Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.
Как оформить платежку на уплату НВОС
При заполнении бланка платежки следует руководствоваться:
1. Нормами Положения № 762-П:
- о номерах реквизитов в платежке (см. Прил. 3);
- о максимальном количестве символов в реквизитах электронной платежки (см. Прил. 11);
- по описанию реквизитов (см. Прил. 1).
2. Правилами указания информации в реквизитах, утв. Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 30.12.2022), а именно:
- Прил. 1: об идентификации плательщика, получателя при перечислении платежей в бюджет РФ;
- Прил. 2: об идентификации плательщика, получателя при перечислении иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемую налоговой службой.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Предоставляемые сведения
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ |
Куда предоставляется
|
НПА
|
Срок сдачи
до 1 апреля |
Кто предоставляет
Производители и импортеры товаров |
Как предоставляется
В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Коэффициенты платы за НВОС в 2022
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.
С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.
Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.
Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.
Как рассчитать плату за НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:
- Определите воздействие организации на окружающую среду: сколько образовалось и оправилось на полигон отходов, сколько обезвредили и утилизировали, какой фактический выброс вредных веществ от предприятия в воздух, а какой сброс произведен в воду.
- Определите ставки платы для конкретного вещества по отношению к определенному разделу согласно Постановлению № 913.
- Определите понижающие и повышающие коэффициенты по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.19.
- Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 № 255.
Офисные здания и помещения, несомненно, будут отнесены к объектам IV категории. Такие объекты не имеют источников вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.
Заметим: с 1 января 2016 г. будет действовать прямая норма (новая ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ), которая освободит ЮЛ и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (так называемые офисные компании), от обязанности вносить плату за воздействие на природу.
В 2015 г. при решении вопроса о начислении платы за воздействие на природу (в частности, за размещение «офисных» отходов (бытовых отходов)) нужно исходить из того, кто является собственником данных отходов.
Если в договоре на вывоз отходов со специализированной компанией содержится условие о передаче права собственности на отходы, то плату за размещение отходов природопользователь не должен вносить. Если такого условия нет, а предметом договора является оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, то природопользователь должен вносить плату. Данного мнения придерживаются контролирующие органы (см. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011).
За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.
Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.
Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.
Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.
Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду
Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.
Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.
ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.
Что представляет собой негативное воздействие и плата за него
В процессе деятельности человека образуются вещества, микроорганизмы и энергии, которые, оказавшись в окружающей среде, ухудшают ее характеристики: загрязняют, делают менее пригодной для жизни и т.п. Вот это попадание продуктов деятельности человека в окружающую среду с отрицательным для последней эффектом и есть негативное воздействие.
По состоянию на 2021 год перечень таких воздействий сформирован и утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.
Воздействия в нем сгруппированы по характеру попадания в природу:
- в воздух (атмосферу);
- в воду (водные объекты);
- в почву (к ним относится и размещение отходов).
Искусственно созданные источники, генерирующие эти выбросы, это объекты НВОС. Каждый объект должен быть поставлен на госучет в Росприроднадзоре.
За работу объекта НВОС в РФ нужно перечислять государству обязательный публично-правовой платеж – плату за НВОС. Целью сбора таких платежей является проведение на них мероприятий по восстановлению и охране окружающей среды.
Поэтому, хотя НВОС и не является налогом, его исчислению и уплате необходимо уделить внимание каждому владельцу объекта НВОС.
Ответственность за неуплату НВОС и неподачу отчета
За несвоевременное внесение (или не внесение) платы за НВОС налагается штраф. Размер его зависит от категории плательщика, которого привлекают к ответственности. Он составляет (Примечание к ст. 2.4, ст. 8.41 КоАП РФ):
- для юрлица — от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 руб. до 6 000 руб.
Помимо штрафа на суммы недополученной платы и авансов начисляются пени.
За сдачу декларации с опозданием тоже предусмотрены штрафные санкции (примечание к ст. 2.4, ст. 8.5 КоАП РФ):
- для юрлица — от 20 000 руб. до 80 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.
Штрафуется и юрлицо, и ответственное должностное лицо одновременно. Штраф, назначенный предприятию, не освобождает от ответственности виновного сотрудника и наоборот.
Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
пункт 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
— наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
— вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
— информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
— декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
— информация о программе производственного экологического контроля.пункт 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.пункт 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
пункт 8 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Как работать с календарем
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Что является основанием для расчета и уплаты пеней за НВОС?
Как показывает практика, выявить неполную оплату достаточно просто и этим занимается Росприроднадзор. Как правило, между датой оплаты очередного авансового платежа, в котором и произошло занижение размера оплаты за НВОС, и обнаружении факта данного деяния проходит время. Например, за первый квартал текущего года Вы внесли авансовый платеж до 20 апреля, а до 10 марта Вы должны сдать Декларацию о плате за НВОС. В этом случае пени Вам будут насчитаны за период с даты оплаты заниженного авансового платежа по сегодняшний день, пока Вы не оплатите задолженность и пени. Если дело дойдет до разбирательств в суде, то датой окончания начисления пеней будет дата подачи заявления в суд. Собственно факт выявления Росприроднадзором, при проведении контроля за исчислением платы, заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы является основанием для расчета и уплаты пеней.
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).