Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частная практика логопеда с чего начать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для работы потребуется кабинет в коммерческом центре развития детей, в частной клинике, в торговом центре или переоборудованная квартира на первом этаже с отдельным входом. Большим плюсом станет расположение вблизи учебных заведений, остановок транспорта, в густонаселенных спальных районах.
Обязанности специалиста
Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:
- Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
- Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
- Работа над звукопроизношением.
- Работа над связной речью.
- Работа над голосом и дикцией.
- Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
- Работа над развитием моторной сферы.
- Консультация родителей.
Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.
Особенности характера
Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.
И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.
Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.
Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.
Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.
Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.
Производственный план
В этом разделе рассмотрим производственный план запуска логопедического кабинета: выбор помещения, оборудования, найм персонала и оформление документов.
Оформление бизнеса в организационно-правовом поле
Деятельность логопедов не требует лицензирования: достаточно иметь диплом по специальности. Если в вашем регионе действует налоговый режим для самозанятых, и вы не привлекаете наемных сотрудников, а доход не превышает 200 000 рублей в месяц, то можно зарегистрироваться как самозанятый гражданин и платить налог 4% за работу с физическими лицами.
Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.
Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.
У вас должен быть диплом, паспорт логопедического кабинета (в нем отмечены все учебно-методические пособия и наглядные материалы) и санитарная книжка. Зарегистрировав предприятие, вы можете работать в частном логопедическом кабинете.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
«В своей работе специалисту нужно проявлять огромное терпение и выдержку, — отмечает учитель-логопед Вита Билуха. — Важно обладать доброжелательностью, коммуникабельностью, интуицией. Необходимы наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь нередко подачу материала приходится перестраивать прямо на ходу: ожидаешь одного, а работать приходится с другим».
Одна из главных сложностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, пройти долгий путь коррекции шаг за шагом, терпения — справиться с психологической нагрузкой очень сложно. Другой существенный минус — огромное количество документов, которые должен вести специалист, работая в бюджетном учреждении. К этому или привыкают, или уходят в частную практику, где объем отчетности специалист определяет для себя сам.
Необходимые документы
Чтобы открыть логопедический кабинет, вам необходимо подготовить соответствующие документы, чтобы у проверяющих инстанций и у ваших клиентов не возникало вопросов к вашей деятельности. Для начала вам нужно зарегистрировать свой логопедический кабинет.
У многих начинающих предпринимателей возникают затруднения на данном этапе. Они связаны с тем, что специалист должен выбрать между регистрацией как ИП или ООО. В первом варианте у вас будет упрощенная система налогообложения и ведение бухгалтерии, а также быстрое оформление пакета документов. Во втором варианте преимуществом будет то, что вы сможете открыть полноценный детский центр с более широким спектром услуг. Но для этого вам понадобится лицензия от Министерства образования. А если у вас будет работать специалист-невропатолог, то не обойтись и без медицинской лицензии.
Чаще всего регистрируют ИП и выбирают упрощенную систему налогообложения. После того как вы оформили свой бизнес в налоговой службе и открыли расчетный счет, вам нужно подготовить другие необходимые документы для открытия логопедического кабинета.
Нужно получить разрешение на ведение деятельности от СЭС и пожарной инспекции. Также вы должны иметь нотариально заверенный договор об аренде помещения или документы, подтверждающие право собственности. Необходимо заключить договор с коммунальными службами на вывоз мусора и уборку (если вы не собираетесь нанимать уборщицу).
У вас должен быть диплом о высшем образовании по специальности «логопед-дефектолог», так же как и у ваших сотрудников. Кроме того, у вас должны быть медицинские книжки и прививочный сертификат. Ксерокопии дипломов, сертификаты поместите в уголок потребителя к другим необходимым документам. Это позволит родителям убедиться, что вы — квалифицированный специалист.
Ключевой фигурой логопедического кабинета, естественно, будет дефектолог. Он не обязан иметь специальное медицинское образование. Логопедов готовят в педагогических вузах. Поэтому получать специальную медицинскую лицензию не надо. Но возможны исключения. Проблемы с речью часто возникают у страдающих церебральным параличом и другими неврологическими болезнями. Некоторые случаи требуют дополнительного вмешательства невролога, иногда психиатра. И здесь уже без лицензирования деятельности невролога не обойтись. В любом случае начать можно, только имея одного специалиста – логопеда.
Лучшим выбором формы собственности будет ИП. Для частной деятельности логопеда подойдет ОКВЭД 93.5 «Предоставление прочих персональных услуг». Регистрация включает стандартные процедуры:
- Регистрация юридического лица.
- Получение собственного расчетного счета.
- Регистрация в налоговой инспекции и прочих фондах.
- Заключение договоров с обслуживающими организациями.
- Заключение договора с арендодателем.
- Получение всех разрешений санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора.
Для логопедического кабинета самой удобной системой налогообложения станет «упрощенка». При таком режиме вы на свое усмотрение можете выбрать, платить 6% от выручки либо 15% от прибыли в месяц.
Первоначальные вложения
Чтобы открыть частный логопедический кабинет, понадобится около 300 тысяч рублей. Средства уйдут на дизайн арендуемого помещения (до 40 тыс. руб.) и необходимый инвентарь:
- Мебель (столы, несколько стульев, шкафы, обязательно зеркала) – от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб.
- Офисная техника (компьютер, телефон) – 60 тыс. руб.
- Раковина и сушильный аппарат – 15 тыс. руб.
- Кулер с питьевой водой – 10 тыс. руб.
- Покупка литературы, канцелярских принадлежностей и прочих материалов (фланелеграф, речевые игры) – 30 тыс. руб.
- Прочие расходы (регистрация ИП, депозит по аренде помещения) – 60 тыс. руб.
- Реклама, создание сайта – 35 тыс. руб.
Обставляя помещение, стоит предусмотреть и зону ожидания. Там должна быть вешалка для одежды, сидения, а также стойка или столик с журналами для родителей и игрушками для детей.
Как стать репетитором? Информация для логопедов и не только.
Если вы являетесь специалистом в сфере логопедии (дефектологии), то рано или поздно задумаетесь над тем, как создать собственное дело и получать достойную прибыль от своих трудов. Ведь в любом государственном учреждении высококлассные кадры не могут рассчитывать на достойную оплату.
Занявшись логопедическим бизнесом, можно очень хорошо зарабатывать. Ведь, по данным статистики, около 2% населения нуждается в коррекции речи по тем или иным причинам. Так, даже в городе в 500 тысяч человек окажется достаточно потенциальных клиентов для специалиста в данном направлении.
Если же при этом уровень конкуренции не очень высок, а ваши познания и навыки действительно способны помочь людям, то развитие бизнеса ожидается довольно быстрым. В некоторых случаях имеет смысл заняться организацией полноценного центра, где совместно работает несколько логопедов, психолог и невропатолог. Тогда их слаженные действия помогают быстрее исправить любые патологии в детской речи.
Сначала подумайте, где именно стоит открыть логопедический кабинет. Ведь центральные районы города отличаются высокой арендной платой, которая не всегда оправдана. Так, в случае занятий с детьми важны такие факторы:
- близость к жилым массивам, спальным районам;
- удобное размещение кабинета непосредственно на территории детских учреждений или рядом с ними (сады, школы, развивающие центры);
- ТРЦ, в котором всегда много людей, а его место расположения хорошо продумано;
- важно наличие остановок общественного транспорта и парковки рядом со зданием.
Какой бы район вы ни выбрали, родителям с детьми должно быть удобно и легко добираться до специалиста. Само же помещение важно оформить больше похожим на детскую комнату, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Но при продумывании дизайна не стоит перебарщивать с украшениями и декорациями, иначе они будут отвлекать детей от занятий.
Поначалу с целью экономии стартового капитала можно проводить уроки и в квартире. Но это не всегда приветствуется законом. Поэтому при получении первой прибыли желательно все же оформить отдельное специальное помещение.
В зависимости от применяемых методик нужны различные вспомогательные предметы и аппараты. Но если на старте у вас нет значительной суммы для приобретения дорогой техники, то можно обойтись минимальным набором. Главное, чтобы сама коррекция речи выполнялась грамотно.
Для оформления кабинета профильного специалиста потребуются такие вещи:
- столы для занятий, подобранные в соответствии с возрастом ребенка (есть модели-трансформеры, которые легко подстроить под любой рост);
- стулья;
- диваны, кресла, столики в комнату ожидания для родителей;
- мебель для хранения пособий, игрушек и пр. (шкафы, стеллажи, тумбы);
- умывальник;
- кулер;
- классная доска;
- компьютер или ноутбук со специальными программами для проведения логопедических занятий;
- зеркала;
- экран и проектор для просмотра видеоматериалов;
- секундомер.
Также в работе логопеда требуются различные игрушки, пособия, методические материалы, специальные инструменты и т. д. Составьте точный перечень того, без чего начать профессиональную деятельность вы не сможете, чтобы определиться с самой крупной статьей расходов.
В работе логопеда невозможно обойтись без специализированной литературы и различных инструментов. Материалы в таком случае делятся на:
- Механические, для чего применяют наборы зондов, постановочные скользящие приспособления, «Лебедушку» и пр.
- Наглядные – включают азбуки (настенные и разрезные), речевые игры и материалы к ним, диагностические комплекты, карточки-символы, картины, фланелеграф, лото, видео и т. д.
- Учебные – цветные карандаши, ручки, подставки, листы для рисования и многое другое.
Создавая кабинет логопеда как бизнес, не всегда придется закупать все материалы и инструменты с нуля, так как у опытного специалиста в своем деле часто уже есть в арсенале готовые наборы и комплекты, которые он регулярно применяет в работе. Поэтому стоит подсчитать первоначальные вложения в зависимости от того, что именно требуется докупить в вашем случае.
Алла:
«При грамотной организации бизнеса можно, таким образом, получать намного больше прибыли, чем способны оплачивать государственные учреждения. Сегодня все чаще разные специалисты переходят на частную практику и это себя оправдывает».
Инна:
«Не стоит думать, что став индивидуальным предпринимателем у вас появится много денег и свободного времени. Обычно проект забирает больше сил, чем простая работа по графику. Выходных у вас не будет, а все вечера займут организационные вопросы».
В стоимость программы включены:
1. Учебные материалы с наглядными схемами, пособиями и иллюстрациями.
2. Доступ к архиву вебинаров во время обучения и в течение 90 дней после него. Некоторые темы:
- Правила представления информации о дефекте ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Организация логопедических занятий.
- Сам себе логопед. Развиваем речь ребенка от 1 года до 3 лет.
- Логокаллиграфия.
- Организация частной практики логопеда.
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе логопеда (серия вебинаров).
- Частная практика логопеда. С чего начать?
- Особенности проведения логопедического обследования и организации коррекционных занятий в частной практике логопеда.
- Синдром профессионального выгорания и пути преодоления.
- Первые шаги в практической деятельности начинающего логопеда.
3. Регулярные вебинары с экспертами. За посещение каждого вебинара вы получите сертификат!
4. 12 практических заданий с оценкой от эксперта, в том числе:
- разработка визитной карточки для самопрезентации практикующего логопеда;
- подбор от 7 до 10 интернет-ресурсов, подходящих для размещения информации о своих услугах;
- составление схемы логопедического обследования неговорящего ребенка (возраст 5 лет), подбор диагностических заданий и разработка плана-конспекта индивидуального логопедического занятия;
- разработка примерного плана беседы с родителями ребенка с алалией;
- выбор 3-5 психотерапевтических упражнений для профилактики профессионального выгорания;
- решение кроссвордов, включающих основные понятия и терминологию дисциплин программы.
Задачи специалиста в школе
Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.
Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:
- комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
- проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
- индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
- проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
- направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
- профилактика возникновения и развития дефектов речи;
- проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
- помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).
В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.
Особенности проведения приема логопеда
Чтобы понять, что делает учитель-логопед, необходимо ознакомиться с его методиками. Обычно, специалист действует по заранее отработанной схеме, чтобы собрать наиболее полный анамнез и поставить точный диагноз, а также определиться с методом работы конкретного клиента.
Опрос
Первичное обследование пациента начинается с общения. Если речь идет о ребенке, информация уточняется у родителей. Логопед уточняет, какими заболеваниями он страдал раньше или сейчас, были ли патологии, задержки в развитии, задает вопросы об общем психическом и физическом состоянии. К самым распространенным категориям относятся:
- Время появления речевых дефектов. Позволяет определить, являются ли дефекты речи врожденными, или же они появились недавно по ряду причин.
- Наличие проблем. К примеру, позднее первое слово и разговор, проглатывание звуков, проблемы с выговором конкретных звуков могут свидетельствовать об определенной патологии.
- Перенесенные заболевания. Чтобы собрать наиболее полный анамнез, необходима информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системой, нарушения слуха или зрения, прочих болезнях, перенесенных с момента рождения.
- Беременность и роды. Речевые патологии, вызванные проблемами с головным мозгом, нередко возникают еще в утробе матери. Кроме того, на патологическое состояние могут повлиять травмы во время рождения, обвитие пуповиной и прочее.
- Наличие врожденных аномалий. Особое внимание логопед обращает на проблемы с развитием зубов, языка, других органов полости рта, которые отвечают за правильное воспроизведение звуков. Нарушения слуха и зрения также могут спровоцировать патологии речевого центра.
- Общие показатели развития ребенка. Родители должны рассказать об умственном и физическом развитии ребенка, начиная с первых дней жизни. Недостаточный рост и масса тела, аномалии, связанные со строением черепа, также могут быть причинами нарушений.
Взрослые пациенты отвечают на те же вопросы, только охватывается не только детский период, но и последующие годы жизни. Обязательно нужно сообщать о травмах, перенесенных операциях, заболеваниях, болях и т.д.
Осмотр
После общения специалист проводит подробный осмотр тех органов, которые могли стать причиной появления конкретного дефекта речи. Обязательно обращается внимание на следующие факторы:
- состояние зрения;
- наличие деформаций пальцев рук и кистей
- проверка органов слуха;
- отсутствие травм, деформаций, патологий языка и ротовой полости;
- оценка состояния зубов, их расположения, количества;
- строение челюсти и лицевого скелета в целом;
- функциональность лицевых мышц, скорость их сокращения.
В том случае, если были найдены отклонения определенных систем органов, логопед может отправить ребенка на консультацию к другому специалисту (отоларинголог, стоматолог, окулист, травматолог, невропатолог и т.д.).
Оценка речи
Является одним из важнейших этапов поиска и диагностирования патологий, а также определения причины их возникновения. Оценивается как письменная, так и устная речь ребенка. Логопед учитывает особенности пациента, его возраст, различные факторы воздействия, перенесенные заболевания и т.д. Специалист оценивает следующие характеристики речи:
- Письменная речь. Для этого пациент должен на бумаге изобразить буквы, цифры, слоги и слова. В зависимости от возраста, символы диктуются или копируются с книги. Также проверяется уровень мышления и логики путем записывания названий предметов по картинкам.
- Чтение. Тест предназначен для пациентов старше 5 лет, которые уже умеют читать. Ребенок должен прочесть определенные слова и объяснить их. Во время исследования эксперт изучает характеристики голоса, параметры речи, включая интонацию и скорость.
- Грамотность. Проверяется правильность написания слов, работа со множественным числом, сопряжение отдельных слов и прочее.
- Словарный запас. Логопед проверяет, знает ли ребенок синонимы и антонимы, просит его описать предметы, уточняет знание обобщающих и прочих слов, которые позволяют ему свободно изъяснять свою речь.
- Разговорная речь. Специалист задает ребенку самые простые вопросы, начиная от его имени и возраста, и заканчивая любимым животным, занятием, отношение к детскому саду или школе, прочее.
- Автоматическая речь. Для начала, эксперт просит пациента сосчитать от 1 до 10, после чего сделать это в обратном порядке. Вместо чисел могут использоваться сезоны, дни недели, названия пальцев. Нередко врач просит продекламировать что-нибудь вслух (короткую песенку или стишок).
- Речевая моторика. Проверяется движение губ, языка, челюсти, а также других частей лица, которые участвуют в воспроизведении речи и формировании звуков.
- Произношение. Тест позволяет понять, как ребенок произносит гласные и согласные, звонкие и шипящие звуки, соединяет их в слоги и слова разной длины и уровня сложности.
После каждого исследования логопед делает определенные пометки, которые позволят в итоге вывести общую клиническую картину и понять, в чем состоит причина патологии речи.
Оценка слуха
Обязательной частью исследования пациента является оценка состояния его слуха. Если есть проблемы со внутренним или внешним ухом, это негативно сказывается на формировании речи ребенка. Эксперт проверяет:
- полноту выполнения определенных действий;
- реакцию на голос близкого человека;
- реакцию на слишком громкие и тихие звуки;
- распознавание шепота;
- возможность повторения услышанной информации.
В том случае, если во время диагностики были обнаружены проблемы со слухом, пациента направляют на консультацию к отоларингологу. Врач должен оценить все слуховые функции и их уровень, используя при этом инструментальные методики.
Оценка зрения
Проводится в том случае, если есть проблемы с письменной речью. Если ребенок изначально плохо видит буквы и цифры, он не сможет их правильно писать и распознавать в тексте, даже если нет повреждений головного мозга. Помимо реакции на вспышку, логопед также проверяет узнавание оттенков, цветов, предметов по картинкам, оценивает слежение за предметами в движении и использует другие точные методики.
Как понять, что речью ребенка пора заняться?
Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.
Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.
Занятия нужны, если:
- малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
- ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
- «каша во рту»;
- речь слишком быстрая, смазанная;
- ребенок заикается;
- малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
- у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.
Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.
Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.