Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПБУ учетная политика организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Актуализация на 2021 год учетной политики для бухучета
Составляя учетную политику на 2021 годы, следует учесть вступающие в силу новации законодательства.
Продолжается переход на применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Обязанность применять его в работе возникнет в 2022 году. Но при желании можно начать применять его с 2021 года или с начала деятельности предпиятия, если оно создано в 2020. Принятое решение надо закрепить в УП.
Еще одно изменение касается учета МПЗ. Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н утвердил новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. При желании новый стандарт можно применять и 2020 году, но с 2021 году его применение станет обязательным.
Распространенные ошибки при формировании, изменении, применении УП с 2023 г.
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2023 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2023 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Кто составляет учетную политику
Как и ранее в ПБУ 1/98, в п. 4 ПБУ 1/2008 записано, что учетную политику организации формирует главный бухгалтер. Но теперь уточняется, что учетную политику также может составлять иное лицо, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухгалтерского учета организации.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) руководители организаций вправе в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Кроме того, руководитель организации может вести бухгалтерский учет лично. Следовательно, учетную политику формирует тот, кто ведет бухгалтерский учет в организации: или бухгалтер (главный бухгалтер), или специализированная организация, с которой заключен договор на ведение бухучета, или сам руководитель организации.
Изменение учетной политики
Организация может изменять учетную политику по бухгалтерскому учету в тех же случаях, что и прежде. Их перечень приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К названным случаям относится существенное изменение условий хозяйствования. Ранее в п. 16 ПБУ 1/98 разъяснялось, что это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности и др. В ПБУ 1/2008 о смене собственников не упоминается. И это вполне объяснимо. Появление нового собственника не ведет к изменению организации, и данный фактор сам по себе не может быть причиной внесения изменений в учетную политику.
Изменение учетной политики, как и прежде, производится с начала очередного отчетного года. В п. 18 ПБУ 1/98 это правило было жестким. А в п. 12 ПБУ 1/2008 появилась оговорка, что учетная политика может меняться и в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.
Чаще всего необходимость изменения учетной политики не с начала, а в середине отчетного года возникает из-за существенного изменения условий хозяйствования. К примеру, реорганизация компании в форме присоединения произошла в середине года. Тогда присоединяющая организация может внести изменения в учетную политику непосредственно после завершения реорганизации, а не с начала следующего года.
Основные требования остались неизменными. Организация должна оценить в денежном выражении последствия, к которым привело изменение учетной политики. Эта оценка определяется на дату, с которой применяется измененная учетная политика (п. 13 ПБУ 1/2008). Если изменения в учетную политику внесены из-за изменившихся норм законодательства или нормативных правовых актов по бухучету, то последствия этих изменений нужно отражать в бухучете и отчетности в том порядке, который установлен соответствующим законом или нормативным актом (п. 14 ПБУ 1/2008).
Примечание. Изменение учетной политики имеет определенные последствия для организации. Задача бухгалтера — правильно отразить эти последствия в бухгалтерском учете и отчетности. При этом нужно ориентироваться на правила, записанные ранее в п. п. 19 — 23 ПБУ 1/98, а теперь предусмотренные в п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008.
Об утверждении положений по бухгалтерскому учету
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:
1. Утвердить:
а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;
б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).
3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин
Приложение N 1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н (в ред.-28.04.2017 № 69н)
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
Изменения в ПБУ 1/2008 с 2019 года
Всем компаниям необходимо откорректировать свои учетные политики в 2021 году. Связано это с тем, что в 2021 году были приняты изменения в законодательстве по бухучету.
Вам будет интересно:
Cчет 68 в бухгалтерском учете — расчеты по налогам и сборам: характеристика, субсчета, типовые проводки
Теперь в учетной политике нужно фиксировать ее независимость. То есть она формируется каждым юрлицом самостоятельно. Исключение составляют головная и дочерние фирмы. Дочерние фирмы и филиалы формируют свои политики на основании положений материнской компании.
Был определен порядок определения способа ведения бухучета, если он не определен в ПБУ. Теперь нужно ознакомиться с МСФО, если там такой способ ведения присутствует, то компания должна выбрать его. При отсутствии его в этом документе, можно обратиться к отраслевым стандартам. Если же он не рассмотрен и там, тогда используются только рекомендации по бухучету.
В ПБУ ввели понятие несущественности, под которым стали понимать данные, не влияющие на принятие решений пользователей бухотчетности. В определенных ситуациях в отношении такой информации, основываясь на принципе рациональности, допускается игнорирование.
Субъекты на упрощенном учете получили право применять принцип рациональности в отношении методов и способов ведения бухучета, которые не определены ПБУ. То есть им не надо использовать МСФО, стандарты отрасли, рекомендации по бухучету и т. д.
Изменения ПБУ 1/2008 допускают случаи отступления от соблюдения рассмотренных в них правил, если они не позволяют объективно отразить факт хозяйственной жизни. При этом обязательно нужно фиксировать какой именно пункт игнорируется фирмой, по какой причине, каким именно способом ведения учета он заменяется, а также краткие пояснения по нему.
Компаниям, составляющим отчетность по МСФО, разрешили отдавать предпочтение МСФО перед ПБУ. Однако, обязательно нужно отражать, что именно не соблюдается по ПБУ, почему, и давать краткое пояснение сложившейся ситуации.
Новшества в ПБУ 1/2008 позволяют проводить корректировку ряда определенных показателей на начало года, которая вызвана последствием изменения учетной политики.
Внимание! По новым правилам при изменении учетной политике теперь не надо составлять к ней пояснительную записку. Эти сведения фиксируются теперь компаниями только в бухотчетности, например, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Формулировки для учетной политики ФСБУ 5/2019
ФСБУ 5/2019 «Запасы» стало обязательно к применению с 2021 года. Перечня запасов нет. Организация вправе составить свой и утвердить его в учетной политике.
Формулировка в учетной политике может быть такой:
Организация не применяет ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. К таким запасам относятся:
офисная бумага;
канцелярские принадлежности;
картриджи для принтера;
подарки к праздникам для сотрудников и партнеров.
Основание: пункт 2 ФСБУ 5/2019.
Часть запасов можно списывать сразу, а часть – учитывать на балансе.
В учетной политике можно написать так:
Организация не применяет ФСБУ 5/2019 в отношении следующих запасов, предназначенных для управленческих нужд: канцелярские принадлежности. Все прочие запасы, предназначенные для управленческих нужд, учитываются по правилам ФСБУ 5/2019.
Основание: пункт 2 ФСБУ 5/2019
Как работать с ФСБУ 5/2019 детально разобрано в Практической энциклопедии бухгалтера.
Прежде в вопросе учетной политики действовало положение 1/2008 1994 года, содержащееся в Приказе Минфина №100. Затем в ходе реформы бухгалтерского учета и приближения национальных стандартов к международным нормам было принято новое ПБУ 1998 года — 1/98.
Сегодня учетной политике посвящено ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов России в 2008 году вместе с ПБУ об изменениях оценочных значений.
Документ регламентирует порядок и правила разработки внутреннего положения об учетной политике, его утверждения и ведения.
Несмотря на перечисленные реформы последнее Положение сохранило ряд первоначальных норм, которые законодатель посчитал неоспоримыми.
Так, не подверглись правкам следующие пункты:
- деятельность предприятия считается непрерывной, т.е. считается, что предприятие не намеревается прекращать работу и будет продолжать хозяйственную деятельность в дальнейшем и, как следствие, исполнять долговые обязательства;
- разделение активов и пассивов предприятия и активов и пассивов владельца этого предприятия, а также активов и пассивов других предприятий;
- использование принятой и утвержденной учетной политики последовательно, период за периодом;
- все хозяйственные операции привязываются ко времени осуществления и не зависят от их документального или денежного сопровождения.
Последнее ПБУ не изменило критериев качества сведений, добавив к ним лишь параметр своевременности.
Напомним, что согласно ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту — Закон №402-ФЗ) совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета компании отражается в ее учетной политике.
При этом принятая учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) компании (п.8 ПБУ 1/2008).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации (п.2 ПБУ 1/2008).
В соответствии с положениями п.7 ПБУ 1/2008 и п.4 ст.8 Закона №402-ФЗ, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО (Письмо Минфина РФ от 29.06.2016 г. №03-05-05-01/37792).