Что такое реверсивное движение на дороге показать схематично

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реверсивное движение на дороге показать схематично». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.

Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. Размер штрафа.
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. Пятьсот руб.
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. Тысяча руб.
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. Пять тысяч руб.

Как вести себя на дороге с реверсом

Если вы впервые столкнулись с реверсом, то здесь нет ничего страшного. Абсолютно такая же ситуация возникла у меня, когда мне доводилось перемещаться по Москве на своем автомобиле, а в родном Нижнем Новгороде я такого не встречал. Полосы выделенные для реверсивного движения Вам покажет разметка, а можно их занимать или нет — сигналы специального светофора.

Есть один нюанс, который я не озвучил ранее. Если Вы поворачиваете на дорогу с реверсом, то Вы должны вести свое транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с перекрестка Ваш автомобиль занял крайнюю правую полосу. Это обусловлено тем, что Вы пока не имеете информации о сигналах реверсивного светофора и соответственно не знаете как организовано движение. Перестроиться на другие полосы можно будет только убедившись, что сигналы светофора это позволяют.

Плюсы и минусы реверсивного движения

Давайте посмотрим на плюсы и минусы реверсивного движения для нас:

Плюсы Минусы
Улучшение координации транспорта на дорогах с недостаточным числом полос Не помогает разгрузить дороги, которые во время наивысшей нагрузки загружены в обе стороны
Рациональная загрузка потока, возможно переменное использование дороги в прямом и обратном направлениях
Использование знаков, разметки и светофоров (ранее при устранении заторов требовалось вмешательство инспекторов ГИБДД, что влекло дополнительные затраты)
Отсутствие негатива маятниковой миграции (ежедневные поездки населения из одного населённого пункта в другой, на работу, учёбу и обратно)
Экономия времени, потраченного на дорогу водителем составляет 20–40%

На практике невзирая на то что «сквозной проезд» решает вопрос заторов автодорог, он универсальным не является. Развитие этого направления требует определённых затрат, заключается в оборудовании участков дорог светофорами, знаками и разметкой.

Много водителей в целом не знают правил в части реверсивного движения и создают аварийную обстановку на автодорогах. Поэтому в нашей стране это регулирование движения используется редко, и только в городах с населением от 1 млн чел.

В обыденном представлении в России светофор – это трёхсекционный световой сигнал, разрешающий или запрещающий езду. В действительности правила дорожного передвижения выделяют семь разновидной световых устройств, каждое из которых имеет свои нюансы, а водитель обязан грамотно трактовать их значения.

К ним относятся:

  1. Трёхсекционный имеет три сегмента, в которых загорается зелёный, жёлтый или красный сигналы. Отражает разрешение или запрет на передвижение по трассе.
  2. Двухсекционный снабжён только двумя сегментами, в которых горят красный и зелёный. Обычно применяется для организации однополосного поочерёдного передвижения, а также при въезде и выезде с закрытых территорий.
  3. С дополнительной секцией – используется для обозначения разрешённого поворота при горящем альтернативном сигнале основного светофора.
  4. Односекционный служит дополнением к другим обозначениям. Обычно на нём либо размещается стрелка, либо запрет в виде красного сигнала.
  5. Для пешеходных переходов с изображением контуров человека. Они бывают автоматическими и на ручном управлении, когда зелёный свет загорается по запросу человека.
  6. Для трамваев и у железнодорожных переездов. Белые светофоры, дающие право проезда транспортным средствам в зависимости от типа сигнала.
  7. Реверсивный светофор, регулирующий определённые участки движения.

Зачем нужно реверсивное движение?

В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.

Читайте также:  Как оформить дачу в собственность по садовой книжке

В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.

Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.

О том, что на конкретном участке пути в разное время суток направление движения меняется на противоположное, догадываться никто не обязан. Существуют специальные обозначения, дающие знать водителям об этой особенности. Разметка реверсивного движения в ПДД имеет номер 1.9. Двойная прерывистая линия бывает нанесена:

  • по обоим краям выделенного ряда;
  • по левой стороне, когда над ним находится светофор.

1.9 никогда не бывает на дороге в одиночестве. Ее дополняют знак или особый светофор. Именно они определяет особенности перемещения транспорта на участке:

  • Если на светофоре горит красный крестик, ехать по отделенной 1.9 полосе нельзя. Сигнал означает, что она в данный момент предназначена для встречного потока, а пересекать разметку запрещается.
  • Если на светофоре включен зеленый, двигаться по реверсивному ряду можно. В данном случае он отводится для попутного направления.
  • Пересекать 1.9 следует обязательно тем, кто в момент отключения светофора или загорания на нем красного был на предназначенной для разнонаправленного передвижения полосе. Им нужно перестроиться вправо и продолжить ехать там.
  • Если светофор не работает, пересекать находящуюся в центре разметку запрещено. Здесь она играет роль двойной сплошной, так как разделяет потоки едущих навстречу друг другу машин.
  • При тех же обстоятельствах 1.9 пересекать можно, но только когда она находится справа от ТС. Это же разрешается и при отсутствии светофора.

Определение реверсивного движения

Реверсивное движение – это особый режим организации движения, при котором транспортные средства в разные периоды времени могут двигаться по специальным реверсивным полосам, как в одном направлении, так и в противоположном. Такие полосы отмечены при помощи специальных знаков и дорожной разметки, а само движение по этим полосам регулируется реверсивными светофорами.

Малышев Сергей Петрович Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Полосы с реверсивным движением обычно используются для того, чтобы избежать появления пробок на дороге в разные временные периоды.

Например, утром многие люди едут на работу из пригорода в город – в таком случае выгодно выделить им дополнительную полосу для движения, а вечером эти люди будут возвращаться домой – тогда будет разумно поменять направление движения, чтобы избежать появления пробок.

Работа реверсивного светофора

Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.

Малышев Сергей Петрович Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент:
— горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать;

— горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);

— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.

Правила движения при работе реверсивного светофора

Необходимо учитывать, что работа реверсивного светофора имеет ограниченный радиус действия, который обычно обозначается определенными дорожными знаками: стрелка с наконечником вниз и вверх на синем фоне указывает на то, что начинает действовать правила работы реверсивного светофора, в то время как этот же знак, перечеркнутый красной линией, означает, что действие реверсивного светофора завершено.

Водителю крайне важно уметь проводить различия между обычными полосами движения и реверсивными полосами, как минимум потому, что движение по реверсивной полосе возможно в двух направлениях по очереди, следовательно, здесь действуют иные правила дорожного движения. Отличить полосу, на которую распространяется действие реверсивного светофора достаточно просто: полосы располагаются строго по центральной линии дороги и имеют вид двойной пунктирной линии (сплошные белые линии в три раза больше промежутка между ними).

Читайте также:  Всегда ли главное кольцевое движение

Если реверсивная разметка выполнена по центру проезжей части, это означает, что действие реверсивного светофора распространяется на обе стороны дороги, то есть по правую и по левую стороны от этой линии разметки.

При движении по реверсивной полосе обращайте внимание на сигналы светофора, которые в зеленом цвете разрешают движение, а в красном запрещают его. Основным отличием реверсивного светофора от обычного светофора является его внешний вид, который в обычном светофоре представляет собой круг красного, зеленого или желтого цвета, а в реверсивном – знаки (стрелка и Х).

На сегодняшний момент остро стоит проблема отграничения полос с реверсивным движением от обычных дорожных полос. Поскольку реверсивный светофор лишь регулирует движение на таком участке, но ни в коем случае не ограничивает такой участок по протяженности. Единственным условным обозначением служит дорожная разметка, но и она может быть скрыта, например, под слоем снега или грязи. Кроме того она также может прийти в негодность и с течением времени стать менее заметной. Именно для этого необходимо использовать дорожные знаки, которые будут указывать водителям, в каком месте начинается реверсивная полоса, и где она заканчивается. Расстановка таких знаков производится достаточно редко, что является еще одним пробелом в организации реверсивного движения в России.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Если водитель, двигаясь по участку с реверсом, не соблюдает правила, возможно наложение штрафа. Его величина будет зависеть от типа нарушения. Так, если водитель при выезде с реверса не перестроится в правый ряд, ему придется заплатить 500 рублей. В случае выезда на реверс, когда не работает светофор, возможен штраф в 5000 рублей, а при повторном нарушении – конфискация водительских прав на 12 месяцев.

При неработающем светофоре опасность выезда в том, что он может быть включен. Потому данное нарушение приравнивается к выезду на встречку. Если водитель не соблюдает правила выезда на реверс по сигналам светофора, ему грозит штраф в 1000 рублей.

Хотя на данной момент в России реверсивное движение не слишком распространено, для многих водителей оно становится настоящим спасением, снижая загруженность дорог и уменьшая время, проведенное в пробках. Поэтому важно перенять опыт западных стран и развивать систему реверсивного движения в РФ.

Плюсы и минусы реверсивного движения

Плюсы Минусы
Улучшение координации транспорта на дорогах с недостаточным числом полос Не помогает разгрузить дороги, которые во время наивысшей нагрузки загружены в обе стороны
Рациональная загрузка потока, возможно переменное использование дороги в прямом и обратном направлениях
Использование знаков, разметки и светофоров (ранее при устранении заторов требовалось вмешательство инспекторов ГИБДД, что влекло дополнительные затраты)
Отсутствие негатива маятниковой миграции (ежедневные поездки населения из одного населённого пункта в другой, на работу, учёбу и обратно)
Экономия времени, потраченного на дорогу водителем составляет 20–40%

Работа реверсивного светофора

Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.

Малышев Сергей Петрович

Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Задать вопрос

Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент: — горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать; — горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);

— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.

Как соблюдать правильную организацию

Существует много способов разгрузки напряжённости на дороге. Регуляторами выступают дорожная разметка, светофор или знак. Направление движения на реверсной полосе в течение суток меняется. Всё зависит от уровня загруженности дороги и времени дня. Такой способ разгрузки транспортных заторов актуален для больших городов, когда в выходные все пригородные трассы забиты транспортными колоннами. Именно поэтому так важно активировать такой участок пути именно в час пик. В итоге пропускная способность магистралей вырастает в разы.

Нестандартная разметка служит признаком наличия в данном месте реверсивного движения. Наличие поблизости такой разметки обозначается знаком 5.8.

Нужно быть особенно внимательным при использовании этой полосы:

  1. Знаки и сигналы светофора указывают направление движения в ту или иную сторону.
  2. Если не работает светофор, во избежание аварии запрещено делать выезд на полосу.
  3. При выключенных светофорах специальная линия под номером 1.9 пересекается только с правой стороны.
Читайте также:  Какой штраф за езду на скутере без прав в 2023 году

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Последствия нарушения правил

Перекресток и светофор с дополнительной секцией

​Каждый водитель знает, что при движении транспортного средства по дороге необходимо соблюдать установленные законодательством РФ правила дорожного движения, которые призваны установить на трассе порядок и дисциплину, чтобы предотвратить возникновение дорожно-транспортных происшествий и сделать управление автомобилем максимально безопасным и удобным.

Итак, к основным правилам движения по реверсивной полосе относится соблюдение движения согласно сигналам светофора. Однако зачастую водители нарушают правила движения, даже не подозревая об этом. В некоторых случаях невнимательность водителя приводит к негативным последствиям не только для него, но и для других автмобилистов.

К примеру, во время работы желтого сигнала светофора, у вас появляется возможность поменять полосу движения, однако только в том направлении, в котором указывает стрелка. В противном случае возможно получение штрафа, за создание аварийной ситуации на дороге. Внимательно смотрите на светофор и выполняйте маневры в пределах правил, установленных для реверсивного движения.

Еще одним наиболее частым нарушением является смена полосы дорожного движения с реверсивной на обычную. Штрафы – это одно из неприятных последствий, которое может настигнуть автолюбителя за допущенные ошибки при вождении. Следует иметь в виду, что при пересечении дорог с реверсивным движением действуют те же правила, что и при проезде обычных перекрестков. Однако автомобиль, при смене реверсивной полосы на обычную, должен быть расположен в крайнем правом ряду, где завершается реверсивная полоса (справа). Такое расположение обязательно независимо от того, в какую сторону вы планируете повернуть.

Размер административного штрафа за нарушение правил дорожного движения при работе реверсивного светофора не очень суров, но ощутим для любого автолюбителя: он может колебаться от 500 рублей до 5 000 рублей. Однако не это является главным. Главным моментом при нарушении правил дорожного движения выступает риск наступления неблагоприятных последствий в виде причинения вреда здоровью человека, а также лишение его жизни. Нарушая правила дорожного движения, установленные в пределах работы реверсивного светофора, вы подвергаете опасности не только свое здоровье и жизнь, а также высшие ценности и блага других участников дорожного движения. Реверсивный светофор был создан с целью улучшения качества движения на дорогах, воспитания в автолюбителях толерантности и уважения, однако на сегодняшний день в России указанные цели до сих пор не достигнуты.

Реверсивный светофор — что это такое?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *