситуация знакомая. Каждый ребенок в своей жизни имел такой праздник. Это подтолкнет участников к обсуждению. Где можно собрать гостей? Какой торт будет на торжестве? Все вопросы желательно фиксировать на доске с указанием автора. Это покажет ученикам, что процесс обучения затрагивает всех. Каждый увидит, что его вопрос стал источником новых знаний.
После разбора ситуации будут поступать вопросы. Их важно соотносить с теми, которые были записаны на доске. Это будет фактором мотивации, особенно если указано авторство.
Вообще разговоры о деньгах в нашем обществе, особенно с детьми – дело сложное. Важно соблюдать баланс между зацикленностью на финансах и полным отсутствием знаний об этом аспекте жизни в семье. Детский психолог, автор книг о воспитании Людмила Петрановская предложила интересную и простую метафору, способную объяснить детям ценность денег. «Деньги – это эквивалент времени», – утверждает она, ибо время – ресурс невосполнимый. Мама и папа тратят своё время, свои кусочки жизни, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, когда это же самое время они могли бы провести с детьми. С такой позиции понять, почему деньги расходовать нужно разумно, сможет понять даже дошкольник. Совсем маленьким капризулям будет проще объяснить, почему не стоит покупать десятую по счёту пони или машинку.
В процессе усвоения ребёнком навыка разумного обращения с деньгами, как и в любых других воспитательных процессах, важны такие составляющие, как последовательность, пример поведения родителей и соответствие информации возрасту ребёнка.
Помогите сформировать доход
Доход ребёнка может состоять из нескольких частей:
- Деньги, которые родители выделяют на карманные расходы. Это личный «доход» ребенка, который родители не имеют права контролировать, даже если очень хочется.
- Деньги за помощь родителям (дополнительные работы по дому, даче, помощь на работе, мотивация за достижения в учёбе, спорте).
- Подработка. В подростковом возрасте уже доступны разные способы заработка (доставка, продажа мороженого, подработка няней, помощь знакомым, соседям, фриланс).
Как общаться с детьми дошкольного возраста?
• В возрасте 4-7 лет у детей формируются базовые представления о жизни. В этот период неплохо объяснить им, что такое деньги и откуда они берутся. Будет здорово, если ребёнок разберётся с номиналом денег и научится хотя бы немного считать их. После этого можно обсудить, сколько стоят разные игрушки.
• Поговорите с дошкольником о потребностях для понимания того, что деньги тратятся на нужды и не все спонтанные желания могут быть реализованы. Рассказ о доходах и расходах можно осуществлять на наглядном примере. Это может быть конструктор из нескольких кубиков или апельсин, который вы разделите на дольки.
• Чтобы закрепить информацию, составляйте список покупок вместе с ребёнком: даже не умея писать, он может дополнять план рисунками. Если в магазине малыш просит купить что-то лишнее, переключайте его внимание на выбор товара из списка и просите помочь с выбором. Пусть он, например, определит вкус чая, положит в корзину взвешенные томаты и т. д.
• Можно рассказать, где и почему работают родители, чтобы у дошкольника установилось понимание доходов как результатов труда. При желании можно даже привести ребёнка на работу и устроить ему небольшую экскурсию.
Будучи воодушевлёнными темой «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», не переусердствуйте, чтобы малыш не стал одержим, например, карманными расходами. Покажите, что многие вещи в жизни вы делаете не из-за денег, а ради заботы о семье. По этой причине психологи не советуют увлекаться манипуляциями – денежным вознаграждением ребёнка за привычные вещи: мытьё посуды за собой, сбор раскиданных игрушек и т. д. А вот разрешить оставить сдачу после похода в магазин себе – нормальная практика. В крайнем случае, можно ввести систему материального поощрения за то, что ребенок выполнил по своей инициативе. Например, вынес мусор пожилой соседки.
Разъясняя ребёнку размер семейного бюджета, не раздражайтесь на его просьбы купить что-то дорогое и не повторяйте слишком часто, что вам это не по карману. Такие замечания могут сформировать у малыша неправильное представление, что деньги очень-очень важны (раз их всё время не хватает), а хотеть чего-то – это вообще стыдно и плохо.
Спокойно и подробно объясняйте, почему у вас не получается исполнить желание прямо сейчас. Например, новую машинку купить не получается, потому что деньги ушли на недавний вертолет, который ребенок уже забросил, разлюбил или даже сломал. Кроме того, всегда можно предложить альтернативное решение: накопить на желаемое, получить это в подарок к празднику, найти замену дешевле или даже продать что-то из уже ненужных игрушек.
Список полезных мультфильмов
В детской мультипликации часто встречаются сюжеты с образовательным контентом на финансовую тему:
1. В «Смешариках» есть отдельная серия мультиков «Азбука финансовой грамотности для детей». Эпизоды поделены на несколько сезонов для детей разного возраста. Можно найти серии про кредиты, накопление денег и т. п. Продолжение проекта – «Уроки финансовой грамотности».
2. В «Фиксиках» есть сюжеты про появление денег в мире и разницу между оригинальными купюрами и подделками («История вещей», «Деньги», «Копилка»). А мультфильм «Три кота» рассказывает о правильном походе в магазин за первыми покупками (серия «Поход в магазин»).
3. «Богатый бобрёнок» – 12 мультфильмов, выпущенных при поддержке Минфина. В сюжетах расскажут, как планировать доходы и расходы, что такое бизнес, зачем нужно государство. Интересно, что в конце каждой серии предлагается самому решить, как должен поступить главный герой.
4. Можно поставить ребёнку специализированные мультфильмы. Самый известный – «Азбука денег тетушки Совы». Речь идёт о серии 5-минутных сюжетов с интересными историческими фактами. Мудрая сова, например, рассказывает, из чего состоит бюджет и как работает банковская система. Смотреть лучше с ребёнком, чтобы сразу объяснять непонятные термины.
5. «Пин-Код: Финансовая грамотность» – ещё одна серия мультфильмов от «Смешариков». Здесь можно узнать про страхование, инвестиции, криптовалюту, онлайн-покупки и защиту от мошенников.
К слову, поучительные сюжеты встречаются не только в современных мультиках, но и в советских. Вы можете показать ребёнку, как Шарик и Матроскин из «Простоквашино» обсуждают покупку коровы, а Буратино закапывает монеты под деревом.
• В 13-15 лет дети во всю пользуются банковскими карточками. В этот период важно уберечь ребёнка от спонтанных покупок, поскольку безналичный расчёт даёт мнимое ощущение безопасности и богатства. Контролируйте расходы школьника через мобильное приложение, настройте ему лимит, если нужно, а также расскажите про кэшбек.
• Выдавать карманные деньги можно уже не каждый день, а разом на определённое время. Это разовьёт навыки финансового планирования и растягивания бюджета. Если ребёнок обратится за новыми деньгами раньше срока, объясните, что в следующий раз не станете ему помогать вне критических ситуаций. Будьте здесь последовательны и не нарушайте договоренностей.
• Предложите ребёнку установить на телефон приложение, которое помогает отслеживать накопления и лишние траты. Например, Bankaroo – образовательный виртуальный банк (правда, без русского языка), а Alzex Finance – система ведения домашних расходов и доходов.
• Подростку можно и нужно доверять не только покупку еды и развлекательных материалов, но и одежды и гаджетов. Старайтесь не критиковать выбор ребёнка: пусть учится на собственных ошибках и отличает качественные вещи от переоценённых.
• В этом возрасте можно приучать ребёнка к самостоятельному зарабатыванию денег. Лучше, если школьник будет выполнять задачи от родителей или близких родственников. Например, подравняет газон или выгуляет собаку. Такая работа не только привьёт понимание важности труда, но и улучшит дисциплину.
• Хотите лучше познакомить ребёнка с кредитной системой? Сделайте ему дорогой подарок, но пользоваться им разрешайте только ограниченное время. Это будут своеобразные проценты за кредит, которые будут действовать в течение выбранного вами срока.
• Проверить финансовые знания ребёнка можно на сайте проекта «Дружи с финансами». Там же вы найдёте полезные статьи, видеоматериалы и комиксы по теме. Есть на платформе и советы для взрослых, так что заглядывать можно всей семьёй.
Этап 2. Желание пойти в магазин
Следующим этапом стало то, что она стала проситься в магазин за продуктами одна, без меня.
— Мама, когда я буду ходить в магазин одна?
— Когда мусор будешь выносить сама, тогда и в магазин будешь ходить одна.
— А когда я буду выносить мусор? Давай я пойду сейчас!
— Надо ещё немного подрасти. Давай так: исполнится 5 лет и тогда и пойдешь.
Примерно год-полтора ребёнок ждал, когда же исполнится 5 лет, чтобы вынести мусор! и тогда мама отпустит в магазин
К моему удивлению, в 5 лет она сама мне напомнила об этом разговоре, даже чуть раньше, убедилась, помню ли я о своём обещании, не передумала ли я. Естественно, обещание я выполнила.
Ещё одной игрушкой, которая нам помогала учиться распоряжаться деньгами, была зверушка-копилка, которую нужно было сначала раскрасить. Многие дети любят работать с красками и им ценны работы, выполненные своими руками. А потом я просто сказала: «Смотри, если в эту копилочку ты будешь откладывать деньги, то скоро сможешь купить не просто мороженое, а целый тортик». Ребёнку понравилась такая перспектива. И скоро она уже купила на свои «собственные сбережения» вкусный тортик, который, конечно же, выбирала и оплачивала сама. Ещё через какое-то время сама купила игрушку, которую хотела, а потом – телефон, потому что предыдущий разбился.
Дети схватывают налету. Главное и сложное – донести до них информацию и увлечь.
Основы финансовой грамотности для дошкольников
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:
- не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
- предлагать альтернативу;
- не доводить ситуацию в магазине до истерики;
- спокойно, но твёрдо настаивать на своём.
С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:
- можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
- играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
- обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.
Умножить, поделить, прибавить и отнять
Корреспонденту «Российской газеты» удалось одному из первых ознакомиться с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Финансовой грамоте обучат школьников, их родителей, воспитанников детдомов и учащихся школ-интернатов
О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал «РГ» директор проекта Андрей Бокарев, возглавляющий департамент международных финансовых отношений минфина.
Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты… И все это — подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?
Андрей Бокарев:
Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финансовой грамотности, скорее уверенный «середнячок».
Есть очевидные лидеры, в первую очередь англосаксонские страны — Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.
Что отличает именно нас?
Андрей Бокарев:
Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца.
Другая проблема — люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.
Повышение финансовой грамотности в начальной школе
С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.
В это время хорошо приучить ребенка вести дневник «доходов-расходов». В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:
- научите ценить и управлять деньгами;
- повысите уровень его ответственности и аккуратности;
- потренируете навыки вычисления.
Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.
Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:
- размен монеток;
- «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
- «Профессии» с выплатой «зарплаты».
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Как научить ребенка экономить и копить
Прежде чем ставить финансовую цель и начать копить на «мечту», ребенка стоит спросить:
-
зачем ему этот предмет;
-
что он с ним будет делать;
-
как долго им можно пользоваться;
-
что делать с этим предметом, если он станет не нужен.
Когда ребенок убедится, что ему действительно нужна эта покупка, можно приступать к планированию. Определите:
-
финансовую цель (что нужно приобрести);
-
срок;
-
стоимость;
-
сколько нужно откладывать ежемесячно или еженедельно;
-
в каком виде откладывать деньги (наличными или на банковской карте).
Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Уже начиная с раннего возраста, с 3-4 лет, когда малыш начинает проявлять интерес к деньгам, можно начинать обучение. Нужно наглядно показывать, как именно распоряжаться деньгами. Важно объяснить ему, что не нужно покупать игрушки и вкусняшки импульсивно. Чтобы малыш смог ощутить себя взрослым, дайте ему купюру и позвольте самому оплатить покупки. Всегда расплачивайтесь наличными, а не картой. Оплата наличными даст возможность ощутить процесс расставание с деньгами.
Карманные деньги — это самый лучший способ научить ребенка обращаться с ними. Можно ввести такое правило, что ребёнок будет получать столько карманных денег, сколько ему лет. Допустим, 3 года — 3 рубля в день, 4 года — 4 рубля и т.д. Если вы дали наличные, то уже не отбирайте их и не контролируйте куда он их потратит. Это уже его деньги и он решает куда их потратить.Если ему не хватает еженедельной суммы, и он желает купить что-то подороже, то не нужно добавлять деньги.
Предложите ребёнку подождать, на следующей неделе он получит еще сумму, и уже сможет позволить себе купить то, что он хочет. Это прекрасная возможность научить его не только накапливать, но и не совершать импульсивные покупки, а потерпеть, и купить что-то действительно стоящее. Выдавайте карманные деньги регулярно.
Психологи рекомендуют для накоплений использовать прозрачную баночку, ее легко открывать, и она поможет ребёнку видеть сколько денег у него есть на данный момент, как их количество увеличивается или уменьшается со временем.
Детям постарше можно предложить завести, например две прозрачные копилки. Пусть он напишет на одной — “Копить”, а на другой «Тратить”. Таким образом, будет видно сколько ещё нужно откладывать на свои цели, а сколько можно потратить. Копилка “Тратить” должна быть под финансовой ответственностью ребенка, пусть он сам решает, что делать с этими деньгами. Но важно установить границы, что именно нельзя покупать, даже если на это у него есть деньги. Решите, за что ребёнок будет платить сам.
Потребности, как правило, оплачиваю родители. Это одежда, еда, школьные принадлежности, дополнительные занятия и другие, необходимые в современном мире, вещи. Например, он может сам пополнять баланс на телефоне из карманных денег. Другой вопрос, как же быть с желаниями? Желания — это то, без чего ребенок может обойтись. Проведите границу между тем, за какие желания платите вы, а за какие он. По мере взросления, ответственность по оплате своих желаний, он должен осуществлять сам. Задача родителей со временем переложить ответственность за “желания”, на плечи ребёнка.
Для более глубокого понимания доходов и расходов, напишите на листке сумму доходов семьи, а также обязательные ежемесячные траты: оплата коммунальных услуг, питания и т.д. Отнимите суммы из доходов.Так ребенок сможет наглядно увидеть, сколько осталось средств, на приобретение желаемого. Помогите определить сколько нужно откладывать, чтобы получить желаемое, например, через полгода.
Таким образом вы постепенно приучите его к самостоятельности и ответственности, сформируете навыки взрослого и финансово грамотного человека. Умение распоряжаться личным бюджетом, поможет ребёнку в будущем жить комфортно и достигать своих целей.