Реабилитация детей инвалидов: закон, как происходит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реабилитация детей инвалидов: закон, как происходит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.

Размер льгот для ребенка инвалида

Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:

  1. Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
  2. Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
  3. Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
  4. Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
  5. Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.

Реализация программ реабилитации для детей-инвалидов

Комплекс реабилитационных мер на недееспособного ребёнка направлен на восстановление ребёнка, который ограничен в своих действия по причине заболевания, либо травмы.

Такие программы помогают ребёнку вести полноценный образ жизни, получать образование, осуществлять трудовую деятельность, и являться полноценным членом общественности.

Комплекс реабилитационных мер для детей-инвалидов содержит обширный перечень действий, реализующихся в следующих отраслях:

  • Медицинская – разработанные меры, способные уменьшить патологическое воздействие на организм заболевания или травмы, что привели к ограничению в дееспособности несовершеннолетнего ребенка;
  • Физическая – реабилитационные меры, основной целью который является восстановление или замена потерянных физических возможностей организма при помощи специальной физкультуры;
  • Психологическая – разработанные мероприятия, помогающие создать максимально комфортную среду обитания недееспособных детей, включая их адаптацию в обществе;
  • Социальная – является один из компонентов предыдущего направления, что способствует скорейшему восстановлению в обществе, позволяя вести полноценный образ жизни;
  • Профессиональная – возможность получать полноценное образование, с основной целью дальнейшего официального устройства на работу.

Технические средства реабилитации

Получить за счет государства вы можете только то техническое средство реабилитации, которое а) находится в Федеральном перечне; б) внесено в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка. Прийти и сказать, что ребенку нужен вертикализатор или все, что угодно, и попытаться получить компенсацию, либо само техническое средство реабилитации не получится.

По Федеральному перечню. Федеральный перечень у нас регламентирован распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года, приказа № 2347 «Об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам». В документах перечень приведен. Обращаю ваше внимание, что перечень очень коротенький, и ничего из того, что в этот перечень не входит, вы не получите ни при каких условиях за счет бюджета.

Несмотря на то, что перечень очень короткий, существует еще и Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 13.02.2018 года №86n “Об утверждении классификации технических средств реабилитации, изделий в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных Правительством Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347». В этом Приказе Министерства труда и социальной защиты тот же самый Федеральный перечень, но каждая позиция указана с учетом номенклатуры изделия в разных вариациях.

То есть, если это инвалидная коляска, то она может быть: инвалидная коляска активная, инвалидная коляска электрическая, инвалидная коляска такая, сякая и точно так же по каждому перечню. Хотела бы добавить, что очень многие технические средства реабилитации » маскируются», вписать, например, вертикализатор можно, только в номенклатуре он будет называться – «опора для стояния». Если написано «опора для стояния», то это вполне может оказаться вертикализатор. Но может и не оказаться. Нужно посмотреть паспорт технического изделия, что там написано.

Если в паспорте, например, указан вертикализатор, а в скобках написано – «опора для стояния детей-инвалидов», то тогда вы его сможете получить. Если же в конкретном вертикализаторе это не указано, увы, в перечень изделие не попадает, и получить вы его не можете. Точно так же с точностью до наоборот. Если вы вносите в ИПРА ребенка-инвалида техническое средство реабилитации, вы должны четко отследить, что то техническое изделие, которое вы вносите, оно, во-первых, входит в номенклатуру, а во-вторых, название ИПРА точно соответствует тому, что входит в эту номенклатуру, утвержденную приказом Минтруда. Соответствие наше все. Будьте внимательными. Сверяйте все вплоть до буквы. Если это, например, компенсация за техническое средство реабилитации, самостоятельно приобретенное, то чек за покупку технического средства реабилитации точно так же должен по буквам совпадать, во-первых, с ИПРА, во-вторых, с номенклатурой. Не совпало — вы ничего не получили.

Читайте также:  Общий порядок подготовительной части судебного заседания в уголовном процессе

У нас есть большая EXCEL таблица, откройте ее. В материалах – ссылка на то, откуда эта табличка . Она взята с сайта департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. Такие же таблички есть на каждом сайте ФСС региона, если компенсацию выплачивает ФСС. В Москве это, соответственно, департамент труда и социальной защиты населения. В табличке указаны все технические средства реабилитации по номенклатуре, которые отражены в приказе Минтруда, о чем я вам говорила только что, и там же проставлена стоимость, вернее, размер компенсации, которую вы можете за данное техническое средство реабилитации получить. Там абсолютно по всем ТСР. Это Москва, и у нас немного проще с этим. Проще в плане того, что информация чаще обновляется.

Размер компенсации высчитывается исходя из последнего государственного контракта по результатам последней госзакупки. Не буду углубляться. Регулярно объявляется конкурс, по которому закупаются определенные технические средства реабилитации за определенную цену. Именно эту сумму вы можете получить в качестве компенсации. В Москве процесс динамичный, поэтому цены обновляются значительно чаще. Если это регионы, особенно, 111 отдаленные, то конкурс может быть последние 4-5 лет назад (то конкурс могли проводить 4-5 лет назад). Но тем не менее по сумме последней закупки (но тем не менее сумма компенсации будет зависеть от последней закупки) С этим мы ничего сделать не можем.

Если вам требуется узнать, какую сумму получит родитель за техническое средство реабилитации, то , если это регион, вы идете на сайт ФСС, где есть раздел «сумма компенсаций». Если это Москва, то это департамент труда и социальной защиты населения, там точно так же есть раздел о сумме компенсации. Ссылочка у вас в документах. Есть еще один вариант получить компенсацию за ТСР, вернее, не компенсацию за ТСР, а возможность получить средство технической реабилитации для ребенка-инвалида — за счет средств материнского капитала.

Перечень средств, которые можно приобрести, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 года № 831 «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов». Там указан перечень. Ни одно из этих технических средств реабилитации не вошло в Федеральный перечень потому, что вы получаете это не за счет бюджета, а оплачиваете своими собственными деньгами, так как деньги эти принадлежат семье. Поэтому обратите внимание на перечень, он довольно большой, там 48 пунктов. Получить вы средство можете не только на того ребенка, на которого получен маткапитал, но и на любого ребенка-инвалида в семье. Рассчитывайте на то, что материнский капитал не настолько большой, чтобы можно было все оплатить.

Отдельно хочу сказать, что ни реабилитацию, ни лечение за счет средств материнского капитала вы не оплатите.

Это больной для всех вопрос, я сама, как мама ребенка-инвалида ее прошла, и коллеги мои все прошли. Очень часто мы взаимодействуем с фондом, с такими же родителями. Разногласий много потому, что родители хотят, чтобы было хорошо и бесплатно. Поэтому они идут в фонд и собирают деньги, не зная о том, что у нас есть колоссальные возможности. Моей дочери сейчас 17 лет, и я знаю, о чем говорю. Я знаю даже как было пять лет назад, как было десять лет назад. И я знаю, как сейчас. Поверьте мне, город делает очень много для того, чтобы дети получали все, что им необходимо. Сейчас многие семьи даже вынуждены отказываться потому, что у них на это просто нет времени.

Если ребенок получает все, что ему положено от государства, причем, за счет бюджета, то интенсивность реабилитации, в среднем, 4-4,5 месяца в год, непрерывной. Это минимум. На самом деле, возможностей гораздо больше. Что касается качества реабилитации, тут тоже много копий сломалось. Честно говоря, я не берусь, и думаю, что вряд ли кто-то возьмется оценивать качество реабилитации для всех детей сразу. Для кого-то качество приемлемое, для кого-то очень высокое, а для кого-то очень низкое. Каждый оценивает со своей колокольни, исходя из своих возможностей, исходя из возможностей ребенка, исходя из своих представлений о том, что он хочет увидеть и хочет получить на выходе, но, тем не менее, я сейчас про программы реабилитации расскажу.

Сразу скажу, это московские программы. Если ребенок региональный, то нужно узнавать в своем регионе — есть они, нет их. Но я пока еще ни одного региона не видела, где не было бы ничего прям от слова совсем. Всегда что-то есть. Но либо родители хотят получить намного больше, как в Москве, как в Германии, как в Израиле. Кто-то хочет, чтобы у них все было хорошо и ничего для этого не пришлось делать. А кто-то просто не знает о своих возможностях.

Вся сложность и многоаспектность проблем лиц с инвалидностью и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Проблемы реабилитации/абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья решаются на федеральном, региональном уровнях, в организациях по месту жительства, в учреждениях разных ведомств и форм собственности.

Пока больному ребенку не установлен статус инвалида, он, как правило, получает медицинскую помощь в медицинских организациях и пользуется льготами, определенными в случае различных заболеваний. После установления статуса инвалидности ребенок попадает в число «официальных» потребителей услуг реабилитационной помощи. Конечно, провести четкую грань между детьми, страдающими тяжелыми заболеваниями, принявшими хроническое течение, и инвалидами трудно, да и, очевидно, этого делать не следует, так как потребности и тех, и других идентичны. Разница в том, что больные дети получают эту помощь в основном в системе здравоохранения, а инвалиды — еще и в системе реабилитации разных ведомств и организаций.

Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.

Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на:

— медицинскую — здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм;

— физическую — подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры;

— психологическая — состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом;

— социальная — элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане;

— профессиональная — в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства.

Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и плана со всеми актуальными направлениями в них. ИПР выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В стандартной программе (с 2005 года) указана информация о ребёнке-инвалиде, выявленном у него заболевании, установленной степени ограничений и о группе инвалидности. Здесь прописаны также виды и объёмы, порядок и сроки осуществления реабилитационных мероприятий медицинской, физической, психолого-педагогической направленности.

В последнем случае подразумевается:

— получение ребёнком-инвалидом дошкольного и школьного образования;

— психолого-педагогическую работа с целью коррекции соответствующих нарушений;

— предоставление для обучения необходимого материально-ресурсного оснащения.

Льготы для ребёнка-инвалида после 18 лет

Что положено после 18 лет инвалиду с детства, кроме пенсии?

  • 50% скидки оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ), однако это относится только к доле ребёнка.
  • 100% скидки налога на собственность – дом, квартиру, машину – но только на что-то одно из списка.
  • Бесплатные медикаменты по рецепту, необходимые для терапии основного состояния, – из льготного списка.
  • Бесплатные поездки на транспорте, в том числе до места проведения терапии (в санаторий). Путевка в санаторий 1 раз в год.
  • Сопровождающий при нахождении в стационаре – родителям с ребёнком там быть уже не положено, но организация обязана выделить сопровождение (дополнительное обслуживание) при необходимости.
  • Пособие по уходу за инвалидом трудоспособного возраста для родителя или опекуна выделяют только при установлении 1 группы, которая исключает способность работать. Если родитель уже пенсионного возраста, он может выбрать только один тип пенсии.

Какие льготы больше не действуют:

  • Освобождение от транспортного налога на машину, если она принадлежит не ребёнку;
  • Скидки на ЖКХ и ОСАГО (за исключением собственности ребёнка);
  • Налоговый вычет для работающего родителя или опекуна;
  • Правовая защита от увольнения родителя.

Из спектра льгот для родителей ребёнка-инвалида неизменным остается возможность раннего выхода на пенсию.

В том случае, если ребёнок после совершеннолетия требует постоянного ухода, необходимо или привлекать других людей, или признавать его недееспособным и оформлять опекунство. Это также требует сбора документов, последующих отчетов в органы опеки. Как правило, такое требуется в случае психиатрического, неврологического диагноза. Альтернатива – попечительство без признания человека недееспособным, что также непросто.

Изменение уже привычного уклада по достижении 18 лет – непростая ситуация. Знание своих прав и своевременная подготовка (в том числе посещение врачей и прохождение «детских» МСЭ) облегчают задачу по правильной оценке состояния ребёнка-инвалида и назначению ему положенных выплат и льгот.

Виды средств реабилитации детей

Технические средства реабилитации детей – это устройства, которые позволяют компенсировать или полностью устранить ограничение. Средства необходимы для:

  • самообслуживания;
  • ухода;
  • ориентирования в пространстве;
  • обучения;
  • передвижения.

Важно! Имеющим ограниченное движение необходимо использовать специальные протезы.

Технические средства реабилитации детей инвалидов включают:

  • опоры, поручни;
  • инвалидные коляски;
  • протезы;
  • трости;
  • специальную ортопедическую обувь;
  • матрасы, которые не допускают образования пролежней;
  • средства, помогающие одеваться;
  • специальную одежду;
  • устройства, помогающие читать;
  • слуховые аппараты;
  • собак поводырей;
  • звуковые сигнализаторы.

Согласно программе ИПР, средства должны выдаваться бесплатно. При этом их запрещено продавать, передавать в пользование иным людям.

Существуют специальные сроки использования:

  • трости – до 2-х лет;
  • поручни – свыше 7 лет;
  • обувь – 3 месяца.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов

Медицинские мероприятия, направленные на реабилитацию детей-инвалидов, являются лишь основой для проведения длительной работы по социальной адаптации. Ребенок с ограниченными возможностями должен обрести свое место в обществе и проявить в полной мере собственные способности.

Методы социальной реабилитации детей-инвалидов разнообразны и включают в себя следующие виды деятельности:

  • Подготовка к образованию и содействие в зачислении в специализированную школу;
  • Развитие физических и духовных способностей ребенка;
  • Создание для детей с возможностями обучения практическим навыкам условий, позволяющих участвовать в жизни общества;
  • Установление наиболее комфортного контакта с внешним миром;
  • Облегчение жилищных и бытовых условий;
  • Организация и проведение досуга, а также полноценное участие в культурной и общественной жизни;
  • Поддержка и восстановление моральных и физических сил;
  • Включение в процесс реабилитации не только ребенка, но и его ближайшее окружение.
Читайте также:  Новые законы на 2023 для сирот в 23

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Организации по реабилитации

В специализированных центрах осуществляется комплексный подход к реабилитации. В организациях применяются все ее виды. Также проводится работа с родителями.

В центрах используются современные методики реабилитации и оборудование. Сотрудники отличаются профессионализмом и большим опытом работы.

Регулируется деятельность центров Федеральными законами о правах и защите инвалидов (ФЗ № 181, № 124). Нормативные документы включают национальные стандарты РФ (ГОСТ) о социальных услугах детям (52888-2013), семье (52885-2013), о их перечне и видах (52143-2013), контроле качества (52496-2005), требованиях к персоналу (52883-2007) и так далее.

Установленные правила определяют величину реабилитационного центра из расчета 100 мест на 1000 жителей местности. Право иметь такой статус может заведение с минимальной вместимостью 50 мест, максимальной — 300.

Большинство реабилитационных центров открыто в крупных городах России:

  • Благотворительный фонд «Центр реабилитации ребенка» в городе Санкт-Петербурге. Организация работает с детьми с ДЦП, дефектами речи, осанки, сколиозом, плоскостопием, асимметрией конечностей. Применяются современные немедикаментозные способы восстановления;
  • ФГБУ Реабилитационный . Расположен в Московской области. Организация работает с детьми, имеющими проблемы аутического спектра, с ЦНС, опорно-двигательной системой;
  • Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности. Находится в Москве. Представлен широкий спектр заболеваний, по которым проводится реабилитация. В список входят ДЦП, состояние после гипоксии и родовых травм, нарушения восприятия, речи, зрения, слуха, умственная отсталость, аутизм и так далее.

Детский церебральный паралич не прогрессирует, ведь органическое поражение головного мозга возникает еще во время беременности. Но при отсутствии реабилитации эти осложнения закрепляются, человеку приходится жить с ними всю жизнь. Основные признаки ДЦП – расстройства движений, ослабление мышечного тонуса, появление патологических рефлексов, нарушение речи. Все эти расстройства можно значительно компенсировать, если вовремя начать восстановительную программу.

Перед началом лечения врач определяет форму заболевания:

  • спастическая диплегия – поражение мышц спины, ног и рук, ригидность нижних конечностей выражена ярче;
  • двойная гемиплегия – в наибольшей степени поражаются мускулы рук, наблюдается отставание в умственном развитии;
  • атонически-астатическая разновидность патологии – ухудшение тонуса мышц по всему телу из-за поражения мозжечка и его проводящих путей;
  • гемипаретическая форма – одностороннее поражение с преимущественным послаблением верхних конечностей.

Как проходит реабилитация ДЦП? – первые две формы лучше остальных поддаются коррекции, но и при постоянном лечении и при выполнении тренингов даже при самом тяжелом течении паралича можно добиться хороших результатов.

Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.

Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.

Сенсорная интеграция преследует следующие цели:

  • расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
  • лечение психосоматических отклонений;
  • снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
  • активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
  • повышение концентрации внимания;
  • возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
  • помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
  • уменьшение самостимуляции.

Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:

  • сенсорно-двигательных;
  • эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
  • перцепционных;

Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.

Принципами лечения являются:

  • обучение ощущению движения;
  • обучение двигательным моделям;
  • облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
  • установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
  • содействие в развитии нормальной моторики ребенка;

Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *