Уполномоченный по правам ребенка это кто

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка это кто». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России

Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Читайте также:  Транспортный налог в Тюмени 2023 для физических лиц

Органы опеки и попечительства

Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

  • защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
  • следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
  • контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
  • следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

  1. вести списки граждан, которым нужна опека;
  2. признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
  3. устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
  4. следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
  5. заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
  6. выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
  7. производить проверки качества жизни подопечного;
  8. оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.

Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

Обращение к детскому омбудсмену

Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.

Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.

Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка включена в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

В 2016 г. Президентом РФ в качестве федерального омбудсмена назначена Кузнецова Анна Юрьевна (по должности является членом Администрации Президента РФ). Деятельность Уполномоченного обеспечивается аппаратом Общественной палаты РФ, а финансирование производится из федерального бюджета.

Читайте также:  Как снять обособленное подразделение с налогового учета в 2023 году

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать практически любые органы и организации; запрашивать необходимые сведения и материалы, касающиеся защиты прав и интересов ребенка (в том числе отправлять телеграммы категории «правительственная», которые передаются в приоритетном порядке); самостоятельно (либо совместно, например, с прокурором) проверять деятельность органов исполнительной власти РФ и государственной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к его полномочиям; привлекать научные и иные организации, а также ученых и специалистов в целях осуществления экспертных и научно-аналитических работ и др.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

«Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо»

По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».

Особенности деятельности

Деятельность омбудсмена – это контроль и надзор: работа с жалобами, предложениями и прочими обращениями, а также организация плановых проверок муниципальных учреждений. При поступлении оперативных сигналов уполномоченный тут же должен отреагировать.

Приоритетная для омбудсмена группа несовершеннолетних – дети, оставшиеся без надзора родителей, инвалиды и сироты. Уполномоченный посещает детские сады, интернаты, школы, лагеря и прочие учреждения социальной защиты. Специалист контролирует соблюдение трудовых норм, если несовершеннолетний работает в период каникул, а также проверяет попечителей детей-инвалидов и сирот.

По всем выявленным в ходе выездных проверок прецедентам омбудсмен составляет акты. Документы направляются соответствующим должностным лицам с указанием исправить нарушение, а при необходимости привлечь виновных к ответственности.

Уполномоченных по правам ребёнка очень часто привлекают к судебным процессам, где рассматриваются вопросы о лишении, либо ограничении родительских прав. Специалист контролирует, чтобы дело получило обоснованное и мотивированное разрешение, где ключевым фактором выступают именно интересы детей.

Какие есть варианты рассмотрения обращения

Здесь многое зависит от формата поданного документа. Это может быть предложение, заявление или жалоба. В первом случае речь идёт о конкретных рекомендациях гражданина по части совершенствования законодательства в области защиты прав ребёнка:

  • Заявление – это просьба подателя о помощи в реализации защиты интересов несовершеннолетнего. Сюда же относятся сообщения о несоблюдении правовых актов, недобросовестной работе муниципальных органов и нарушении конституционных прав ребёнка.
  • Жалоба – это аргументированная критика отдельных служб и конкретных лиц так или иначе препятствующих реализации законных интересов несовершеннолетнего. Во всех случаях омбудсмен рассматривает документ и даёт ответ по существу вопроса.

При обычном обращении принимает во внимание предложения подателя и разъясняет возможность или невозможность их реализации. На основании заявлений и жалоб уполномоченный организует проверки, о результатах которых также сообщает гражданину лично в письме или другим образом (СМИ, отчёты о проделанной работе на веб-портале омбудсмена и т.п.).

Читайте также:  Мошенничество в сфере компьютерной информации состав преступления

Специфика деятельности детского омбудсмена

Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?

Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.

Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Деятельность региональных детских омбудсменов

Разобрав на примере деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, необходимо уделить немного внимания региональным омбудсменам. В 1998 году Минтруда предложило проект, согласно которому была образована должность уполномоченного по делам детей в регионах России. В то время процедура осуществлялась при содействии ЮНИСЕФ. Все должности постепенно появились в разных уголках страны. Чуть позже должность была утверждена на муниципальном уровне.

Правовой статус региональных омбудсменов в последнее время стал равнозначным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти и назначался на должность главой местной администрации. Изменения произошли в 2011 году. Каждый уполномоченный по правам ребенка получил парламентский статус. В результате повысилась и эффективность их работы.

Следует сразу отметить, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является деятельностью Уполномоченного по правам ребенка. Этим занимается полиция, прокуратура и другие правоохранительные органы. Задача детских защитников в регионах – обеспечить соблюдение интересов детей.

Обращение к детскому омбудсмену

Любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться с заявлением. Как составить и подать заявление Уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций президентского омбудсмена, поэтому запрос должен быть составлен с особой тщательностью. Информацию о форме для заполнения найти сложно, потому что в законодательстве нет необходимых организационно-правовых форм.

Известно, что заявление может подать как родитель, так и опекун. Однако то, что заявление подано, еще не означает, что документ будет рассмотрен. Проблема, описанная в статье, должна быть действительно критической, иначе запрос будет передан в другую инстанцию. Кроме того, следует отметить, что Москва и Московская область являются федеральным центром, и здесь работает главный омбудсмен.

Итак, как подать заявку? В первую очередь нужно обратиться в ближайший Комитет защиты прав ребенка. В первую очередь указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и т.д. Затем идет непосредственное изложение проблемы. На бумаге возникает несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, нарушение права на образование, ограничение права на свободу и многое другое. Вы можете выбрать любой элемент или ввести свой.

Досрочное освобождение детского омбудсмена с должности

Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности уполномоченного по правам ребенка после общественного протеста. Астахов позволил себе неосторожное высказывание о детях, переживших катастрофу 2016 г. Его слова подверглись критике, после чего Павел Алексеевич был вынужден уйти в отставку. Но каковы должны быть условия для внешнего увольнения детского адвоката? Все правила подробно описаны в указе президента:

  • нарушение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • признание лица недееспособным;
  • утрата российского гражданства или приобретение иностранного гражданства;
  • потеря способности выполнять свои обязанности;
  • совершить аморальный поступок;
  • исчезновение или смерть защитника ребенка.

Поэтому поводов для отстранения комиссара от должности множество.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *