Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к уставу некоммерческой организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устав общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем имеет ряд особенностей. Во-первых, токое ЮЛ можно зарегистрировать на домашний адрес генерального директора. Этот адрес также необходимо указать в Уставе как адрес самого общества.
Пошаговая инструкция “Как некоммерческой организации внести изменения в ЕГРЮЛ?”
Для того чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, рекомендуем действовать согласно данному алгоритму:
При создании ООО двумя и более физическими или юр. лицами в разделах Устава следует обратить особое внимание на такие вопросы, как:
- принятие решений на общем собрании и их оформление;
- порядок распределения доходов между учредителями (с учетом долей, участия в деятельности);
- передача долей наследникам;
- выплата компенсации наследникам;
- возможность продажи и выкупа долей;
- способы выхода из ООО.
Итак, Устав прошел проверку Минюста и НКО зарегистрировано.
Теперь все члены (участники) НКО должны жить по Уставу (ст.14 Закона №7-ФЗ).
Например, устав Ассоциации содержит требования своевременно уплачивать целевые, вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд. Поэтому если не исполняются эти требования, НКО может в судебном порядке взыскать долг по уплате взносов со своих членов (Постановления АС Северо-Западного округа от 17.05.2021 г. №А56-58636/2020, АС Волго-Вятского округа от 19.07.2018 г. №А28-15339/2017).
Но не только НКО может взыскать долги с ее членов (участников), а сама стать ответчиком. Например, член Ассоциации выходит из нее и ему должен быть возвращен ранее внесенный дополнительный взнос в компенсационный фонд. А невозврат взноса рассматривается как неосновательное обогащение, поэтому требования членов Ассоциации удовлетворяются (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.09.2020 г. №А46-23265/2019).
Различия между общественными организациями
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
Требования к названию
Название благотворительной организации может быть любым. Требование одно — наличие слова «фонд». В названии можно указывать основную благотворительную цель. Например, «Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Можно указать в названии фамилию человека, который является лицом фонда. Например, «Валерия Гергиева». Можно дать название, покрывающее достаточно широкую часть возможных программ: «Фонд «Центр социальных программ». Или, наоборот, в названии четко определить цель деятельности: «Рейс 9268» .
При использовании в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования при государственной регистрации, необходимо вместе с учредительными документами предоставить и документы, подтверждающие право на такое использование.
Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо
проработанных уставах.
Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».
Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:
Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.
Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет
по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.
Правда, есть одно исключение.
Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).
Ошибки
в разделе об органах управления НКО
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется его уставом.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
изменение устава некоммерческой организации;
определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;
сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
сведения о лицах, подписавших протокол.
Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).
5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.
Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:
- казачьи общества;
- общины коренных малочисленных народов РФ;
- государственные корпорации и компании;
- ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- нотариальные палаты;
- ТСЖ;
- фонды;
- некоммерческие партнерства;
- государственные, бюджетные и частные учреждения;
- автономные некоммерческие организации.
Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:
- Гражданский кодекс РФ.
- Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».
Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.
В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.
Что нужно учесть при выборе наименования открывающейся некоммерческой организации?
- Наименование должно включать в себя две части – произвольную и обязательную. В обязательной части указывается организационно-правовая форма НКО. Данное требование действует в силу норм ГК РФ, ст. 54, согласно которой юрлицо имеет свое наименование, указывающее на его ОПФ. Произвольная часть – это собственное, оригинальное название некоммерческой организации. Это, к примеру, может быть словесное и (или) цифровое обозначение. В наименовании государственного или муниципального учреждения также может быть указан его тип, к примеру, бюджетное.
- Наименование НКО должно характеризовать направление ее деятельности. Например, Благотворительный фонд помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь». Такое название НКО является верным, в нем закреплено основное направление деятельности организации.
- Наименование НКО должно быть полностью составлено на русском языке. Использование в нем отдельных иностранных слов не допускается. Но дополнительно название некоммерческой организации может быть приведено на иностранном языке или на языке народов России. Что, в частности, отражается в уставе. Главное требование – оба наименования должны быть идентичными. Правило о написании наименования НКО на русском языке установил Закон о государственном языке в РФ (№ 53-ФЗ от 01.06.05). Этот же закон закрепил возможность использования иностранного языка в наименовании НКО. Более того, несоответствие наименования НКО требованиям закона может стать одной из причин отказа в госрегистрации.
- Существуют особенности использования в названии НКО слов: Россия, Российская Федерация и производных от них. В частности, слова «российский». По общему правилу, делать это можно только по выданному в установленном Правительством РФ порядке разрешению. Однако такое разрешение могут не получать:
- общероссийские общественные объединения и объединения работодателей;
- действующие на момент госрегистрации не менее 50 лет религиозные централизованные организации;
- НКО, созданные в соответствии с федеральными законами, актами главы государства, Правительства РФ, а также организации, единственный учредитель которых юрлицо, созданное на основании таких актов.
- В названии НКО нельзя использовать наименования органов госвласти и местной власти, существующих политических партий.
- Если в наименовании некоммерческой организации присутствуют собственное имя гражданина, защищенная законодательством символика, полное наименование иного юрлица, как часть собственного названия НКО, при регистрации в налоговое ведомство необходимо представить удостоверяющие правомочия на применение соответствующих слов, фраз, имен документы.
Требования К Уставу Некоммерческой Организации 2021
Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2021 № 455 (далее — Регламент).
7.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана. В случае, если использование указанного имущества в соответствии с Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
3.3. Надзор за деятельностью Организации осуществляют ее учредители посредством формирования Наблюдательного совета. Наблюдательный совет Организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа представителей органов местного самоуправления, представителей общественности. Основная функция Наблюдательного совета — обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана.
- причинение материального ущерба Фонду, за исключением ущерба, связанного с обычным коммерческим риском;
- нанесение ущерба деловой репутации Фонда;
- совершение умышленного уголовного преступления;
- сокрытие своей заинтересованности в совершении сделки с участием Фонда;
- нарушение положений устава Фонда, а также норм законодательства о некоммерческих организациях;
- сокрытие информации о своем участии в работе органов управления других юридических лиц без ведома попечительского совета;
- извлечение личной выгоды из распоряжения имуществом Фонда, за исключением случаев, когда извлечение личной выгоды допускается законом, уставом и иными документами и решениями Фонда;
7.3. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения « »; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Фонд. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Фонда в соответствии с требованиями архивных органов.
2.5. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Фонда, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
8.4. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
1.8. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых она создана. Организация в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может создавать другие организации, а также вступать в ассоциации и союзы.
Важно также помнить, что 2 экземпляра из 3 подаваемых на регистрацию должны быть прошнурованы. При этом подпись заявителя под документом ставится на шнуровке с обратной стороны последнего листа документа. Вместе с подписью на шнуровке указывается общее количество листов устава.
- название (полное и сокращенное), в котором должна быть обозначена организационная форма деятельности организации, а также цели ее функционирования;
- место деятельности (юридический адрес);
- цели деятельности (основные задачи, которые стоят перед организацией), а также предмет (способы достижения данных целей);
- перечень органов управления организаций (собрание учредителей, а также исполнительные органы), их юридический статус, компетенция, порядок принятия решений;
- сведения об отделениях (филиалах, представительствах), если таковые имеются (подробнее о статусе филиала и представительства читайте в нашей соответствующей статье);
- условия приема в число учредителей, а также порядок выхода из их числа;
- источники пополнения имущества организации;
- порядок принятия решений при необходимости реорганизации или ликвидации;
- порядок внесения корректив в устав организации.
Внесение изменений в устав некоммерческой организации (НКО)
Под общественным фондом принято понимать разновидность некоммерческого фонда, который не имеет членства и создается для формирования имущества на базе добровольных взносов. Он преследует благотворительные, а также образовательные, культурные, социальные и прочие общественно полезные целевые задачи.
В уставе прописывается их перечень, а также суммы средств, которые будут приниматься фондом, и направления их расходования.
Условки меняются в зависимости от характера вашей организации, но считайте их внутренним руководством, как вы будете работать.
Они должны заниматься основными видами деятельности, такими как:
- управление, например, контролируется ли организация советом директоров или его членством
- , когда и как будут проводиться собрания советов директоров и проводиться
- , как руководители советов директоров и должностные лица будут назначены или избраны
- процедурами голосования, такими как то, что составляет кворум, чтобы ваш совет мог принять решение
- о том, как создаются и прекращаются комитеты
- количество директоров для вашего совета, их требуемая квалификация, и термины обслуживания
- , которые подтверждают требования и запреты для некоммерческих организаций (501 (c) (3), установленных правилами IRS
- , которые регулируют конфликты интересов
- , как можно изменить уставы или измененные
Организация, освобожденная от федерального подоходного налога, как описано в Налоговом кодексе 501 (c) (3), обязана сообщать об изменениях в его уставе и других нормативных правовых актах документы ежегодно в IRS по IRS организации Fo rm 990.
Значительные изменения характера, целей или методов работы налоговой организации должны сообщаться в IRS как можно скорее, поскольку такие изменения, если они не соответствуют освобождению от налогов организации, могут повлиять на статус освобождения от налогообложения организации.
Чтобы внести незначительные изменения, просто сообщите об этом в следующей ежегодной форме вашей организации 990.
Проконсультируйтесь с вашим состоянием регистрации о своих правилах для сообщения об изменениях в ваших уставах
Устав должен быть заполнен подготовка к включению в ваше государство. Ваше государственное учреждение (обычно государственный секретарь), которое контролирует инкорпорацию, вероятно, будет иметь шаблон для ваших подзаконных актов, которые вы можете использовать.
Хотя подзаконные акты не являются публичными документами, было бы разумно сохранить их для всеобщего просмотра. Это поможет с прозрачностью вашей организации.
Устав должен использоваться, изменяться при необходимости и часто проверяться. Не позволяйте им собирать пыль на полке где-то. Сделайте их рабочим документом во всех смыслах.
- Образец исследования управления проектами
- 5 Тенденции в управлении проектами 2016
- Вопросы по интервью менеджеру проекта
- 12 Приложений для управления проектами, заслуживающие внимания
Требования к учредителям объединений
Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.
Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.
Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, — это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.
Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.
Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:
- Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
- Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
- Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
- Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
- Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.
Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.