Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности сотрудника полиции при обращении к гражданину РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.
Применение физической силы
Работа в полиции всегда была связана с повышенным риском для здоровья и жизни. Сотрудники МВД ежедневно встречаются с ситуациями, когда они вынуждены применять физическую силу, огнестрельное оружие и спецсредства (газовые баллончики и электрошокеры). Законодательство строго регламентирует применение физических мер полицейским в отношении других граждан. Сотрудник МВД имеет право применить силу против преступника в следующих случаях:
- При сопротивлении гражданина во время задержания. После того как предполагаемый преступник будет заключен под стражу, сотрудник полиции обязан разъяснять ему причину ареста.
- Для пресечения совершения преступления.
- Самозащита, а также защита других граждан или охраняемых объектов.
- Принудительная остановка транспорта, нарушившего ПДД. Помните, что по требованию сотрудника полиции водитель обязан остановиться.
- Прекращение незаконных массовых митингов или беспорядков.
Сотрудник МВД обязан руководствоваться предписаниями во время принятия решения о применении физической силы и оружия. Во-первых, он должен предупредить о применении оружия или спецсредств, дав нарушителям прекратить нарушать закон. Однако данное правило не действует, когда требуется незамедлительное вмешательство полицейского. В этом случае служащий обязан быстро оценить ситуацию и самостоятельно принять решение о дальнейших своих действиях.
В соответствии с законом РФ, силу, спецсредства и огнестрельное оружие сотрудник полиции не может применять против инвалидов, беременных и несовершеннолетних. Исключением является тот факт, если вышеперечисленные лица незаконно применяют оружие, угрожающее жизни и здоровью граждан. Также недопустимо применять средства защиты служащим, если это может нанести вред невинным гражданам.
Сотрудник МВД, приведший оружие в боевую готовность, вправе запретить гражданам приближаться к нему. В случае неисполнения данного указания сотрудник госоргана вправе открыть огонь.
Что входит в обязанности полицейского
Инструкция
Полицейские выполняют группу обязанностей, связанных с расследованием, раскрытием правонарушений.
В рамках указанной группы они обязаны принимать заявления о преступлениях, пресекать противоправные действия, помогать потерпевшим от правонарушений лицам, способствовать выявлению, устранению причин незаконных действий.
В пределах своей компетенции полицейские возбуждают уголовные дела, выполняют дознание, неотложные следственные действия.
Кроме того, полицейские охраняют общественный порядок, выполняют обязанности по патрулированию улиц. В процессе проведения различных массовых мероприятий на них также возлагаются обязанности по контролю, пресечению и предотвращению нарушений закона. При возникновении внештатной или чрезвычайной ситуации они принимают неотложные меры, направленные на спасение людей, сохранение имущества.
Также на полицейских возложена группа обязанностей по реализации оперативно-розыскных мероприятий. Они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, выполняют поручения суда, следственных органов, связанные с данной деятельностью. В пределах своей компетенции ими осуществляется производство по некоторым административным правонарушениям.
Полицейские выполняют обязанности, связанные с предотвращением экстремистской деятельности, пресечением, предупреждением террористических актов. Именно их участие обеспечивает реализацию некоторых специальных режимов (например, режима контртеррористической операции).
Широкий круг обязанностей, возлагаемых на отдельные подразделения полиции, связан с обеспечением безопасности дорожного движения. В рамках данной группы обязанностей полицейские выполняют практически все основные задачи: от регулирования дорожного движения до приема экзаменов у претендентов на получение водительских удостоверений.
Важным блоком обязанностей полицейских являются функции по контролю над оборотом оружия. Они выдают разрешения на приобретение, ношение оружия, занятие частной детективной или охранной деятельностью. В случае изъятия оружия, патронов, других запрещенных в свободном обороте веществ полицейские обеспечивают сохранность изъятого имущества, а при наличии соответствующего решения – реализуют процедуры его уничтожения.
Полезный совет
Полный перечень обязанностей полицейского можно найти в статье 12 закона «О полиции». Данный акт также указывает на полномочия полиции, которые реализуются при выполнении каждой обязанности.
Источники:
- Федеральный закон «О полиции»
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции.
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции.
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 7. Беспристрастность.
1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть зависим от решений политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
На что каждый сотрудник полиции имеет право
Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся:
- право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;
- право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;
- право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий, преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т. д.;
- право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;
- право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.
Обязанности и права сотрудников полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:
- Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
- Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
- Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
- Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.
Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.
На защите прав и свобод граждан
- Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7, часть 1).
- Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (статья 7, часть 3).
- В случае обращения в полицию полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (статья 5, часть 7).
- Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 5, часть 6).
- Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (статья 9, часть 4).
- В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (статья 9, часть 3).
- Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (статья 9, часть 6).
Есть ли у полиции право заходить в квартиру?
Конституция РФ в 25 статье утверждает неприкосновенность жилища. Без согласия его собственника, входить в дом разрешено только в некоторых случаях, указанных в законе. Суд вправе принять постановление, разрешающее обыск в квартире без согласия её владельца.
Российское законодательство разрешает участковому входить в квартиру, если в ней совершается преступление или кому-то нужна неотложная помощь. В таких ситуациях дополнительное разрешение на проникновение в жилище не требуется, а действия полицейского не будут нарушением.
Статья 15 ФЗ «О полиции» содержит следующие основания для проникновения в жилище или на земельные участки без согласия их собственников:
- С целью обеспечения безопасности или спасения людей.
- Для задержания подозреваемых в преступлении.
- С целью пресечь преступление.
- Чтобы выяснить обстоятельства несчастного случая.
В данных ситуациях полицейскому разрешено взломать замки. Но предварительно он должен уведомить жильцов о том, что это сделает. Не уведомлять можно только, когда промедление создаёт угрозу для жизни других людей или влечёт какие-либо тяжкие последствия.
Что касается вопроса о праве не открывать полицейскому, то закон разрешает следующие действия:
- Попросить представиться и предъявить удостоверение (через глазок или защитную цепочку).
- Переписать данные сотрудника полиции и сообщить их родным, прежде, чем открывать дверь.
- Потребовать указать причину визита.
Если полицейский не представляется, то граждане вправе ему не открывать. В этом случае лучше сразу же звонить по номеру 112 или в дежурную часть и объяснить ситуацию.
Законодательная норма
В п.п. 4 и 5 ст. 5 ФЗ-3 от 07.02.2011г. установлены обязанности сотрудника полиции по взаимодействию с гражданами. Если сотрудник полиции инициирует общение, он обязан сначала представиться, объяснить причину мер принуждения, если таковые планируются, и только потом к ним приступать. Таковы положения п. 4.
Закон «О полиции», статья 5 пункт 5, устанавливает, что при обращении гражданина к полицейскому последний обязан:
- представиться по полной форме, назвать не только фамилию и имя, но и должность и звание;
- внимательно выслушать гражданина;
- принять соответствующие меры, которые входят в компетенцию полиции;
- разъяснить, к кому гражданину надо обратиться, чтобы решить вопрос, если его рассмотрение входит в компетенцию другого государственного органа.
Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Реформа МВД в 2020 году
Реформирование силовых ведомств — более или менее привычное событие в России. Даже если забыть о “медведевской” реформе МВД, которая вылилась в переименование милиции в полицию, те или иные перестановки и изменения закона происходят достаточно часто.
Антинаркотические органы когда-то были выделены в отдельное ведомство, а затем снова вошли в состав МВД. Из состава полиции была выделена Росгвардия, в которую перешёл ОМОН и вневедомственная охрана.
Слухи, которые ходят вокруг возможного реформирования полиции в 2020 году, затрагивают ещё более чувствительные для сотрудников темы. Например, не первый год полицейские опасаются повышения выслуги лет для получения ведомственной пенсии.
Будет ли реформа МВД в 2020 году, какую форму она примет и насколько близко затронет интересы простых сотрудников — разберёмся в том, что будет происходить с полицией в новом году.
Особенности взаимодействия полиции с населением
Закон не только определил для полицейских порядок взаимодействия с гражданами нашей страны, но и обозначил некоторый перечень указаний, согласно которому представители государства, охраняющие правопорядок, должны осуществлять свою основную деятельность. Итак, рассмотрим далее в таблице упомянутые указания.
Рисунок 2. Поскольку каждый сотрудник полиции обладает весьма обширными полномочиями, его деятельность, а также права и многое другое регулируются со стороны закона, действующего на территории нашей страны
Таблица 1. Указания законодателя по деятельности полиции Российской Федерации
Указание | Описание |
---|---|
Обязательное соблюдение прав и свобод россиян | Законодатель повелевает: полицейские и в целом такой орган, как полиция страны, обязаны осуществлять свою деятельность, неукоснительно соблюдая и уважая:
К сожалению, недобросовестные сотрудники службы часто игнорируют данное правило, за что впоследствии несут законные наказания. |
Прекращение ограничения прав и свобод по достижению цели | Разумеется, полиция – структура силовая, и далеко не всегда ее сотрудники могут защитить добросовестных граждан от произвола преступников, при условии, что будут уважать права и свободы этих нарушителей порядка.
Как следствие, в некоторых случаях деятельность полиции автоматически сопрягается с ограничением прав и свобод граждан. То же самое будет происходить в ситуации, когда они выяснят, что поставленная ими цель не может быть достигнута путем ограничения прав и свобод. |
Запрет на жестокое обращение с гражданами страны | Ни один сотрудник полиции, независимо от его статуса и ранга, не может наделяться правами, дающими ему возможность жестоко обращаться с гражданами России путем:
Более того, сотрудник полиции, будучи представителем системы правопорядка государства, ответственен за пресечение действий аналогичного характера. Если не он, а кто-то другой при нем причиняет другому человеку боль, а также иные страдания нравственного или физического характера, он обязуется пресечь их. |
Сохранение частных сведений в тайне | Данные о гражданах, которые были получены полицией в ходе ведения основной деятельности, в частности сведения о частной жизни обозначенных лиц, не могут предоставляться никому, при условии, если лицо, к коему они относятся, не дало на то добровольного согласия. Из этого правила имеются исключения, все они предусматриваются федеральным законодательством. |
Обеспечение ознакомления с документами и материалами | Полицейские обязаны предоставить каждому гражданину, с коим они взаимодействуют по тому или иному вопросу, возможность ознакомиться со всеми документами и материалами, которые могли бы иметь какое-либо отношение к правам и свободам этих граждан, при условии, что иное не обозначено законодательством Федерации. |