Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение прав за встречку в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.
Не лишают водительских прав.
Несмотря на то, что в прошлом не раз были попытки ввести более суровые меры ответственности за несоответствующую Техрегламенту светопропускаемость стёкол, в 2023 год за это положен штраф 500 рублей.
Но ещё на практике инспекторы ДПС почти всегда выписывают требование, а иногда могут прекратить регистрацию транспортного средства.
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
Есть ли скидка на штраф?
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Стоит отметить, что скидка действует не на все виды нарушений ПДД. В частности, рассчитывать на поблажки не приходится в следующих ситуациях:
- систематические нарушения (например, повторный выезд на встречную полосу);
- нахождение водителя в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- причинение пострадавшим в ДТП легкого вреди здоровью или травм средней тяжести.
В остальных случаях скидкой можно воспользоваться.
Можно ли обжаловать штраф?
Нередко водители не соглашаются со штрафами, так как уверены, что не совершали серьезного правонарушения. Чтобы отстоять свои права, необходимо следовать некоторым рекомендациям юристов. К ним относится:
- полностью избежать наказания при наличии доказательств у автоинспекторов не получится, но можно его смягчить, поэтому судьей может уменьшаться размер штрафа или отменяться лишение прав;
- нередко водители просто не замечают сплошную линию, так как она плохо видна по причине плохого качества краски, поэтому желательно сразу после получения постановления от работника ГИБДД сфотографировать линию, так как сделанные фотографии будут выступать в качестве доказательства невиновности водителя в суде;
- в качестве доказательств могут использоваться записи с видеорегистратора, доказывающие, что увидеть разметку было невозможно;
- разметка, имеющаяся на дороге, должна точно соответствовать ГОСТу, поэтому если ее трудно различить или она является блеклой, то этом может стать основанием для оспаривания наказания за ее пересечение;
- желательно сразу в протоколе указывать, что водитель просто не увидел разметку, поэтому нарушение не было намеренным;
- если обгон начался на прерывистой линии, но закончился на сплошной, то часто автоинспекторы наказывают водителей за пересечение линии, хотя у автомобилиста просто отсутствует возможность поступить иначе, поэтому важно ссылаться при составлении протокола на ст. 11.4 ПДД, где указывается, что водитель после обгона должен занять прежнюю полосу движения;
- нередко можно доказать, что для пересечения линии у водителя имелась крайняя необходимость, например, если на дороге обнаружена значительная яма или другие препятствия, поэтому если бы водитель не пересек сплошную, то он мог бы нанести непоправимый урон своему автомобилю;
- часто вовсе приходится сталкиваться с тем, что камеры видеонаблюдения неверно определяют номер машины, поэтому высылается штраф гражданину, который вовсе не ездил на конкретном участке дороге, поэтому отменить такое наказание не составит труда.
Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной
Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.
Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.
Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.
В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.
Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.
Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.
Движение по разметке. Если сотрудник ДПС вменяет вам движение по встречной полосе и предлагает передать дело в суд, а вы уверены, что двигались по разметке — сообщите ему об этом. Движение по разметке попадает под действие ч. 1 ст. 12.15 КоАП:
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
В данном случае налицо нарушение пункта 9.7 ПДД.
Когда можно обжаловать наказание за пересечение сплошной
Водитель может обжаловать наказание, ссылаясь на:
-
Стертую разметку на дороге. В качестве доказательства можно предъявить видео или фото с места правонарушения. Также следует описать состояние разметки в протоколе, когда нарушение оформляет сотрудник ГАИ.
-
Крайнюю необходимость по статье 2.7 КоАП. Можно предъявить видео с регистратора, которое докажет то, что вы не могли поступить иначе, чтобы избежать ДТП.
-
Объезд препятствия. Для доказательства также можно использовать видео с регистратора.
-
Ошибки в документах, допущенные при заполнении сотрудником ГИБДД.
-
Иные обстоятельства и доказательства, что вы не могли поступить в той ситуации иначе.
Жалоба пишется на имя начальника подразделения, сотрудник которого выписал постановление о штрафе. Свои доводы нужно подкрепить доказательствами, описанными выше.
Заявление можно подать при личном посещении ГИБДД. Документ передается в двух экземплярах: один остается у секретаря, на втором он поставит дату, распишется в получении и отдаст его вам.
Если не хотите лично приходить в автоинспекцию, отправьте жалобу письмом с уведомлением по почте. Сохраните уведомление как доказательство, что письмо отправлялось.
Автотехническая экспертиза
Такую экспертизу могут назначить в рамках административного расследования, когда нужно установить обстоятельства происшествия. И вы вправе ходатайствовать перед инспектором о проведении автотехнической экспертизы.
Однако эксперты не определяют виновность в ДТП. У них совсем иные задачи – ответить на поставленные вопросы с учётом исследования места происшествия по фото, видео и другим документам.
И здесь мы имеем два важных вопроса:
- имел ли возможность водитель предотвратить столкновение, не выезжая на встречную полосу движения (то есть остановиться – как-то предписывает пункт 10.1 ПДД),
- были ли бы последствия столкновения с машиной тяжелее, чем последствия от выезда на встречку.
Тем не менее, даже с учётом заключения экспертов суд может всё равно клонить в сторону соблюдения п. 10.1 Правил. Поэтому отвертеться от ответственности в таких делах в 2023 году достаточно тяжело. Но шансы есть!
В каких случаях можно выезжать на встречку
Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.
Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:
- Движение по встречной при совершении маневра.
- Выезд на линию разметки.
- Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
- Выезд по перекрестку через встречку.
- Пересечение сплошной одним колесом при движении.
Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:
- Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
- Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.
АвтоСуд / Выезд на встречную полосу (встречные трамвайные пути)
Практически любой выезд на полосу встречного движения является маневром, представляющим опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Движение же по встречной полосе в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью опасно вдвойне. За выезд на встречную полосу законом предусмотрено наказание вплоть до лишения прав.
Однако на практике за «встречку» далеко не всегда лишают прав грубых нарушителей Правил дорожного движения. Как ни странно это звучит, даже самый аккуратный водитель может быть привлечён к ответственности за подобное нарушение.
В 2007 году были приняты поправки Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которые установили лишение водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев за выезд на встречную полосу с нарушением Правил дорожного движения (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Это повлекло за собой повышенный интерес работников Госавтоинспекции к данным нарушениям.
В результате нововведения, с 2007 года резко возросло число водителей, в отношении которых были составлены Протоколы об административных правонарушениях за выезд на встречное движение. Можно сказать, что инспектора ДПС «почувствовали вкус» к этой статье.
С 2013 года действуют поправки, согласно которым был возвращен штраф за выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути, совершенные впервые. Однако за повторный выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути было введено лишение прав на срок один год.
На данный момент абсолютное большинство дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, рассматриваемых мировыми судьями, составляют именно дела о выездах на встречную полосу в запрещённых местах, а также о выездах на встречные трамвайные пути. При этом интересуют работников ГИБДД не только грубые нарушения Правил дорожного движения лицами, сознательно пренебрегающими безопасностью дорожного движения, но и формальные незначительные отступления от требований Правил обычными водителями.
Так, инспектора ДПС стали устраивать засады в тех местах, где в силу различных обстоятельств создавались условия для выезда в запрещённых местах водителей на встречную полосу. Подобными факторами, в частности, являются запутанная или неправильная организация дорожного движения, плохое состояние дорожного полотна, противотечение знаков дорожной разметке, места подъезда к трамвайным депо.
Не в пользу в водителей инспекторами зачастую трактуются так называемые «пограничные ситуации», при которых нарушение водителя не очевидно, однако формально подпадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП (выезд на встречную полосу в нарушение ПДД).
К примеру, согласно последней редакции Правил дорожного движения, обгон по встречной полосе в том месте, где имеется знак «Обгон запрещён» даже при наличии на дороге прерывистой линии дорожной разметки, может повлечь за собой лишение права управления транспортным средством.
Так, в соответствии с приложением к правилам дорожного движения, в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Распространены случаи, когда инспектора вменяют выезд на встречную полосу в тех случаях, когда выезд был совершен на прерывистой линии разметки, а возвратился водитель уже на сплошной линии разметки.
И это несмотря на указания Верховного суда РФ, который призвал не приравнивать во всех случаях подобные действия к выезду на встречную полосу движения, суды чаще всего выносят по таким ситуациями решения о виновности водителей.
Стоит учитывать, что не только заезд за сплошную линию разметки, но и даже сам факт нахождения на ней (наезд на сплошную), может стать причиной составления инспектором ГИБДД протокола за выезд на встречку. При этом, малозначительным подобное деяние, исходя из сложившейся судебной практики, в большинстве случаев не признаётся.
Сложные погодные условия в совокупности с неудовлетворительной работой коммунальных служб приводят к тому, что нанесённая линия разметки на дороге в определенные сезоны становится практически неразличимой. Как правило, этим также пользуются недобросовестные сотрудники ГИБДД, выполняя «план» по протоколам, связанным с выездом на встречную полосу.
На практике мало кто из инспекторов задумывается в вышеизложенной ситуации о том, что ответственность за выезд на встречную полосу должна наступать лишь в том случае, если потенциальный правонарушитель знал или должен был знать о наличии установленного запрета для совершения своего манёвра. Если водитель оказался на встречной полосе в том месте, где запрет на выезд не обозначен соответствующей разметкой, в т.ч. занесённой снегом или стёртой, то административная ответственность не должна наступать.
Распространены случаи, когда водителю инспектором вменяется выезд на встречную полосу и в тех ситуациях, когда совершённое правонарушение тянет лишь на штраф по другой статье. В таких случаях судья уполномочен, по результатам рассмотрения дела, переквалифицировать действия водителя на статью, предусматривающую менее строгое наказание (административный штраф или предупреждение).
За выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, или встречные трамвайные пути, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав на срок от четырех до шести месяцев (часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
За повторный выезд на встречную полосу, или встречные трамвайные пути, предусмотрена ответственность в виде лишения прав сроком на один год (часть 5 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
В случае фиксации выезда в нарушение Правил на встречную полосу или на встречные трамвайные пути устройствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фотосъемки, на нарушителя может быть наложен лишь штраф в размере 5000 рублей.
Могут ли быть в действии водителя оправдательные мотивы?
Шанс избежать наказания за встречку появляется у автолюбителей в тех ситуациях, когда совершенное нарушение оправдано с точки зрения ПДД.
Также стоит обозначить, что некоторые ситуации с перемещением по стороне встречного движения являются правомерными и не влекут наказания в виде изъятия удостоверения водителя. Но такие маневры допустимы лишь в ситуациях, предусмотренных рамками действующего законодательства РФ. Эти обстоятельства рассматриваются в ходе судебного заседания и предусматривают наложение административного штрафа, размер которого также устанавливается судом.
Важно! В тех прецедентах, когда совершенный выезд на полосу, предусмотренную для встречного движения, был зафиксирован с помощью камеры, наказание может быть только в виде административного штрафа. Лишение прав за встречку в такой обстановке не допускается.
Также сохранить ВУ удастся в следующих случаях:
- нарушение было вызвано крайним обстоятельством (ст. 2.7 КоАП России);
- правонарушение фиксировали дорожные средства фото- или видеофиксации, а не сотрудники автоинспекции;
- был только заезд на сплошную, а не ее переезд;
- появилась крайняя необходимость переехать сплошную, например, при объезде препятствия (пробка не относится к таковым).
Несмотря на то, что пересечение сплошной с выездом на сторону встречного движения для объезда препятствия может вызвать наказание в виде штрафа, часто судья выносит автолюбителю, который совершил подобный маневр, оправдательный приговор, поэтому оплачивать взыскание не придется.
Выезд на встречную полосу
20:01, 30 января 2016 4 0 2733
При рассмотрении данного вопроса нужно четко обозначить понятие — выезд на «встречку». Ведь бытует мнение, что любое следование через встречную полосу — это и есть выезд. Такое мнение ошибочно.
Законодатель устанавливает принципиальное различие в двух видах маневров, которые связаны с движением по встречной полосе:
- непосредственный выезд;
- пересечение.
К первому виду относятся маневры, которые вызваны непродолжительным прямым движением по встречной полосе, целью которых является возврат на свой путь. Основной разновидностью такого выезда принято считать обгон другого транспортного средства. И это действительно будет вынужденной мерой прямолинейного движения по встречной полосе.
Второй вид маневров не предполагает движение прямо по «встречке», а, наоборот, стремится «пройти ее сквозь». Согласно ему, вы желаете либо полностью уйти со своей полосы движения, либо прекратить движение вовсе. Сюда относят:
- поворот налево;
- разворот;
- парковку по левой стороне трассы;
- движение назад.
Когда можно выиграть суд?
По решению суда лишение прав за «встречку» назначается достаточно часто. Чтобы смягчить наказание, можно пользоваться несколькими рекомендациями:
- водитель передает суду доказательства того, что его маневр был вынужденным, поэтому с его помощью было предотвращено дорожное происшествие;
- выявляются разные ошибки или нарушения непосредственно в протоколе;
- имеются расхождения между сведениями, имеющимися в протоколе, и информацией, приводящейся на схеме;
- собираются доказательства, подтверждающие, что наличие определенной разметки или знака на конкретном участке дороги не допускается;
- нанимается водителем опытный адвокат, который сможет доказать суду, что правонарушение со стороны его подзащитного было вынужденной мерой.
Даже если суд принимает решение о лишении прав за выезд на «встречку», все равно можно его обжаловать в течение следующих 10 дней. Если же не было изменено решение, то придется передать права в отделение ГИБДД и дождаться окончания назначенного срока. Отсутствует возможность получить удостоверение досрочно.
Как поступить, если инспектор неправ?
Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:
- первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
- если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
- в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
- проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
- сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
- не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
- обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.
Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.
Смягчающие обстоятельства
На основании статьи 4.2 КоАП РФ некоторые обстоятельства расцениваются как смягчающие назначенное водителю наказание:
- когда водитель решил признаться в совершении правонарушения,
- факт раскаяния,
- принятие водителем добровольных мер, нацеленных на возмещение ущерба потерпевшим лицам,
- на момент правонарушения водитель находился в состоянии аффекта,
- принятие незамедлительных мер по прекращению действий противоправного характера,
- факт содействия работе правоохранительных и судебных органов,
- факт допущения нарушения женщиной в положении или же матерью малолетнего ребенка (детей),
- выполнение озвученных представителями правопорядка предписаний для немедленного устранения нарушения и прочее.
Смягчение ответственности основывается хотя бы на одном из перечисленных выше пунктов. Смягчающее обстоятельство должно отмечаться представителями ГИБДД или суда как бесспорный факт. Только при таких обстоятельствах смягчат наказание.
Что может усугубить ситуацию
Однако существуют и обстоятельства, расцениваемые правоохранителями и судом как отягчающие:
- при продолжении неправомерных действий вопреки озвученному правоохранителями требованию (к примеру, двигался по встречке, отказался останавливаться, несмотря на требования правоохранителя, находящегося в служебном автомобиле, следовавшем за нарушителем),
- совершено повторное нарушение,
- если к моменту возникновения нарушения официально объявляли о ЧП или стихийном бедствии (принимается во внимание факт игнорирования официального предупреждения населения),
- когда находящееся за рулем лицо было в состоянии опьянения.
Учтите! Подобные обстоятельства сами по себе усугубляют вину, поэтому их присутствие означает однозначное лишение прав.