С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе родителей в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаются несовершеннолетние дети при разводе родителей в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

Когда развод в исламе не имеет силы

Судей традиционно назначали правители Халифата, по рекомендации Совета улемов (улем- высший статус ученого-правоведа по Шариату).

Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака.

Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

Могут ли при разводе разделить детей?

Ни в теории, ни в статьях закона термина «раздел детей» не существует. Дети – не имущество, их не делят. Суд лишь определяет, с кем из родителей останется жить ребенок, кто будет платить на него алименты и в каком порядке, каков будет режим общения родителя, живущего отдельно, с ребенком или детьми.

Тем не менее, сами разводящиеся родители используют этот термин часто и конкретно. Можно ли поделить детей между собой? Особенно, если их несколько. Например, сделать так, чтобы сыновья жили с папой, а дочери с мамой. Или старшие – с папой, а младшие с мамой? Или один ребенок – отцу, а второй – матери?

Суд не запрещает раздельное проживание детей при разводе, но и не настаивает на этом. Считается, что такие вопросы можно решить, руководствуясь желанием родителей и/или самих детей (если им уже исполнилось 10 лет). Главное при этом – учесть все обстоятельства. А это не всегда возможно.

Пример

Разводилась семейная пара А и В, имеющая двоих детей-подростков: девочку 9 лет и мальчика 14 лет. Вопреки традиционному распределению семейных отношений (девочкам ближе мама, мальчикам – папа), в этой семье все было немного по-другому. Дети любили обоих родителей, но мальчик предпочитал проводить время с мамой. Тем более, что у них было общее хобби – музыка. Девочка же, что называется «пошла в отца». Она охотно ходила с ним в походы, играла в подвижные спортивные игры. Музыкальные инструменты, звуковоспроизводящая техника при разводе отошла к матери. Туристское снаряжение, тренажеры, спортивные снаряды – отцу (в соответствии с правилом о приоритетной передаче имущества тем сторонам, которые чаще используют его)

При разводе родители договорились, что «разделят» детей пополам, что упростит жилищные и материальные условия. Мальчика, которому уже было больше10 лет, спросили, с кем он предпочитает остаться, и он ответил, что готов жить, как с мамой, так и с папой, хотя с мамой ему нравится больше. Девочку не спрашивали – она еще не достигла возраста, позволяющего суду принять во внимание ее желание. В результате суд счел целесообразным оставить дочь с матерью, поскольку она еще мала, и девочке в период созревания комфортнее находиться в одном доме с женщиной, а не с мужчиной. Соответственно, сын переехал жить к отцу.

Суд, разумеется, руководствовался интересами детей, принимая решение, но всех обстоятельств учесть не смог. Дети оказались «оторванными» от родителя, с которым им было интереснее и комфортнее и даже от вещей, которые обеспечивали им занятие любимым делом. Однако очевидно, что это было вынужденное решение. Остается лишь надеяться на то, что родители сохранят нормальные отношения после развода и оставят оба дома «открытыми» для своих совместных детей, чтобы обеспечить им хотя бы минимальный душевный комфорт.

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Читайте также:  Продажа гаража в 2023 году если в собственности с 2023 года налоги

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Запрет на развод при наличии несовершеннолетних детей

Закон устанавливает запрет на расторжение брака по желанию мужа в период беременности жены или в течение одного года после рождения ребенка. Это сделано с целью защитить материальное положение неработающей жены и малолетнего ребенка.

Обратите внимание: запрет на развод в вышеуказанном случае сохраняется также в ситуации, когда ребенок родился мертвым или умер на первом году жизни. Кроме того, закон не позволяет развестись мужу в ситуации, когда он не является отцом этого ребенка или если жена забеременела во время бракоразводного процесса.

Для подтверждения своего положения жена должна представить в суд справку из медучреждения или иные документы, подтверждающие факт беременности.

Расторжение брака в период беременности жены возможен только в двух случаях:

  • обоюдное согласие супругов на расторжение брака. В этом варианте супруги могут подать на развод в органах ЗАГСа (при отсутствии несовершеннолетних детей) или написать исковое заявление в суд и расторгнуть брак в судебном порядке;
  • беременная жена хочет расторгнуть брак. Если супруг не согласен разводиться, то бракоразводный процесс будет проходить в суде.

После расторжения брака обязанность мужа помогать материально бывшей беременной супруге не прекращается. В течение трех лет после расторжения брака мужчина должен содержать бывшую беременную или родившую менее года назад супругу, а также платить алименты на ребенка. В случае, если родители ребенка не состояли в браке, бывший супруг будет выплачивать только алименты.

Порядок и размер выплат устанавливается соглашением между супругами. Если такое соглашение отсутствует, размер алиментов, взыскиваемых на бывшую жену, определяется судом. При назначении размера выплаты суд исходит из материального состояния бывших супругов, их состояния здоровья, места проживания и иных условий.

В судебном заседании по ходатайству бывшего супруга может быть рассмотрен вопрос о снижении алиментных выплат. Для такого снижения бывший муж должен представить необходимые доказательства: потеря работы, наличие несовершеннолетних детей, тяжелая болезнь.

Фамилия ребенка после развода

После развода у детей остается фамилия, которая была записана в свидетельстве о рождении.

Если один из родителей желает поменять фамилию ребенка до достижения им возраста 14 лет, то без согласия второго родителя это сделать невозможно.

При этом если ребенку уже исполнилось 10 лет, смена фамилия не может быть произведена без его согласия.

Исключение: смена фамилии при отсутствии согласия одного из родителей возможна в случае, когда:

  • неизвестно место жительства родителя;
  • родитель признан судом недееспособными или лишен родительских прав;
  • родитель не исполняет обязанность по уплате алиментов.

По достижении возраста 14 лет несовершеннолетний ребенок вправе самостоятельно менять фамилию без разрешения родителей или органов опеки.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.
Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Читайте также:  Бывшая жена не дает видеться с ребенком что делать Беларусь

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Обеспечение жены и ребёнка после развода

«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).

Богатый должен нести материальные затраты в соответствии со своим положением и состоянием. Имеющий средний достаток, в соответствии со своим положением, также и бедный. Или же сами родители могут договориться об определенной плате, малой или большой. Если родители не могут прийти к обоюдному согласию относительно размера, то размер материальных расходов на ребенка должен назначить шариатский судья.

Но все же лучше им самим прийти к взаимному согласию и назначить определенную сумму, которая позволит жить без нужды ребенку и его опекающей матери.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

Опека в арабском языке обозначается словом «хидана» (الحضانة), и в фикхе это понятие распространяется на тех, кто не считается юридически дееспособным, и в первую очередь на детей.
Пишет выдающийся ученый, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали: «Опека — это в основном оберегание ребенка от того, что ему вредит и забота о том, в чем для него польза, вроде мытья его головы, одежды, умащения, подкрашивания сурьмой, закрепления в колыбели и тому подобном и укачивания, чтобы уснул». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي بن يوسف الكرمي الحنبلي: «… الحضانة وهي حفظ الطفل غالبا عما يضره والقيام بمصالحه: كغسل رأسه وثيابه ودهنه وتكحيله وربطه في المهد ونحوه وتحريكه لينام». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

Дополняет шейх Абдулькадир ибн Умар ат-Тагляби аль-Ханбали: «…Оберегание в основном ребенка — и это может быть не ребенок, но подобный ребенку, как дело обстоит с сумасшедшим и слабоумным». См. «Нейль аль-ма-ариб» 2/307.

وزاد الشيخ عبد القادر بن عمر التغلبي الحنبلي: «(حفظ الطفلِ غالباً) وقد لا يكون طفلاً، ويكون كالطفل، وهو المجنون والمختلّ العقل». انظر: «نَيْلُ المَآرِب» 2/ 307.

Пишет шейх Марьи аль-Карми:

  1. «Больше всего прав на нее (опеку) у матери. Даже если она это будет делать за плату, полагающуюся подобной ей (няне), при наличии другой женщины, согласной заняться этим бесплатно.
  2. Затем идут ее матери, начиная с самой близкой (т.е. бабушка по маме) и далее.
  3. Затем отец.
  4. Затем его (отца) матери (начиная с бабушки по отцу).
  5. Затем дед (по отцу).
  6. Затем его (деда по отцу) матери (т.е. прабабки).
  7. Затем сестра (опекаемого) по обоим родителям.
  8. Затем сестра по матери.
  9. Затем сестра по отцу.
  10. Затем тетя по матери, которая приходится ей родной сестрой по обоим родителям.
  11. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по матери.
  12. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по отцу.
  13. Затем тети по отцу в таком же порядке.
  14. Затем тети матери по ее матери.
  15. Затем тети отца по его матери.
  16. Затем тети отца по его отцу.
  17. Затем дочки братьев и сестер (опекаемого).
  18. Затем дочки его дядь и теть по отцу.
  19. Затем остальные родственники по мужской линии, начиная с более близких». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي الكرمي: «والأحق بها: الأم ولو بأجرة مثلها مع وجود متبرعة ثم أمهاتها القربى فالقربى ثم الأب ثم أمهاته ثم الجد ثم أمهاته ثم الأخت لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم الخالة لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم العمات كذلك ثم خالات أمه ثم خالات أبيه ثم عمات أبيه ثم بنات إخوته وأخواته ثم بنات أعمامه وعماته ثم لباقي العصبة: الأقرب فالأقرب». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

С кем по исламу должны оставаться дети после развода?

Хадисы №№ 2016-2089

2016 — عن ابن عباس عن عمر بن الخطاب :

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم طلَّقَ حَفصةَ ، ثمَّ راجعَها.

قال الشيخ الألباني : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح ابن ماجه » 1651 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « السلسلة الصحيحة » 2007 : إسناده صحيح على شرط الشيخين

قال الشيخ الألباني في « إرواء الغليل » 2077 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح أبي داود » 2283 : صحيح

قال الشيخ الألباني في « صحيح النسائي‏ » 3562 : صحيح

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди учёных. См. «аль-Мугъни» 7/96, «аль-Ифсах» 2/137.
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара, 2:236).
Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: «Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!» См. «аль-Мугъни» 8/235.
Однако учёные Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа учёных говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие учёные считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, «Хашия Ибн ‘Абидин» 3/227.
Но учёные, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.
Что же касается развода без причины, то среди учёных были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда. См. «аль-Мугъни» 8/235.
Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком.

  • Вопросы Ответы 5.8k просмотров
  • Сахих аль-Бухари 4.3k просмотров
  • ДОСТОИНСТВА МЕСЯЦА РАМАДАН И ПОСТА 2.7k просмотров
  • Хадисы на разные темы 2k просмотров
  • Хадисы о посте 1.9k просмотров
  • Хадисы о достоинстве Корана и его чтении 1.2k просмотров
  • Сахих Муслим 1.2k просмотров
  • Хадисы о женщинах. Хадисы №№ 1-100 1.2k просмотров
  • Толкование Корана (тафсир) 1k просмотров
  • Сахих аль-Бухари. 1. Книга: Начало откровений. Хадисы №№ 1-7 690 просмотров
  • Хадис о азане

    От Мухаммад, 1 день назад

  • Хадис: Ма ша Аллаh, какой у тебя муж»

    От Мухаммад, 3 дня назад

  • ДжазакаЛлаху хъайран

    От Заур, 3 дня назад

  • Асар от Умара: Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари

    От Muvahid, 5 дней назад

  • Хадис о том, кто приходит к одним людям с одним лицом, а к другим — с другим

    От Мухаммад, 5 дней назад

Читайте также:  Нужны ли права на скутер 49 кубов в 2023 году

Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.

В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.

Однако и здесь имеются свои нюансы:

  1. Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  2. Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
  3. Для беременных женщин идда прекращается родами.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  1. Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  2. Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Предлагаем ознакомиться Развод, если есть двое детей: как развестись с мужем или женой при наличии 2 несовершеннолетних детей

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:

  • когда муж пропал без вести;
  • материально не обеспечивает свою жену;
  • не выполняет своих супружеских обязанностей;
  • после того, как брак был заключен, обнаружились у мужа какие-то недостатки, о которых он умолчал, либо он скрыл какие-то болезни.

Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».

Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Жениться на разведенных – это Сунна

Необходимо преодолевать предрассудки, связанные с повторным браком после развода, и оживлять Сунну бракосочетания с разведенными женщинами (и мужчинами), вдовами (и вдовцами) и одинокими матерями.

Я уже говорил об этом раньше, но хочу сказать еще раз. Меня очень огорчает отношение к разведенным людям, особенно, к женщинам – которое принято в нашей культуре (мусульманских народов).

Очень печально, что этим женщинам бывает весьма сложно найти подходящих супругов, чтобы вступить в повторный брак. Такое отношение к разведенным женщинам полностью противоречит Исламу – это отношение эпохи джахилийи, которого следует избегать! Клеймо вдовы или разведенной есть пережиток какой-то традиции и не имеет ничего общего с Исламом.

Большинство жен Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были разведенными или вдовами, однако многие из нас считают себя слишком хорошими, чтобы жениться на подобных женщинах. Эту Сунну следует возрождать. Много наград обещано тому, кто жениться на разведенной или вдове с намерением позаботиться о ней. Разведенные матери-одиночки также имеют право на хороших мужей. Пожалуйста, дайте им шанс.

Вчера, проведя урок в одном городе, я встретил очень благочестивого новообращенного брата, которому было всего 24 года. Он сказал мне, что женился на женщине, которая на десять лет его старше и у которой трое детей от предыдущего брака! Этот молодой симпатичный брат мог бы взять в жены юную девушку, которая никогда не состояла в браке, но он сделал другой выбор – он не просто женился на женщине 34-х лет, но и стал заботиться о ее троих детях, старшему из которых исполнилось 14.

Я спросил его, что побудило его жениться на ней, и он просто ответил: «Наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что с женщинами заключают брак по четырем причинам, но из них на первом месте стоит религия. Поэтому я выбрал ее за ее богобоязненность. Она научила меня молиться, читать «Фатиху» – и многому другому…» СубханАллах, пусть Аллах благословит этого брата и его семью, и пусть их вера будет крепкой. Амин.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *