Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в декларации о плате за НВОС в 2023 году по приказу Минприроды №624.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Для того, чтобы рассчитать платеж, следует вести детальный учет по каждому виду вредных веществ и размещенных отходов.
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
Алгоритм расчета
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2023 следующие:
Случай применения коэффициента | Коэффициент |
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование | |
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов | 1 |
Масса отходов в пределах установленных лимитов | 1 |
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. | 5 |
Массы отходов, превышающие установленные лимиты | 5 |
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями | 25 |
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение — 5 класс опасности).
Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.
При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
Коэффициенты платы за НВОС в 2022
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.
-
Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.
-
Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».
-
Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.
-
Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.
Как работать с календарем
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
В этом разделе расчета приводится информация о выбросах вредных веществ в атмосферу от передвижных объектов негативного воздействия. К таковым относятся автомобильные транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные установки и иные передвижные установки, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
Данный раздел заполняют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности любые из перечисленных транспортных средств и установок, а также получившие их в аренду или лизинг. Раздел 2 оформляется по каждому муниципальному образованию, на территории которого зарегистрированы указанные объекты. В отведенном поле ставится код ОКАТО того муниципального образования, в котором зарегистрированы данные передвижные объекты.
ОАО «Перевозки» владеет 10 микроавтобусами, которые признаются передвижными источниками выбросов в атмосферу. Поэтому организация обязана заполнить разд. 2 расчета. Так как все транспортные средства зарегистрированы в Москве, компания сдает один расчет.
В разд. 2 она вписывает код ОКАТО — 45280567000.
Плата за данный вид негативного воздействия рассчитывается в таблице. Ее величина зависит от типа и объема фактически израсходованного топлива. Теперь в таблице не нужно указывать регистрационный номер объекта, категорию и экологический класс автомобильной техники, так как эти столбцы исключены.
В столбце 1 ставится порядковый номер строки.
Плату за НВОС перечисляют:
- по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
- по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
7. Размеры платы за загрязнение определяются на основании утвержденной ставки платы путем умножения норматива платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости по территориям, коэффициент индексации платы и фактическую массу загрязняющих веществ.
8. Плата за загрязнение окружающей среды состоит из платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и за размещение отходов:
П = Пвыб.ст. + Пвыб.пер. + Псбр. + Потх.
где:
— Пвыб.ст — плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников;
— Пвыб.пер — плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников;
— Псбр. — плата за сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
— Потх. — плата за загрязнение окружающей среды размещением отходов.
9. Плата за загрязнение окружающей среды определяется как сумма платы в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов) и за сверхлимитное загрязнение окружающей среды:
П = Пл + Псл
где:
— Пл — плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов;
— Псл — плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
4. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
10. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в пределах лимита.
Плата в пределах лимита производится при выполнении условия
Мi
где:
— Mi — фактический объем выброса i-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу, в тоннах, за отчетный период;
— Мiл — лимитный (разрешенный) объем выброса i-го вещества, в тоннах, за отчетный период.
Плательщиками экологического налога при наличии объектов налогообложения являются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (ст. 246 НК).
Плательщиками экологического налога не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случаях приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.
Объектом обложения экологическим налогом признаются:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
– сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
– хранение отходов производства;
– захоронение отходов производства (п. 1 ст. 247 НК);
– транспортировка по территории РБ магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (п. 2 Указа от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении» (далее – Указ № 9)).
Налог уплачивается:
1) по общему правилу – ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 252 НК);
2) плательщиками, исчисляющими экологический налог исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок, – по их выбору (подп. 3.1 п. 3 ст. 252 НК):
– либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года;
– либо ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога;
3) не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, – доплата экологического налога (подп. 3.2 п. 3 ст. 252 НК);
4) организациями, осуществляющими транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом:
– за I–III календарные кварталы – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
– за IV календарный квартал – не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 Указа № 9).
Налоговым периодом признается календарный квартал (ст. 250 НК).