Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 26 НК РФ. Налог на добычу полезных ископаемых (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью. Деятельность юридических лиц и ИП, добывающих какие-либо ресурсы из недр, подлежит лицензированию, а сами пользователи регистрируются в ИФНС как пользователи недр (ст. 334 НК РФ).
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
-
добытые из недр на территории РФ;
-
извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
-
общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
-
минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
-
добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
-
полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Что необходимо знать о налоговой базе по НДПИ?
Налоговую базу НДПИ каждый плательщик определяет самостоятельно. Применяют 2 варианта расчета базы по НДПИ в зависимости от вида ресурса.
Налоговая база |
Вид полезного ископаемого |
Количество добытых полезных ископаемых |
Газ, газовый конденсат, нефть и уголь. Многокомпонентные комплексные руды (добыча на территории Красноярского края) |
Стоимость добытого сырья |
Нефть, природный газ, газовый конденсат (новые морские месторождения). Все прочие полезные ископаемые |
Элементы налога на добычу полезных ископаемых
Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:
Элементы | Расшифровка | Характеристики |
Субъекты | Плательщики налога | Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика |
Объект | Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности | Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд |
Ставки | Процент платежа, подлежащий уплате | Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%. |
База | То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость | База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно |
Льготы | Не предусмотрены | Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке |
Порядок перечисления | Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно | |
Период | Период времени, за который производится начисление налога | Налоговый период определен в один месяц |
Период, порядок и условия взимания платежей
Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.
Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.
Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.
Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.
По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.
КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.
Как облагаются налогами добытчики природного газа и газового конденсата
Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.
Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.
В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.
Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2019 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Государственная пошлина
Государственная пошлина занимает особое место в налоговой системе России.
Взимание в государственную казну пошлин имело место еще в период становления Киевской Руси как раннефеодальной монархии, наряду с данью, штрафами и повинностями.
Первоначально пошлины устанавливались в целях благоустройства: в интересах торговли при взвешивании и измерении товаров (вес и мера), за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку или волоки (мыт и перевоз). Также взимались кормчита (пошлина с содержателей корчем), гостиная дань и торговое (пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынка).
В Х в. с развитием княжеских хозяйств появились пошлины с внешней торговли (торговые пошлины).
Поскольку налоговая система конца XIX-XX в. характеризовалась превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета, пошлинам (в первую очередь таможенным) и сборам уделялось повышенное внимание. Однако легальной дефиниции термина «пошлина» не было. Под общим названием «пошлина» объединялись платежи различного наименования: собственно пошлины, сборы, платежи и платы.
Ученые того времени, как правило, не придавали пошлинам самостоятельного значения. И.И. Янжул считал пошлины сборами, занимающими переходное положение от регалий к налогам. Э.Н. Берендтс также называл пошлины сборами, а сборы приравнивал к слову «взимание».
Государственная пошлина была введена в России в 1930 г. в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.
С середины 80-х гг. XX в. в рамках постепенной либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взималась государственная пошлина.
С принятием гл. 25.3 НК РФ (вступила в силу с 01.012005), регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российскими законодательными актами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая выдачу документов (их дубликатов).
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах поотдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.
Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрациилицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территориисоответствующего субъекта РФ. В случае нахождения участка недр не на территории РФ —постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.
Объект налогообложения
Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).
При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:
Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:
При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.
Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.
В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:
- добыче нефти;
- передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
- использовании нефти на технологические нужды;
- определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
- установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.
Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.
Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).
Незавершенное производство
На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.
При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).
Объект налогообложения НДПИ
Итак, главный объект налогообложения в рамках НДПИ — извлеченное ископаемое в соответствии с классификацией, определенной в ст. 337 НК РФ. Оно может быть добыто из недр земли как на территории РФ, так и за рубежом (подп. 1, 3 п. 1 ст. 336 НК РФ).
Объектом также может быть продукт, полученный из отходов, образуемых в процессе добывающего производства, — если данная процедура лицензируется (подп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ).
Подробнее об объектах обложения НДПИ читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».
Не могут рассматриваться как объекты, облагаемые рассматриваемым налогом (п. 2 ст. 336 НК РФ):
- общедоступные ископаемые и подземные воды, которые добыты ИП, не зарегистрированы на государственном балансе и подлежат использованию в личных целях предпринимателя;
- минералы и ископаемые, собранные в научных и коллекционных целях;
- ископаемые, добытые в процессе использования, реконструкции или проведения ремонта геологических объектов, относящихся к категории особо охраняемых и имеющих социальное значение;
- ископаемые, полученные из отвалов либо отходов собственных производств налогоплательщика, — если соответствующее сырье облагалось налогом в момент добычи;
- дренажные воды, протекающие под землей, не зарегистрированные на государственном балансе запасов тех ископаемых, что извлекаются при освоении месторождений либо возведении и эксплуатации подземных конструкций;
- метан на угольных месторождениях.
Объем добытых ископаемых напрямую влияет на формирование налоговой базы.
Помимо внесения в бюджет рассчитанной суммы налога, плательщики также обязаны составлять и предоставлять в налоговые органы декларацию, в которой содержится расчет налога.
Срок предоставления отличается от срока уплаты налога – ее можно подать вплоть до последнего дня месяца, который следует за отчетным. То есть, если налог за март необходимо заплатить не позднее 25 апреля, то крайний срок подачи декларации 30 апреля.
Сумма налога в декларации указывается только за отчетный месяц, то есть сумма не рассчитывается нарастающим итогом.
Декларацию подают по месту регистрации объекта в качестве плательщика НДПИ:
- По расположению участка.
- По региону нахождения компании.
Декларация составляется по унифицированной форме. В настоящий момент используется бланк, утвержденный в 2015 году, приказом ФНС.
Декларация состоит из трех разделов, в которые вносятся следующие сведения:
- Вид и специальный код полученного ископаемого.
- Расчет налоговой базы по нему, в том числе и расходов.
- Сумму налога с подробными расчетами.
Кто сдает декларацию по НДПИ
Сдавать отчетность по НДПИ должны организации и ИП, признаваемые пользователями недр (ст. 334 НК РФ).
Заполнить декларацию придется, если источником полезных ископаемых являются:
- Недра на территории Российской Федерации, которыми пользуется налогоплательщик на законных основаниях.
- Отходы (потери) добывающего производства. При этом извлечение полезных ископаемых лицензируется.
- Недра за пределами территории Российской Федерации, находящиеся под юрисдикцией РФ, используемые на основании международного договора или взятые в аренду у иностранных государств.
Добытыми налогооблагаемыми полезными ископаемыми признаются (ст. 337 НК РФ):
- горючие сланцы;
- уголь (бурый, коксующийся, антрацит);
- торф;
- углеводородное сырье;
- многокомпонентные комплексные руды и товарные руды цветных, черных и редких металлов (железо, марганец, хром, медь, никель, рубидий, ртуть, индий, гафний, селен и т.п.);
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды;
- горно-химическое неметаллическое сырье (сульфат натрия, сера, бариты, йод, бром, карбонатные породы и т.д.);
- горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, кварциты, стекольные пески, графит природный, глины огнеупорные и т.д.);
- битуминозные породы;
- редкие металлы — попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых и редких металлов и в многокомпонентных рудах;
- неметаллическое сырье для строительства (гипс, известняк песок природный строительный, гравий, камень строительный и т.п.);
- кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и самоцветов (топаз, нефрит, аметист, агат и т.д.);
- драгоценные камни (сапфир, натуральные алмазы, изумруд, янтарь и т.д.);
- полупродукты, содержащие в себе драгметаллы (золото, платина, осмий, лигатурное золото, палладий, и т.д.);
- соль природная и чистый хлористый натрий;
- подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
- сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий);
- извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов) – попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых.
Также к полезным ископаемым относится продукция из минерального сырья, полученная в результате разработки месторождения.
Сумма налоговых отчислений
НК РФ налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343.
Формула НДПИ следующая:
налог = налоговая база * ставка налога
Расчет нужно проводить с соблюдением таких правил:
- Учитывать нужно каждое месторождение и все виды добытых ПИ по отдельности.
- Методы расчета должны быть закреплены в учетной политике плательщика за год. Заменить метод можно только в конце года.
- Расчет НДПИ осуществляется с учетом сырья, прошедшего полный технологический цикл.
- Для некоторых элементов применяют повышающие и понижающие коэффициенты.
Как рассчитать НДПИ, чтоб не ошибиться с оплатой налога? Все изменения в правилах расчета отображаются на официальном сайте налогой.
Пример:
Расчет НДПИ на песок должен проводиться с учетом:
- Актуальности ставки для песка. Его позиционируют, как неметаллическое сырье.
- Критериев расчета базы, определенных в статье 340 НК РФ.
Для получения нужной суммы, первый показатель умножают на второй.
Также ключевыми показателями в расчете НДПИ НК РФ являются количество добытого и проданного товара, расходы на доставку и размеры НДС. Немаловажно и то, участвует ли организаций, разрабатывающая и реализующая данные ресурсы в региональном инвестпроекте и получает ли субсидии от государства.
Как облагаются налогами драгоценные металлы
НДПИ при добыче россыпного золота и других драгоценных металлов из рудных, техногенных и россыпных месторождений определяется в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах.
Оценка стоимости добытых драгоценных ископаемых проводится в зависимости от того, какие у налогоплательщика в соответствующем периоде сложились цены на реализацию химически чистого металла без учета НДС, расходов по добыче и доставке до получателя. От этого зависит ставка НДПИ на серебро, золото и другие металлы.
Если в налоговом периоде не составили цены для реализации чистого драгоценного металла, независимо от того, есть ли полуконцентрат, содержащий драгоценные металлы, расчеты проводятся с учетом цен, которые были сложены в предыдущем или предшествующем ему налоговом периоде.
НДПИ в алмазодобывающей промышленности позволяет полностью пополнить бюджет регионов, в которых добываются эти ископаемые.