Регламент ГИБДД от 20 октября в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент ГИБДД от 20 октября в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.

При проведении контрольных мероприятий учитываются заявления и жалобы гражданских лиц, оперативные сведения о работе патруля. Гласные проверки проводят не реже одного раза в неделю приказом командира полк, роты, батальона. Проверки ежедневно, не реже двух раз в смену, проводят командиры взводов или их заместители. О прибытии проверяющего ДПС, который представляется и показывает документы и предписание (это не касается непосредственных начальников) старший наряда сообщает дежурному. Проверяющему ДПС не разрешается применять любые провокационные действия.

Скрытые проверки проводят по утвержденному заранее графику командиром строевого отделения или руководителем. Если вскрылись объективные факты и обстоятельства, то разрешено проводить скрытую проверку вне графика. Продолжительность такой проверки не превышает часа. Наблюдение ведется при помощи видеокамер, фотосъемки, аудиозаписи.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2021 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).

Остановка и её причины

Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:

  1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
  2. ориентировки на водителя или пассажиров,
  3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
  4. опрос водителя или пассажиров,
  5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
  6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
  7. ограничение движения на данном участке дороги,
  8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
  9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
  10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
  11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
  12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
  13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
  14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом — сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.

Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.

При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.

Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?

Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.

Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.

Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.

Является ли ГИБДД подразделением полиции?

Безусловно, в начале необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли ГИБДД подразделением полиции. Поэтому приведу соответствующие статьи:

Статья 2. Основные направления деятельности полиции1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;

Как Вы видите, дорожное движение относится к ведению полиции, а следовательно либо ГИБДД станет подразделением полиции, либо в полиции появится какое-то новое подразделение, занимающееся решением этого вопроса.

Читайте также:  Региональные льготы ветеранам труда в 2023 году в великом Новгороде

Использование грузовиков для остановки нарушителей

Новые правила обеспечивают задействование грузовых машин для принудительного торможения автомобилей, грубо нарушающих ПДД и представляющих угрозу безопасности движения. В этом случае основным аспектом при принятии решений об остановке должна являться целесообразность применения столь крайних мер. Исключено использование такого способа принудительного прекращения и остановки движения в следующих случаях:

  • если нарушитель может в этот момент транспортировать грузы повышенной опасности;
  • при осуществлении представляющим опасность транспортом перевозки в салоне людей;
  • если правила нарушает автомобиль экстренной службы;
  • если нарушителем является маршрутное ТС;
  • при остановке двух- или трехколесных мотоциклов, мопедов, скутеров;
  • при остановке ТС, защищенных дипломатическим или консульским иммунитетом.

Патрулирование на гражданских машинах

Этот пункт нововведений вызывает наибольшие споры. Что же говориться в документе на самом деле:

«При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.»

Фактически, тайное наблюдение будет проводиться абсолютно любым транспортным средством. А вот задерживать нарушителя будут уже официальные патрули, находящиеся при исполнении и обеспечивающие выполнение поставленных перед ними задач в форме и на соответствующей машине с символикой ведомства.

Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением

63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.

64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.

Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.

Начало общения с сотрудником полиции (ГИБДД)

Это вопрос уже рассматривался в книге «Бронежилет Водителя», и если Вы еще не знакомы с этой книгой, то настоятельно рекомендую это сделать.

Что касается закона «О полиции», то он во многом повторяет положения административного регламента ГИБДД и говорит о следующем:

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина…
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Т.е. сотрудник полиции (ГИБДД) при начале общения с гражданином, независимо от того, кто начал это общение, обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Кроме того, по требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить и служебное удостоверение.

Отмечу, что все перечисленные требования относятся не только к сотрудникам ГИБДД, но и к сотрудникам других подразделений полиции.

Сотрудник ГИБДД предлагает нарушить правила дорожного движения

Нередко встречается ситуация, когда сотрудник ГИБДД предлагает водителю нарушить правила дорожного движения. Особенно часто это происходит при сдаче квалификационного экзамена на получение водительского удостоверения. Обычно нарушение водителя в этом случае приводит к отрицательному результату всего экзамена.

Читайте также:  Порядок продления регистрации по месту пребывания иностранного гражданина

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотрудникам ГИБДД выполнять подобные действия:

Статья 6. Законность…
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Конечно же, подобное ограничение существует и в методике проведения квалификационных экзаменов, однако оно относится исключительно к экзаменам, а приведенный выше пункт относится абсолютно к любым ситуациям.

Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.

В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.

Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.

В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.

Использование грузовиков для остановки нарушителей

Новые правила обеспечивают задействование грузовых машин для принудительного торможения автомобилей, грубо нарушающих ПДД и представляющих угрозу безопасности движения. В этом случае основным аспектом при принятии решений об остановке должна являться целесообразность применения столь крайних мер. Исключено использование такого способа принудительного прекращения и остановки движения в следующих случаях:

  • если нарушитель может в этот момент транспортировать грузы повышенной опасности;
  • при осуществлении представляющим опасность транспортом перевозки в салоне людей;
  • если правила нарушает автомобиль экстренной службы;
  • если нарушителем является маршрутное ТС;
  • при остановке двух- или трехколесных мотоциклов, мопедов, скутеров;
  • при остановке ТС, защищенных дипломатическим или консульским иммунитетом.

Положительные и отрицательные стороны

На 2020 год Приказ № 185 считается главным документом, регулирующим правомерность деятельности сотрудников ГИБДД и МВД. Как и у любых правовых актов, у документа есть положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны действия Приказа:

  • возможность получения индивидуальной телефонной консультации у сотрудников ГИБДД;
  • отсутствие необходимости покидать ТС во время остановки и пересаживаться в автомобиль ГИБДД;
  • возможность контролировать действия Госавтоинспекторов путем видео и аудио фиксации;
  • отсутствие возможности неправомерного досмотра водителя или автомобиля;
  • возможность со стороны водителя потребовать номер телефона начальства конкретного инспектора с целью сообщения о неправомерных действиях его сотрудника;
  • запрет эвакуации ТС в момент отсутствия владельца;
  • запрет на снятие государственных знаков и возможность управления ТС водителем без составления соответствующего протокола.

Отрицательные стороны действия Приказа:

  • возможность со стороны сотрудника ГИБДД отправить водителя на освидетельствование наличия алкогольного или иного опьянения;
  • возможность составления протокола в случае обнаружения технических неисправностей автомобиля, угрожающих безопасности участников дорожного движения;
  • возможность устанавливать фото и видео камеры на проезжей части, а также вести съемку самостоятельно, что позволяет выявить правонарушения без личного присутствия инспектора.

На практика отрицательные стороны оказываются положительными для Госинспекторов и других участников дорожного движения. Они позволяют выявить правонарушения, которые могут повлечь за собой ДТП или другие проблемы.

Таким образом, Приказ № 185 и его последующие дополнения существенного облегчают жизнь сотрудникам ГИБДД и их взаимодействие с водителями и другими участниками дорожного движения. С другой стороны, положения Приказа дают водителям преимущество и право оспорить составленный протокол в случае нарушения порядка действий сотрудника правоохранительных органов.

Приказ МВД N 664 — ноябрь 2020

Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2020 г.

«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»

с от 3 февраля 2020 г.

Проверка актуальности: 6 ноября 2020 г. 1. Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения . В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «участник дорожного движения» понимается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Далее также — «государственная функция».

2. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения устанавливает сроки и последовательность осуществления административных процедур (действий) Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и уполномоченными должностными лицами при осуществлении государственной функции. Далее — «Административный регламент».

Новый административный регламент ГИБДД — основные положения

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД, утвержденный Приказом МВД N664 от 23 августа 2017 года.

Документ, напомним, регламентирует правила поведения сотрудников госавтоинспекции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований российского законодательства в области безопасности дорожного движения.

Читайте также:  На Южном Урале с нового года повысят региональные соцвыплаты

Новый регламент ГИБДД, пришедший на смену старому (действовал с 2009 года), является по своей сути сводом рекомендаций для инспекторов ДПС – как им себя вести на дороге, как общаться с участниками дорожного движения и т.д. Но рядовых автомобилистов этот документ интересует не меньше, чем сотрудников дорожной полиции, – не лишним для них будет знать о своих законных правах.

Справки о ДТП ушли в прошлоеСогласно новому регламенту, отменяется выдача справок после дорожно-транспортного происшествия. По словам начальника управления ДПС российской госавтоинспекции Александра Быкова, у МВД сегодня нет полномочий по утверждению формы справки о ДТП, а следовательно и организации ее выдачи сотрудниками полиции.

До настоящего времени справку о ДТП выдавали в ГИБДД для предъявления в страховую компанию для получения соответствующих выплат. Однако теперь водители в процессе оформления ДТП будут получать лишь копии протоколов или постановлений об административном правонарушении. В них содержится вся необходимая информация для предъявления страховщику – в дублировании информации нет необходимости.

Остановка автомобиля вне поста ДПСДо настоящего момента сотрудникам ГИБДД было категорически запрещено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Практика показала ошибочность этого правила и в новом регламенте оно было исключено. Теперь автоинспекторы могут останавливать автомобили везде, где им заблагорассудиться… Нет, не везде.

В документе четко указано: место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС.

Места для размещения нарядов ДПС будут определяться после анализа аварийности на трассе в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

В регламенте говорится, что сотрудник ГИБДД, останавливая автомобиль на дороге, должен подавать водителю четкий и понятный сигнал. Кроме того, при остановке автомобиля он обязан представиться и объяснить причину остановки.

Съемка действий сотрудников ГИБДД разрешенаИз новой редакции административного регламента ГИБДД исключена норма, которая обязывает сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамеры, видео и звукозаписывающей аппаратуры. В полиции объясняют этот факт тем, что положения регламента касаются лишь действий сотрудников госавтоинспекции; указанная норма относится к другим законодательным актам – необходимости в ее дублировании нет.

Другими словами, ее исключение из административного регламента не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.

И все же запрет на съемку действий сотрудников полиции остается, правда действует он лишь в исключительных случаях. В частности, по-прежнему нельзя снимать автоинспектора при проведении последним контртеррористической операции. Сотрудник полиции также может запретить съемку, если во время нее автолюбитель мешает полицейскому исполнять свои обязанности.

И, наконец, сотрудникам ГИБДД также не воспрещается снимать правонарушителей на служебный видеорегистратор или мобильный телефон. Это необходимо для получения свидетельств, связанных с решением в судах спорных вопросов и ситуаций, возникших в ходе общения автоинспектора с водителем.

Права на дороге изымать не будутЕсли водитель нарушил пункт ПДД, требующий лишения водительского удостоверения, изымать последнее на месте происшествия не будут. Правонарушитель должен будет самостоятельно сдать документ в подразделение ГИБДД – в трехдневный срок.

По словам Быкова, нормы связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в настоящее время исключены.

ЕвропротоколПо этому вопросу каких-либо изменений или новых указаний нет. Европротокол действовал и раньше, просто появился этот способ оформления ДТП позже, чем был принят предыдущий административный регламент – эта норма в нем отсутствовала. А в в новом она есть.

В случае ДТП, где нет пострадавших, дежурный по телефону предложит оформить документы самостоятельно — заполнить в двух экземплярах бланк извещения о дорожном происшествии. Если участники аварии имеют претензии друг к другу, дежурный предложит оформить ДТП на ближайшем стационарном посту или в отделении полиции.

Засады на дорогах все-таки возможныМы уже выяснили, что сотрудники ГИБДД могут «бдеть» за дорожным движением, располагаясь вне стационарного поста ДПС. Но одно дело стоять на открытом участке дороги, а другое – прятаться в кустах. У водителей возникает вопрос: могут ли «гаишники» устраивать на них засады? Что по этому поводу говорит новый регламент?

Согласно новому регламенту, патрульный автомобиль должен быть хорошо виден участникам дорожного движения. Но есть из этого правила одно исключение.

На аварийном участке дороги, в месте перелома рельефа, за инженерными сооружениями или на трассе с интенсивным скоростным движением, инспектор ДПС имеет право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций. В этих случаях, как разъяснили в ГИБДД, допустима установка автомобиля с частичным закрытием.

Места установки камер автоматической фиксации нарушений ПДДЕще одно важное изменение: новый административный регламент снимает запрет на использование камер автоматической фотофиксации в зонах ремонта дорог. Согласно документу, камеры теперь можно устанавливать там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки.

Важное замечание: штраф такими средствами фотофиксации будет выписываться только во время проведения дорожных работ. Если работ нет (например, они были завершены), а временные знаки (например, ограничения движения) убрать забыли, водителю предоставляется возможность обжаловать постановление – жалоба будет удовлетворена в его пользу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *