Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На чем основано гражданское право в южной корее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от большинства других стран, в которых трудовое право формировалось на протяжении многих десятилетий по мере их социально-экономического развития, трудовое право Кореи было создано почти одномоментно после окончания Второй мировой войны в условиях американской оккупации, по определенной схеме, разработанной с помощью военной администрации США и отражающей концепцию развития Южной Кореи по капиталистическому пути. Соответственно южнокорейская система трудового права построена в целом по американскому образцу. В то же время заимствованы и некоторые аспекты европейского опыта.
Гражданский кодекс республики корея
Фактические браки могут быть «узаконены» по решению Семейного суда в Сеуле. Вплоть до начала 1990-х гг. южнокорейское семейное и наследственное право носило откровенно дискриминационный характер по отношению к женщинам. Изменения в семейном законодательстве, вступившие в силу в 1991 г., впервые позволили женщине быть главой домашнего хозяйства, признали право жены на часть имущества супругов, а также предоставили женщине больше возможностей для общения с ее детьми после развода.
Коллизионные нормы содержатся в Законе о международном частном праве 1962 г., который включает положения, относящиеся как к гражданскому, так и торговому праву. Важнейшими источниками торгового права являются Торговый кодекс 1962 г., Закон о переводном и простом векселе и Закон о чеках 1962 г. Торговый кодекс имеет 5 разделов: 1) Общие положения; 2) Торговые сделки; 3)Компании; 4) Страхование; 5) Морское право.
Государственное устройство. Республика Корея — унитарное государство
Республика Корея — унитарное государство. Административно-территориальное деление: 9 провинций и города — Сеул и Пусан.
Действующая Конституция РК принята на референдуме в 1987 г. и вступила в силу 25 февраля 1988 г. (до этого действовали конституции 1948, 1962, 1972 и 1980гг.). По форме правления РК — президентская республика (согласно Конституции — «парламентская республика во главе с Президентом»). Политический режим — демократия в процессе становления.
Законодательную власть осуществляет парламент (Национальное собрание) в составе 299 членов, из которых 253 избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Для принятия закона необходимо большинство присутствующих на заседании членов парламента, притом что в заседании участвуют более половины общего числа членов. Принятый закон передается Президенту, который в течение 15 дней промульгирует его или возвращает Национальному собранию. Для повторного принятия закона необходимо большинство как минимум в 2/3 присутствующих на заседании членов парламента.
Помимо законодательных полномочий Национальное собрание утверждает государственный бюджет, ратифицирует наиболее важные международные соглашения, дает согласие на объявление войны, размещение иностранных войск на территории страны, утверждает представленные Президентом кандидатуры членов правительства, назначает трех членов Конституционного суда.
По инициативе не менее чем 1/3 общего числа своих членов Национальное собрание может большинством не менее чем в 2/3 списочного состава рекомендовать Президенту отправить в отставку премьер-министра или любого из членов правительства.
Глава государства и исполнительной власти — Президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По Конституции 1987 г. президентская власть значительно ограничена, в частности запрещено повторное избрание на президентский пост, ограничены полномочия по роспуску парламента и введению чрезвычайного положения.
Президент отвечает за независимость, территориальную целостность и непрерывность государства, а также за охрану Конституции. Он представляет государство за рубежом, назначает и принимает дипломатических представителей, заключает международные соглашения, является верховным главнокомандующим.
Президент может издавать декреты по вопросам, делегированным ему законом, а также по осуществлению законов.
Высший орган исполнительной власти — Государственный совет (правительство), возглавляемый Президентом в качестве председателя и Премьер-министром — в качестве вице-председателя. Госсовет вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны, рассматривает вопросы о назначении генерального прокурора, председателя комитета начальников штабов и др. Премьер-министр и по его рекомендации другие члены Государственного совета назначаются Президентом и одобряются Национальным собранием. Премьер-министр может рекомендовать Президенту сместить того или иного члена правительства. Из числа членов Госсовета Президент по рекомендации Премьер-министра назначает глав исполнительных министерств.
Премьер-министр или глава любого исполнительного министерства могут в соответствии с полномочиями, делегированными им законом или президентским декретом, или ex officio, издавать ордонансы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Совет национальной безопасности оказывает помощь Президенту в формировании внешней, военной и внутренней политики.
Правовая система
Общая характеристика
Современная правовая система Республики Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев по-прежнему в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д.
На протяжении столетий Корея находилась под влиянием китайской (конфуцианской) государственно-правовой культуры. В соответствии с этим собственно правовые предписания ограничивались преимущественно уголовными нормами. Основная масса общественных отношений регулировалась морально-этическими нормами, обычаями и традициями. Наряду с заимствованием китайских законов в средневековой Корее принимались и оригинальные правовые акты.
Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла «опосредованно» через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.
После достижения независимости все японские кодексы и законы, ассоциировавшиеся с иноземным гнетом, были заменены на корейские. В частности, приняты собственные Уголовный кодекс (1953), Уголовно-процессуальный кодекс (1954), Гражданский кодекс (1958), Гражданский процессуальный кодекс (1960) и Торговый кодекс (1962), а также ряд других кодексов, при разработке которых законодатель подчеркнуто старался отойти от прежних японских актов. Тем не менее в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство.
Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и общей ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.
В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.
Основным источником права в РК являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства.
Южнокорейской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. В соответствии со ст.76 Конституции во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, естественного бедствия или серьезного финансового или экономического кризиса Президент может издавать приказы, имеющие силу закона, если необходимо принять срочные меры для обеспечения национальной безопасности или публичного мира и порядка и нет времени ждать созыва Национального собрания. Такие же полномочия принадлежат Президенту в случае военных действий.
Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы.
Вспомогательным источником права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству. Вспомогательным источником рассматривается и судебная практика.
Особое место в системе источников занимают решения Верховного суда и Конституционного суда, выносимые в порядке конституционного контроля. Некоторые из них имеют революционное значение для развития правовой системы страны, утверждая новые стандарты защиты прав человека.
Климат Корейскогоо полуострова
Во время Второй мировой войны территория всей страны была оккупирована союзником Гитлера – Японией. Но корейский народ вел непрерывную борьбу со своими поработителями, используя различные методы – от политических инструментов до партизанской борьбы и террора.
Президент может издавать декреты по вопросам, делегированным ему законом, а также по осуществлению законов.
Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла «опосредованно» через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.
По инициативе не менее чем 1/3 общего числа своих членов Национальное собрание может большинством не менее чем в 2/3 списочного состава рекомендовать Президенту отправить в отставку премьер-министра или любого из членов правительства.
Корейская война 1950-1953 гг. и ее последствия
Раскол Корейского полуострова на две части и создание двух государств с противоположными политическими и экономическими системами, за спиной которых стояли мощные державы, усилили напряженность между Севером и Югом. Со своей стороны Соединенные Штаты и Советский Союз всемерно способствовали укреплению соответственно северокорейского и южнокорейского режимов.
В 1948 г. США и РК подписали соглашение об американском содействии в создании южнокорейской армии. В результате были сформированы вооруженные силы численностью 300 тыс. человек. Сеул получил от США более 500 млн долл. военно-экономической помощи. В рядах южнокорейской армии находилось поч 2,5 тыс. американских военных советников.
Северокорейское руководство во главе с Ким Ир Сеном также форсировало военные приготовления. После вывода из КНДР Советской армии (октябрь 1948 г.) практически все вооружение было оставлено Корейской народной армии (КНА). Советские военные инструкторы и советники оказывали большую помощь в формировании КНА. Только накануне войны КНДР получила значительную военно-техническую мощь из СССР: 66 танков, 48 артиллерийских орудия, 86 самолетов. К началу корейской войны соотношение вооруженных сил между Югом и Севером составляло: по численности сухопутных войск 1:2, по количеству артиллерийских орудий – 1:2, пулеметов – 1:7, автоматов – 1:13, танков – 1: 7, самолетов – 1:6 в пользу северных корейцев.
В конце 1949 г. – начале 1950 г. обстановка в районе 38-й параллели резко обострилась. Вооруженные столкновения приобретали характер позиционной войны с применением стрелкового оружия и артиллерии.
Иерархия в трудовых коллективах
– Варвара, расскажите подробнее про трудовые взаимоотношения в коллективах. Ведь корейское общество очень традиционное, не случайно там есть специальное уважительное обращение к старшим коллегам по работе – «сонбэ» (от корейского 선배). Насколько важно это в международных компаниях? Ждут ли они подобного почтительного отношения от российских коллег или больше склонны к международному стилю общения (возможно, это зависит от конкретной организации и стиля управления)?
– Отношения в коллективе крайне интересны, ведь в нем присутствует та самая иерархия корейского общества. В чем она заключается? Первое – когда тебя принимают на работу, то для работодателя крайне важно, откуда ты приехал и какой университет окончил. Если вы с вашим будущим начальником с одних краев или учились на одном факультете, то в большинстве случаев вам автоматически обеспечено хорошее отношение. В корейском обществе принято поддерживать земляков и выпускников одного с вами университета. Второе – если в российской компании разница между менеджером и младшим менеджером невелика, то в Республике Корея это совершенно разные «касты» сотрудников. Ведь в основе всего лежит строгая иерархичность. Там она присутствует по рангу и возрасту. Они даже в обычной беседе (не только между коллегами, но и просто знакомыми) прибавляют к фамилиям должность, тем самым, во‑первых, выказывая уважение заслугам того, к кому обращаются, а во‑вторых, обозначая, что господин Ли – не просто господин Ли, а менеджер Ли. И это совсем не одно и то же.
Также в южнокорейских компаниях присутствует иерархия не только в департаментах, но и в их отделах, командах, группах. Насколько я знаю, молодые сотрудники очень страдают от этого. Несколько друзей мне жаловались, что сложно нормально работать, поскольку испытывают огромное давление от старших коллег. Особенно если они на низкой должности и старшие сотрудники постоянно их этим понукают, поручая элементарные задания, уничижающие их потенциал. Конечно, много зависит от человека и того, как он может влиться в коллектив, не поддаваясь своеобразной дедовщине старших коллег. Что касается общения с российскими коллегами и принятия других бизнес-культур, то в Корее – стране с экспортно ориентированной экономикой – давно уже проводятся тренинги, рассказывающие об особенностях иностранных бизнес-культур. Хотя строгая иерархичность внутри корейского общества в какой-то мере все-таки накладывает отпечаток на повседневную жизнь и международные деловые контакты.
Иностранные судебные решения
Корейские суды признают и исполняют иностранные судебные решения, если выполняются следующие условия:
- иностранное решение является окончательным;
- суд, вынесший решение, обладает юрисдикцией в соответствии с принципами международной юрисдикции, закрепленными в корейском законодательстве или договорах;
- ответчик (т.е. корейская сторона) был надлежащим образом заблаговременно ознакомлен с жалобой и повестками, или любыми распоряжениями (кроме публичных уведомлений), чтобы было достаточно времени для подготовки защиты;
- решение корейского суда будет аналогичным образом признано и приведено в исполнение судами в стране происхождения иностранного судебного решения, и наоборот.
Личные и имущественные права автора
Закон разделяет права авторов на имущественные и моральные, при этом уравнивая их по срокам охраны. Состав личных неотчуждаемых и имущественных отчуждаемых прав по закону Кореи совпадает с общемировыми подходами.
Закон четко регулирует возможность свободного использования произведения и определяет такие случаи — в целях судопроизводства, для функционирования органов власти, для целей любого образования и обучения, а также ряд случаев использования без коммерческого интереса. Подробно описываются виды лицензий и порядок пользования ими.
Интересно то, что в таком развитом с технологической стороны обществе, как Южная Корея, запрещено использовать электронную подпись при сделках с правами авторов.
Управляются авторские права через разветвленную систему государственных органов, где ключевую позицию занимает Департамент авторского права Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. В состав этого органа входят различные подразделения, каждый со своим четким функционалом:
- отдел политики в сфере авторского права,
- отдел культурных и торговых связей,
- индустриальный отдел,
- отдел защиты авторских прав.
В 1995 в Сеуле насчитывалось 10,8 млн. жителей, что составило свыше 24% всего населения Южной Кореи. Помимо столицы, «миллионерами» являются еще пять городов: Пусан (3,8 млн. человек), Тэгу (2,3 млн.), Инчхон (Чемульпо, 2,8 млн.), Кванджу и Тэджон (по 1,2 млн. человек), а численность населения еще 30 городов превышала 100 тыс. Среди них – Ульсан (967 тыс.), Сувон (755 тыс.), Соннам (869 тыс.) и Чхонджу (563 тыс. человек).
Пусан на юго-восточном побережье, а также Инчхон (морские ворота Сеула), Кунсан и Мокпхо на западном побережье относятся к главным южнокорейским портам. Тэгу (пров. Кёнсан-Пукто), Тэджон (Чхунчхон-Намдо), Чонджу (Чолла-Пукто) и Кванджу (Чолла-Намдо) – административные центры провинций. Онян, к югу от Сеула, благодаря термальным источникам превратился в популярный курорт, а Хёамдон, к северу от Пусана, славится своими целебными водами и песчаными пляжами. Кёнджу в провинции Кёнсан-Пукто, столица средневекового королевства Силла, известна своими историческими памятниками.
Основа Трудовой партии Кореи (ТПК) была заложена в 1945, когда в Северной Корее был образован организационный комитет Коммунистической партии Кореи. В 1949 в Трудовую партию Кореи влились многие коммунисты, бежавшие с Юга. После проведения ряда организационных мероприятий Ким Ир Сен стал председателем ЦК ТПК и сохранял за собой этот пост с 1949 по 1966. В 1980 сын Ким Ир Сена – Ким Чен Ир был объявлен продолжателем дела своего отца, а в 1994 занял пост председателя партии.
В ТПК входит более 10% населения КНДР. Партия руководит деятельностью массовых организаций рабочих, крестьян, женщин, студентов и молодежи.
Разрешены также другие партии, незначительные по численному составу.
Двойное гражданство в Южной Корее
За редким исключением в Южной Корее запрещено иметь двойное гражданство. С 2011 года отказаться от иностранного паспорта необходимо не позже 360 дней с момента натурализации иначе южнокорейское гражданство аннулируется. Иностранцы с двойным гражданством, которые были получены до наступления 20-летнего возраста, обязаны определиться и подать заявку на отказ от гражданства Южной Кореи или другой страны до наступления 22 лет.
При определенных условиях сохранить предыдущее гражданство и получить южнокорейский паспорт могут:
-
Отдельные категории «талантливых» иностранцев, которые вносят существенный вклад в развитие Южной Кореи.
-
Корейцы, рожденные за рубежом, к примеру, когда родители учились или работали в другой стране, а также дети из многонациональных семей в Южной Корее, принявшие до наступления 22 лет специальную присягу, которая обязывает не использовать права иностранного гражданина во время пребывания на южнокорейской территории.
-
Корейцы старше 65 лет, которые вернулись в Южную Корею на постоянное жительство в случае принятия аналогичной присяги.
Юг и Север ждут дивидендов
Таким образом, как видно, Южная и Северная Корея вполне определились и выработали свою линию в отношении событий на Украине. Эти подходы внешне очень разные, но по своей сути они едины в том, что и Сеул и Пхеньян смогли использовать ситуацию в своих целях и с немалой для себя пользой. Стоит все же отметить, что все эти потенциальные приобретения для КНДР пока остаются лишь в разряде именно «возможных». Это в некоторой степени отличает ее от Сеула, который своей реакцией на события на Украине, уже успел «монетизировать» собственную выгоду, подписав контракты на поставки оружия в Польшу, Канаду и другие страны, а также — участием в проекте по строительству АЭС в Египте под руководством Росатома. Конечно, хватает самых разных слухов и домыслов по поводу того, как Москва и Пхеньян уже начали помогать друг другу и что КНДР «получила» за признание ДНР и ЛНР, но независимо это проверить пока сложно. Впрочем, с высокой долей вероятности можно предположить, что не только Южная, но и Северная Корея извлечет материальную и другую выгоду из сложившейся ситуации.
Население Северной Кореи на территории России
Некоторая часть населения Северной Кореи временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.
Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.
Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.
Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.
На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.
На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».
Этикет вождения в Южной Корее
Выражение правильного поведения на любых заданиях очень важно. Это вежливость и вежливая манера проявлять уважение к другим людям. Жизненно важно быть этичным человеком, ведь это еще и профессионализм. В Южной Корее обязательно проявлять хороший характер, особенно при вождении. Правильное отношение и ценности важнее всего. Каждый водитель должен действовать точно и аккуратно в любой ситуации, с которой он может столкнуться.
Соблюдение всех хороших жизненных качеств поможет вам стать великим человеком. Проявление смирения и незаурядной человечности лишь доказывает, насколько вы удивительны как личность. Это один из элементов того, как стать зрелым путешественником за пределами своей страны.
Дорожная ситуация и условия в Южной Корее
Путешествие по мучительным тропам Южной Кореи — действительно мудрое намерение. Дороги отличные, светофор исправен. Есть даже камеры видеонаблюдения, чтобы наблюдать за водителями на шоссе. Большинство местных водителей соблюдают правила дорожного движения. Но некоторые превышают допустимую скорость и внезапно меняют полосу движения, даже не подавая сигналов. Так что остерегайтесь этого. Тем не менее вождение автомобиля в Южной Корее — исключительное понятие.
Для каждого транспортного средства выделены полосы движения. Никогда не проезжайте по полосам для автобусов, обозначенным синей меткой, без уважительной причины. Всегда помните, как проехать и с какой стороны вы должны быть в Южной Корее.