Реорганизация коммерческой организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация коммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Увольнение работников при реорганизации

Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:

  • «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
  • Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
  • С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
  • В трудовые книжки вносят соответствующие записи.

Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.

Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.

Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.

Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.

Особенности документации

В случае преобразования, выделения, слияния и разделения в регистрирующий орган предоставляется такой перечень документов:

  1. Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанное заявителем;
  2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. Решение о реорганизации юридического лица;
  4. Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  5. Передаточный акт или разделительный баланс;
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины;
  7. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
  8. В случае присоединения регистратор должен получить такие документы как:
  9. Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
  10. Решение о реорганизации юридического лица;
  11. Договор о присоединении;
  12. Передаточный акт.

Классификация видов реорганизации

Виды реорганизации:

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

создание одного

создание нескольких

прекращение одного

прекращение нескольких

слияние организаций

+

+

присоединение организации

+

+

разделение организации

+

+

выделение организации

+

+

преобразование организации

+

+

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

  • внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

  • кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Читайте также:  Увеличение трудовой пенсии в 2023 году в РБ

Основные факторы и регистрация процедуры

Успех или неудача реорганизации предприятия обусловлены объективными и субъективными факторами. Объективными факторами являются материальные, кадровые, финансовые, информационные и прочие ресурсы, придающие организации способность преодолевать инерцию и приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий.

Основным субъективным фактором считается уровень подготовленности, организационной политики и способности руководства предприятия, который позволяет:

  • Определить объект для реорганизации;
  • Выбрать направление бизнес процессов и темпы преобразования;
  • Создать систему стимулов для всех участников процедуры.

Решение о реорганизации предприятия могут принимать собственник имущества, группа учредителей (участников) юридического лица, уполномоченные органы (в соответствии с учредительными документами) и по решению судебных органов. Существует два основных метода реорганизовать предприятие:

  1. Добровольный.
  2. Принудительный.

Реорганизация предприятия регистрируется согласно законодательству в соответствующих Государственных органах. Основанием для отказа в регистрации могут стать несоответствия в документах, которые предоставлены в Налоговую инспекцию:

  • Отсутствуют положения о правопреемстве юридического лица;
  • В документации нет разделительного баланса или передаточного акта (зависит от способа реорганизации).

Отказ оформляется официальным письмом, обосновывается, мотивируется нормативно-правовыми актами и может быть обжалован реорганизатором в суде. Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации новых компаний, кроме присоединения. В этом случае процедура признана с момента регистрации в ЕГРЮЛ записи об окончании деятельности реорганизованного юридического лица.

Процесс реорганизации проходит в несколько этапов:

Этап Действия
Уведомление Налоговой инспекции Необходимо в 3-х дневный срок сообщить в налоговые органы о решении реорганизовать компанию. Территориальным подразделением этой службы в реестр вносится соответствующая запись
Информирование кредиторов и СМИ В пятидневный срок с момента уведомления налоговых органов должны установить и проинформировать всех кредиторов. Два раза в течение месяца информация публикуется в средствах массовой информации
Инвентаризация имущества Составляется отчётный документ об оценке имущества юридического лица. Инвентаризация осуществляется как в отношении имущества организации, так и в отношении имущества, находящегося на хранении или являющегося предметом аренды
Создание документов Создаётся передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении)
Снятие с учёта Необходимо сняться с контроля в налоговой инспекции и в различных фондах
Закрытие счетов Закрываются все счета и ликвидируются печати организации
Регистрация новой организации При создании нового юридического лица оно должно пройти процедуру регистрации. Компания считается реорганизованной с момента, когда зарегистрировано новое юридическое лицо
Оформление новой документации Изготавливается или заменяется печать нового юридического лица, переоформляются счета в банках, учётные данные в государственных органах, кадровые документы и пр.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль предпринимательства и малого бизнеса в современной экономике огромна.

Они стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики на региональном уровне, способствуют инновациям и расширяют экспортные возможности страны. Малые предприятия также имеют потенциальную возможность стать в будущем публичными.

Хотя многие из российских компаний, акции которых в настоящее время торгуются на бирже, возникли из крупных советских структур или на основе масштабных активов, есть примеры компаний, которые начинали с малого и быстро выросли, завоевав известность и выйдя на фондовый рынок.

Формирование в России рыночных отношений связано с широким развитием предпринимательской деятельности, формированием нового социального слоя собственников, бизнесменов с их специфическими ценностями, мотивами, самосознанием.

Особенно это касается малого бизнеса, его становления и оформления как социального слоя. Значение малого предпринимательства в развитии современной экономики России трудно переоценить.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим условием реализации стратегии диверсификации предпринимательской структуры, поскольку деятельность возможна лишь в рамках правового поля, определенного государством, т. е. в рамках государственного регулирования предприниматель­ской деятельности. Различные отрасли предпринимательства имеют свою специфику деятельности, особенности которой и учиты­ваются при стратегическом планировании.

Под государственным регулированием экономики здесь будем понимать деятельность государства в лице государственных органов на экономические объекты, процес­сы и участвующих в них лиц. Эта деятельность осуществляется для придания процес­сам организационного характера, для упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов отстаивать государственные и общественные интересы.

Данная исследовательская работа посвящена политике Российского государства по регулированию бизнеса и её конкретным аспектам, в частности, — законодательству, инструментам и ресурсам. Основой работы является сравнение ситуации с законодательным и ресурсным обеспечением развития и функционирования малого бизнеса в России и за рубежом.

Читайте также:  Приказ по охране труда. Образец, бланк 2023 года

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.

Цель данной работы заключается в исследовании порядка учреждения, реорганизация и ликвидация предпринимательских фирм.

Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть теоретические основы регулирования предпринимательской деятельности;

— определить сущность регулирования предпринимательской деятельности;

— раскрыть основные аспекты регулирования предпринимательской деятельности;

— описать современные особенности учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций в РФ;

— представить сущность создания предпринимательской организации;

— определить особенности реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций .

Актуальные данные по состоянию и регулированию предпринимательства в основном содержатся в электронных СМИ и на электронных ресурсах, поэтому в качестве источников для данной работы использовались интернет-сайты и публикации институтов и организаций, занимающихся изучением и поддержкой малого бизнеса в различных странах.

Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, двух глав основной части и списка использованной литературы.

Реорганизация: определение и для чего она нужна

Предусмотрены три основные организационно-правовые формы регистрации частных предприятий: ООО (расшифровывается как «общество с ограниченной ответственностью»), ЗАО и ОАО (акционерное общество закрытого/открытого типа). Однако зарегистрированное предприятие может со временем претерпеть значительные изменения. Уменьшаются или увеличиваются объемы производства, меняется специфика деятельности и структура управления. Это приводит к необходимости нововведений в плане организации.

Если предприятие нерентабельно, нужно что-то менять. Если первоначальные цели, поставленные руководством компании, уже достигнуты, пора переходить на новый уровень, что сопряжено с расширением рынка сбыта и полномочий, совершенствованием отношений с партнерами. Бывает, что ОПФ уже не соответствует формату, установленному законами. В каждой из этих ситуаций может помочь такая «политическая» мера, как реорганизация.

Реорганизация – это завершение деятельности предприятия, которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании. Эта мера приводит к образованию одного/нескольких новообразованных предприятий, которые «наследуют» имущественные и иные права, а также обязательства реорганизованного лица.

Зачастую реорганизацию осуществляют вместо ликвидации. Это обусловлено экономической нецелесообразностью процедуры банкротства и возможностью сохранения основных активов.

Существует несколько типов реорганизации. Они различаются по структуре и объему передаваемых прав.

Порядок реорганизации юридического лица

Вот как выглядит механизм действий руководства при реорганизации юридических лиц:

  1. 1. Принимается решение о необходимости реорганизовать предприятие.
  2. 2. В течение 3х рабочих дней об этом решении уведомляется госрегистратор.
  3. 3. Создается комиссия по осуществлению реорганизационных мер.
  4. 4. В СМИ публикуется сообщения о реорганизации.
  5. 5. Составляется передаточный акт.
  6. 6. В указанный срок госрегистратору предоставляются соответствующие бумаги.

Сущность и понятие реорганизации

Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Решение о реорганизации принимает высший орган управления юридического лица.

Причины, по которым происходит реорганизация юридических лиц, могут быть весьма разнообразными.

При добровольной реорганизации собственники юридических лиц (акционеры, участники, пайщики и т.п.) принимают решение самостоятельно, руководствуясь собственными мотивами в рамках действующего законодательства. Добровольной может быть реорганизация в любой форме, а слияние и присоединение возможны только на добровольной основе.

При вынужденной реорганизации решение также принимают сами организации, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

Начинаем ликвидацию (принятие решения)

Ликвидация – процесс нелёгкий и небыстрый. Она состоит из определённой последовательности действий и занимает не менее 4 месяцев.

I этап – принятие решения о ликвидации и назначение ликвидационной комиссии.

Решение о прекращении деятельности должно быть принято всеми участниками ООО единогласно. Соответственно, вопрос не может быть решён на уровне директора или совета директоров. Для получения согласия каждого учредителя созывают собрание. Это может быть как плановая встреча, так и внеочередная (пп. 11 п. 2 ст. 33 № 14-ФЗ). Собрание необходимо проводить по правилам, установленным для общих собраний участников ООО (ст. 36, 37 № 14-ФЗ).

Вынесение единоличного решения о ликвидации возможно в ООО с одним участником (ст. 39 №14-ФЗ). Допустимо проведение заочного собрания (п. 1 ст. 38 № 14-ФЗ).

Какие вопросы поднимают на собрании:

Обязательное условие – согласие на ликвидацию всех учредителей. При вынесении единогласного решения составляют отдельный документ, где указывают срок, за который необходимо завершить деятельность. Он ограничен законом и не может превышать 1 года.

  • О назначении ликвидационной комиссии и её составе.
Читайте также:  Льготы пенсионерам в Москве в 2023 году по налогам

Для утверждения членов комиссии необходимо более 50% голосов. Оптимальным считается включение в состав комиссии директора ООО, главбуха, руководства финансового, юридического и кадрового отделов. Вместо комиссии вопросы прекращения деятельности может решать один человек – ликвидатор.

В обязанности комиссии входят направление уведомления на федеральный ресурс, извещение ФНС, работников компании и кредиторов о ликвидации, составление промежуточного баланса, погашение долгов.

Обязательный элемент ликвидации – подача соответствующего уведомления в СМИ. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать сообщение о ликвидации ООО в периодическом издании. В тексте указывают порядок и срок заявления требований кредиторами (п.1 ст. 63 ГК РФ). Налоговой инспекцией утверждено издание, которое предназначено для такого рода публикаций. Это «Вестник государственной регистрации».

Принудительная ликвидация

1) в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, например отсутствие передаточного акта в случае реорганизации компании;

2) в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, например, осуществление без лицензии фармацевтической деятельности;

3) в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Например, промышленное предприятие располагается на территории зеленого фонда, а соответствии с абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Чем ликвидация юрлица отличается от реорганизации

При реорганизации и ликвидации юрлица компания прекращает свое существование. Но есть одно принципиальное отличие: правопреемство. Ликвидация означает, что у организации отсутствует правопреемник и продолжать ее деятельность будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, прекратившей свою деятельность, будут правопреемники (по ст. 58 Гражданского кодекса). Вопрос относительно того, кто будет выступать правопреемником, зависит от формы реорганизации, а также от того, каким образом будет образовано новое юрлицо, или прекращена его деятельность.

При слиянии будет образовано новое юридическое лицо, которое станет правопреемником. При присоединении существующая организация, к которой присоединилась другая (прекратившая работу), будет выступать правопреемником.

В процессе разделения будут образованы новые юрлица, к которым перейдут права и обязанности. Обязательства правопреемников будут определяться на основании разделения или передаточных актов.

Реорганизация будет завершена после регистрации новых компаний. Особенность присоединения состоит в том, что реорганизация завершается после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении работы присоединяемой компании. Если присоединяется несколько компаний, то финальной датой процесса реорганизации станет внесение отметки в ЕГРЮЛ о последней из присоединяемых компаний.

Существуют и другие различия между реорганизацией и ликвидацией юрлица, с процессуальной и документальной точек зрения.

Например, если при ликвидации готовится ликвидационный баланс, и он обязателен для передачи в налоговый орган, то при реорганизации нужно подготовить передаточный акт. При присоединении или слиянии необходимо подготовить договор о присоединении и слиянии.

Принципиальная разница заключается в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа власти осуществляет ликвидационная комиссия по п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса. Это означает, что директор уже не руководит предприятием и все полномочия должны быть переданы ликвидационной комиссии.

Также при ликвидации все работники компании увольняются, в том числе беременные работницы. Тогда как при реорганизации всем работникам предоставляются гарантии Трудовым кодексом и в этом документе прямо сказано, что реорганизация не дает право работодателю на увольнение сотрудников (ст. 75 ТК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *