Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Арбитражные суды вправе рассматривать банкротные процессы в отношении граждан других государств только в отдельных случаях. По нормам ст. 247 АПК РФ, между иностранцем и территорией РФ должны быть тесные связи. И суд должен установить эти связи.

Какие условия предусмотрены для граждан иностранных государств для банкротства?

В частности, допускается банкротство, если:

  1. Человек постоянно проживает на территории РФ. Для установления места жительства рассматривают различные доказательства — показания свидетелей, назначение корреспонденции и так далее. Исследуются и формальные (сведения из органов об учете) и неформальные факторы.

    В качестве примера приведем постановление Московского округа по делу № А40-187534/2017. Здесь рассматривалась возможность банкротства женщины с гражданством Украины. В результате суд подтвердил, что признание несостоятельности возможно, поскольку она живет в г. Москва.

  2. Человек владеет имуществом на территории РФ. В деле № А40-248865/2016 (опять же!) банкротился гражданин Украины. Суды сочли это допустимым, поскольку он владел долями в уставных капиталах в компаниях России. Кроме того, раньше у него было гражданство РФ.
  3. Человек ведет активную трудовую или экономическую деятельность в России. В деле № А40-186978/2015 банкротился гражданин Германии. АС Московского округа решил, что признание несостоятельности иностранного гражданина допустимо, хотя суды нижестоящих инстанций придерживались другой позиции.

Но суд округа принял во внимание следующие факты:

  • человек в России был ИП;
  • человек занимался бизнесом в РФ;
  • должник также руководил юрлицами в российских компаниях.

Еще одна причина, по которой в РФ возможно банкротство — это налоговые взаимосвязи. Как правило, это относится к бизнесменам и предпринимателям. В целом суды стараются выявить различные обстоятельства, которые привязывают человека к РФ.

Эта позиция четко прослеживается из постановления 9-го ААС по делу № А40-233232/2019.

Банкротился гражданин Германии. Суд счел признание несостоятельности в РФ допустимым на основании следующих факторов:

  • у него в России есть жена и дети;
  • он руководит компанией, зарегистрированной в форме ООО;
  • он является собственником недвижимости в РФ;
  • он принимает активное участие в форумах РФ;
  • у него есть вид на жительство в РФ;
  • регистрация его жительства зафиксирована в г. Москва.

Но банкротство будет сложно признать, если связей с Россией вы привели недостаточно. Например, в банкротстве гражданина Канады суд счел нужным прекратить рассмотрение дела.

Возможно ли банкротство неграждан в России?

Согласно второй статье закона «О банкротстве физических лиц», списать свои долги — объявить себя банкротом — могут только граждане Российской Федерации. Однако судебная практика заявляет другое: каждый день все большее количество иностранцев обращаются в суды с просьбами о списании долгов и получают положительные результаты. То есть, судебная практика уже заявляет о такой возможности — освободить иностранца от долгов перед российскими банками и МФО. А значит, закон о банкротстве физических лиц распространяется и на неграждан.

Как гласит закон, должник — это гражданин или юридическое лицо, которое больше не в силах удовлетворять требования кредиторов, то есть платить по долгам

Если брать это определение, то наличие гражданства для списания долгов выступает обязательным требованием. Однако есть целый ряд «но», который эту мысль опровергает.

В частности, закон не запрещает иностранцам брать кредиты в российских банках. Уже через полгода официального трудоустройства на территории страны, местные банки с удовольствием выдают негражданам кредиты, ссуды и даже ипотеки. Это прописано в банковских уставах и законе «О банковской деятельности».

Можно ли списать долги гражданам стран не входящих в состав СНГ?

Но если со странами СНГ все понятно — в самосознании граждан, да и судов тоже это «наши люди», то как быть другим иностранцам? Ровно также как и остальным — списать долги.

Еще один показательный пример освобождение от долгов гражданина Германии. Мужчина имел вид на жительство в России, набрал кредитов и уже сами кредиторы инициировали процедуру банкротства. Долг иностранца был сформирован сразу по двум кредитным договорам, где негражданин выступил поручителем. Суд признал заявления банков обоснованными, однако самому иностранцу такой расклад не понравился. Он попросил отменить процедуру банкротства, ссылаясь на закон «О несостоятельности (банкротстве)», точнее на отсутствие в нем законодательных норм о трансграничном банкротстве. Вот только апелляция принята не была — первоначальное решение было оставлено без изменений, а гражданин Германии, хоть и был против, получил статус банкрота.

Комментарии к ст. 2.6 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина России двойного гражданства не умаляет его прав и не освобождает от обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В упомянутом Законе урегулированы вопросы, связанные с установлением порядка временного пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, определены основания отказа в выдаче или аннулирования соответствующих разрешений, условия участия указанных лиц в трудовых отношениях, порядок регистрации этих лиц. Установлены порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случае несоблюдения срока пребывания или проживания в Российской Федерации (ст. 31), а также порядок административного выдворения этих лиц за пределы Российской Федерации (ст. 34).

Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.) установлено, что лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ.

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) определены основания для выдачи визы иностранному гражданину или лицу без гражданства на въезд в Российскую Федерацию и разрешения на выезд из России, порядок въезда-выезда и транзитного проезда через территорию России (ст. ст. 24 — 31 указанного Закона).

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определил порядок осуществления миграционного учета, перечень сведений, фиксируемых при его осуществлении, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в указанной сфере, систему органов миграционного учета и их полномочия.

Читайте также:  Государственный контроль(надзор) в сфере образования

Правительством РФ утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (Постановление от 15 января 2007 г. N 9) (с изм. и доп.), а также приняты нормативные правовые акты по вопросам определения субъектами РФ потребностей в привлечении иностранных работников, правила подачи соответствующих уведомлений работодателями.

В КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иммиграционных правил (ст. ст. 18.11, 19.27), за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение этих лиц к трудовой деятельности (ст. ст. 18.15, 18.16 и др.).

Находясь на территории России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны соблюдать правила, установленные для граждан РФ и российских юридических лиц. ГК РФ указывает, что установленные гражданским законодательством правила применяются в отношениях с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В Налоговом кодексе РФ подчеркивается, что иностранные организации обязаны выполнять установленные этим законом правила и несут за их нарушения ответственность, в том числе и административную, наравне с российскими юридическими лицами.

На иностранных граждан, иностранных юридических лиц, а также на лиц без гражданства распространяются нормы Особенной части КоАП РФ, за исключением ряда норм, согласно которым ответственность могут нести только российские граждане и организации (например, за нарушение правил воинского учета, правил пользования документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, и др.).

Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства обязаны строго соблюдать установленные именно для этих лиц правила миграционного учета, т.е. учета их перемещений, связанных с въездом в Россию, транзитным проездом через территорию России, передвижением по территории России при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России. В Кодекс также включены нормы, предусматривающие ответственность только иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства (см. комментарии к ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.5, 18.8). Кодекс предусматривает специфическую именно для иностранных граждан и лиц без гражданства меру административного наказания — административное выдворение за пределы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3.10).

2. Часть 2 комментируемой статьи специально подчеркивает, что иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства несут равную с российскими гражданами и юридическими лицами ответственность за административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. комментарии к ст. ст. 8.16 — 8.20, 19.4).

3. Часть 3 комментируемой статьи решает вопросы иммунитета иностранных граждан от административной юрисдикции Российской Федерации. При этом дается отсылка к федеральным законам и международным договорам РФ. Согласно нормам международного права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., и др.) и основанным на этих документах двусторонним международным договорам Российской Федерации к административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей. Иммунитет от административной юрисдикции РФ распространяется также на полномочных представителей международных организаций универсального характера (ООН, ее специализированных учреждений и др.).

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен особый порядок регистрации иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и членов их семей (ст. 22).

В соответствии с международными обычаями и взаимными договоренностями государств иммунитетом от административной юрисдикции пользуются члены государственных, парламентских, правительственных делегаций при осуществлении официальных визитов в Российскую Федерацию.

Возможно ли банкротство иностранных граждан, проживающих в России

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

В соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (далее – Правила) иностранные граждане, временно пребывающие, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 109-ФЗ и международными договорами.

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», про вынужденных переселенцев здесь не надо!! Про беженцев чуть-чуть)

Иностранный гражданин

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства

[1]

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным относительным. Абсолютное безгражданство – это безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – это безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

В деле о «банкротном туризме» вс призвал детальнее изучать причины переезда должника

Суд обратил внимание нижестоящих инстанций на ссылку кредитора на инициирование банкротства спустя тринадцать дней после регистрации должника в другом регионе, а также на довод предпринимателя-банкрота о том, что причиной смены места жительства явилась масштабная кампания кредитора по подрыву ее деловой репутации Эксперты посчитали определение значимым для практики и отметили недопустимость формального подхода в делах о банкротстве, указав на необходимость выяснения всех обстоятельств дела и дачи оценки всем доводам сторон с целью реальной защиты прав граждан и организаций в делах о несостоятельности.

  • В Определении № 310-ЭС20-18855 от 25 марта Верховный Суд заметил, что не всегда переезд в преддверии банкротства является необычным поведением, но в целях проверки достоверности сведений о месте жительства гражданина, указанных в заявлении о признании должника банкротом, арбитражный суд вправе не ограничиваться запросом данных о его месте жительства в органах регистрационного учета, а провести более глубокую проверку.
  • Переезд перед банкротством не вызвал у судов вопросов
  • Верховный Суд посчитал, что нижестоящие инстанции поторопились с выводами
Читайте также:  Плюсы гостевого брака и минусы

9 августа 2019 г. ИП Мария Харченко была снята с регистрационного учета в г. Благовещенске и 11 сентября зарегистрирована в г. Воронеже. Через две недели после этого ее бывший супруг Александр Харченко подал в Арбитражный суд Воронежской области заявление о банкротстве предпринимателя, а 10 октября суд возбудил банкротное дело. Позднее ООО «Бензо-Транзит» обратилось в АС Воронежской области с заявлением о передаче дела о банкротстве на рассмотрение Арбитражного суда Амурской области. Общество указывало на необычность поведения должника, а именно инициирование банкротства спустя тринадцать дней после регистрации в Воронеже. Смена регистрации произведена в период судебного процесса по делу о взыскании обществами «Бензо-Транзит» и «Бензо» задолженности с предпринимателя (иск удовлетворен решением от 23 сентября 2019 г.). При этом они о смене адреса должника извещены не были, в то время как Александр Харченко был письменно уведомлен об этом. Общество указало, что задолженность перед Александром Харченко подтверждена решением Благовещенского городского суда Амурской области, последний проживает в Благовещенске, однако настаивает на рассмотрении дела о банкротстве в Воронеже. «Бензо-Транзит» отметило, что должник и Александр Харченко являются лицами, контролирующими деятельность ООО «ТрансОйлСервис», их интересы представляет одно и то же лицо, что в совокупности с выборочным извещением кредиторов о смене места проживания не может не вызвать обоснованные сомнения в их добросовестности. Кроме того, общество «Бензо-Транзит» обратило внимание на то, что в Амурской области рассматривается множество исков с участием должника, а также ведется уголовное преследование, в отношении Марии Харченко избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Также практически все предъявившие к должнику требования кредиторы находятся на территории Амурской области. Несмотря на это, суд счел недоказанным то, что экономические интересы должника и его кредиторов сосредоточены на территории указанного региона. Ссылаясь на представленные в материалы дела договоры возмездного оказания услуг, заключенные должником (заказчиком) с ООО «Строймонтажпоставка», ООО «Компания «Дизель-Трейд», ООО «Мегаойл», ООО ТК «Оникс», он пришел к выводу, что должник осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Воронежской области. При этом суд учел, что с 11 сентября 2019 г. должник состоит на учете в МИФНС № 12 по Воронежской области. Апелляция поддержала вывод первой инстанции. ООО «Бензо-Транзит» обратилось в Верховный Суд. В кассации представители лиц, возражавших против удовлетворения жалобы, указали на отсутствие у общества «Бензо-Транзит» права на обжалование судебных актов по вопросу подсудности, поскольку последнее статус конкурсного кредитора не имеет.

Принимая решение, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС сослалась на п. 30 Постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 г. № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”», в котором разъяснено, что с момента принятия требования кредитора к рассмотрению судом последний приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права, необходимые для реализации права на заявление возражений (в частности, на ознакомление с материалами дела в части предъявленных всеми кредиторами требований и возражений, на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований всех кредиторов, на обжалование судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных требований).

Ограничения правоспособности

В некоторых случаях гражданская правоспособность иностранцев ограничивается. Подобные исключения допускаются при необходимости защиты интересов, безопасности, сохранения территориальной целостности страны, а также прав, интересов и здоровья людей (п. 2. ст. 1 ГК РФ).

Можно привести следующие виды ограничений, установленные отдельными нормативными актами:

  1. Невозможность занимать государственные посты, связанные с такой службой, избираться в представительные органы власти, а также занимать определенные должности (судья, прокурор, нотариус и т. д.) (ст. 32, 33 Конституции РФ).
  2. Невозможность приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ), участка в морском порту (ч. 2 ст. 28 ФЗ «О морских портах в РФ…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ).
  3. Невозможность осуществления архитектурной деятельности без посредства российского архитектора или архитектурного бюро (если нет специального международного соглашения) (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 № 169-ФЗ).
  4. Невозможность быть капитаном, старпомом, старшим механиком, радиоспециалистом на судне, плавающим под флагом РФ (ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
  5. Невозможность быть членом экипажа экспериментального воздушного судна за исключением случая, установленного п. 3.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ.
  6. Недопустимость выступать в качестве редакции или учредителя СМИ, самой организации, осуществляющей вещание, в отсутствие соответствующего международного соглашения (ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991№ 2124-1).
  7. Необходимость в получении специального разрешения при желании осуществлять трудовую деятельность (ст. 327.3 ТК РФ).
  8. Другие ограничения, зафиксированные в законе.

Основные нюансы, связанные с процедурой банкротства

Арбитражно-процессуальная документация Российской Федерации предполагает наличие подсудности дел, которые регламентируют несостоятельность (банкротство) по местонахождению предприятия должника. Так, дело, связанное с банкротством физического лица или предприятия, происходит по месту жительства должника. Законодательной базой Российской Федерации предполагается, что в понятие «местожительство» предполагается место, где граждане проживают на протяжении определенного промежутка времени.

Все правила, указанные в соответствующих нормативных актах Российской Федерации и связанные с банкротством, могут применяться и к лицам, не являющимися гражданами Российской Федерации. Это также относится к лицам, не имеющим гражданства или иностранным юридическим лицам, если такое предусматривается законодательной базой страны.

Федеральный закон, регламентирующий миграционный учет иностранных граждан, предполагает ряд оснований, а также порядок регистрации иностранцев по определенному месту жительства на территории Российской Федерации. Исходя из этого, судебный процесс, связанный с рассмотрением дела о банкротстве иностранного гражданина, полностью отвечает всем критериям подсудности. Законодательные правки, которые предполагают наличие иностранного элемента, прописаны в соответствующем законодательстве.

Возможно ли банкротство неграждан в России?

Согласно второй статье закона «О банкротстве физических лиц», списать свои долги — объявить себя банкротом — могут только граждане Российской Федерации. Однако судебная практика заявляет другое: каждый день все большее количество иностранцев обращаются в суды с просьбами о списании долгов и получают положительные результаты. То есть, судебная практика уже заявляет о такой возможности — освободить иностранца от долгов перед российскими банками и МФО. А значит, закон о банкротстве физических лиц распространяется и на неграждан.

Как гласит закон, должник — это гражданин или юридическое лицо, которое больше не в силах удовлетворять требования кредиторов, то есть платить по долгам

Если брать это определение, то наличие гражданства для списания долгов выступает обязательным требованием. Однако есть целый ряд «но», который эту мысль опровергает.

В частности, закон не запрещает иностранцам брать кредиты в российских банках. Уже через полгода официального трудоустройства на территории страны, местные банки с удовольствием выдают негражданам кредиты, ссуды и даже ипотеки. Это прописано в банковских уставах и законе «О банковской деятельности».

Возможно ли банкротство неграждан в России?

Согласно второй статье закона «О банкротстве физических лиц», списать свои долги — объявить себя банкротом — могут только граждане Российской Федерации. Однако судебная практика заявляет другое: каждый день все большее количество иностранцев обращаются в суды с просьбами о списании долгов и получают положительные результаты. То есть, судебная практика уже заявляет о такой возможности — освободить иностранца от долгов перед российскими банками и МФО. А значит, закон о банкротстве физических лиц распространяется и на неграждан.

Читайте также:  Что такое импорт и экспорт контактов в телефоне

Как гласит закон, должник — это гражданин или юридическое лицо, которое больше не в силах удовлетворять требования кредиторов, то есть платить по долгам

Если брать это определение, то наличие гражданства для списания долгов выступает обязательным требованием. Однако есть целый ряд «но», который эту мысль опровергает.

В частности, закон не запрещает иностранцам брать кредиты в российских банках. Уже через полгода официального трудоустройства на территории страны, местные банки с удовольствием выдают негражданам кредиты, ссуды и даже ипотеки. Это прописано в банковских уставах и законе «О банковской деятельности».

Какие могут возникнуть сложности

Основная сложность — отсутствие нормы права, предусматривающей возможность несостоятельности иностранных граждан по месту пребывания на территории РФ. Правоприменителям приходится идти по пути косвенного толкования существующих норм, которые определяют правовой статус неграждан в России. Для обоснования своей позиции — заимствовать понятия из права ЕС:

  • местонахождение основного имущества и производственных ресурсов;
  • нахождения на территории РФ большинства кредиторов;
  • преимущественного осуществления деятельности;
  • извлечения основной части доходов (прибыли).

То есть, прежде чем приступить к банкротству, необходимо установить, что он прочно связан имущественными и деловыми связями с РФ, и основная часть его имущества находится также в России. Приводятся доводы о том, что неграждане, которых нельзя признать банкротами, находятся в более выгодном положении, чем жители РФ. Тем самым нарушается п. 1 ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство перед законом. При этом упускается важная деталь: какое отношение они имеют к российской Конституции? Даже признав, с большой натяжкой и при отсутствии правовых норм, иностранца банкротом — у государства нет механизмов реализации решения. Инициатор банкротства оказывается в ловушке:

  • нельзя применить решение российского суда на территории иностранного государства;
  • невозможно предъявить иск на его территории, поскольку РФ не является участником международного Регламента ЕС № 1346/2000, а собственного законодательства о трансграничном банкротстве у неё нет.

Особенности и сложности процедуры

Согласно Закону о банкротстве, каждое дело о несостоятельности физического лица рассматривается в арбитражном суде по месту регистрации должника. Что касается иностранцев, которые не имеют гражданства России, они должны иметь временную регистрацию по адресу проживания. И в случае судебного разбирательства, в том числе и по вопросу банкротства, им придется обращаться в районный арбитраж.

В настоящее время сложность заключается в том, что нет законодательных норм и актов, которые будут регламентировать проведение процедуры банкротства иностранного гражданина, который находится в России.

Для решения данной проблемы были даже позаимствованы определенные понятия из права ЕС:

  • Основное имущество и производственные ресурсы нерезидента должны находиться в РФ.
  • В России должны быть основные кредиторы должника.
  • Свою основную деятельность и получение прибыли иностранец должен осуществлять на территории РФ.

Поэтому перед тем, как будет принято дело о банкротстве в производство, следует убедиться, что иностранный гражданин живет в стране, основная часть его имущества также находится здесь, он является компаньоном международной компании или имеет в России свой бизнес.

Банкротство физических лиц: зарубежная практика.

Не так давно в России был принят Закон о банкротстве физического лица, предусматривающий использование процедур реструктуризации задолженности, продажи имеющегося у банкрота имущества и последующего мирового соглашения между сторонами.

Подобная возможность уже давно не является новшеством для зарубежных стран. Родоначальником этой идеи являются Соединенные штаны Америки, где о банкротстве впервые заговорили еще в XIX веке. Столетием позже эту процедуру переняли и Европейские страны.

Рассмотрим, как закон о банкротстве работает в рамках зарубежной практики.

  • Банкротство физических лиц в США
  • Банкротство физических лиц в Германии
  • Банкротство физических лиц во Франции

Банкротство физических лиц в США
В США банкротство физического лица – явление довольно распространенное. Инициатором может выступать как должник (добровольное банкротство), так и кредитор (вынужденное банкротство). Такое дело рассматривается в местном федеральном суде по делам банкротств и регулируется Кодексом о банкротстве («United States Bankruptcy Code»).

Новый пример из судебной практики

Еще одним первым судебным делом было под номером № А40-186978/2015. Истцы-кредиторы обратились в судебную инстанцию в городе Москва. Ответчиком выступил гражданин Германии, который оказался поручителем по двух кредитным займам.

Если говорить подробно про кредиты, то данный поручитель выступил гарантом коммерческой организации. В самом договоре поручительства было указано место судебного процесса – Российская Федерация. Компания не смогла платить по своим обязательствам. Кредитная организация решила взыскать с обеих сторон финансовые средства в свою пользу, однако на тот момент оба должника не имели денег, чтобы оплатить свою задолженность.

Поэтому кредиторы были вынуждены подать заявление о несостоятельности поручителя. Однако у банка-получателя долга возникла юридическая проблема – из-за иностранного гражданства он не мог исполнить вердикт российской судебной инстанции, а подать заявление в Германии кредитная организация тоже не могла, так как в договоре поручительства была указана российская юрисдикция. В итоге все-таки первичная судебная инстанция приняла заявление и открыла процесс рассмотрения дела.

Далее арбитражный суд принял решение прекратить процесс, основываясь на федеральном законе №127, а именно на пункте, где плательщиком указан гражданин, что означало следующее – по обязательствам должен выступать только российское физическое лицо. После этого кредитор подал апелляцию, которое осталось без внимания суда. И только следующий судебный орган принял решение снова открыть дело и указал, что закон о банкротстве не указывает на связь понятия плательщика долга с российским гражданством. После этого иностранный гражданин подал свою жалобу, в которой указал следующее обоснование:

Физическое лицо из Германии отметило то, что в главном законе №127 о банкротстве отсутствуют положения о неплатежеспособности иностранных граждан. Тем не менее, апелляционная инстанция не стала удовлетворять заявление иностранца, обосновав это ссылками на статью 62 российской Конституции. В соответствии с ней зарубежные лица имеют права и обязанности в том же объеме, как и российские граждане, кроме исключительных случаев. Те же пункты применимы на основе российского федерального закона №115 о положении иностранцев в правовом поле Российской Федерации: об этом указывает статья 4 данного нормативного акта.

Какие могут возникнуть сложности

Основная сложность — отсутствие нормы права, предусматривающей возможность несостоятельности иностранных граждан по месту пребывания на территории РФ. Правоприменителям приходится идти по пути косвенного толкования существующих норм, которые определяют правовой статус неграждан в России. Для обоснования своей позиции — заимствовать понятия из права ЕС:

  • местонахождение основного имущества и производственных ресурсов;
  • нахождения на территории РФ большинства кредиторов;
  • преимущественного осуществления деятельности;
  • извлечения основной части доходов (прибыли).

То есть, прежде чем приступить к банкротству, необходимо установить, что он прочно связан имущественными и деловыми связями с РФ, и основная часть его имущества находится также в России. Приводятся доводы о том, что неграждане, которых нельзя признать банкротами, находятся в более выгодном положении, чем жители РФ. Тем самым нарушается п. 1 ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство перед законом. При этом упускается важная деталь: какое отношение они имеют к российской Конституции? Даже признав, с большой натяжкой и при отсутствии правовых норм, иностранца банкротом — у государства нет механизмов реализации решения. Инициатор банкротства оказывается в ловушке:

  • нельзя применить решение российского суда на территории иностранного государства;
  • невозможно предъявить иск на его территории, поскольку РФ не является участником международного Регламента ЕС № 1346/2000, а собственного законодательства о трансграничном банкротстве у неё нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *