Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Комментарий к ст. 333 КАС РФ
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Причины обращения в Верховный суд России с надзорной жалобой
Поскольку любое судебное определение, постановление или же решение в административном судопроизводстве, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, каждый гражданин, перед обращением в Президиум, должен знать и понимать в какой именно ситуации следует прибегнуть к надзорному порядку:
- одной из самых распространенных причин обращения в надзор Верховного суда РФ, признано считать безосновательный отказ в удовлетворении жалобы;
- так же известны случаи, когда судом не были приняты ко вниманию особо важные обстоятельства дела, что негативно отразилось на конечном судебном акте. Данная ситуация является весьма веской причиной для подачи надзорной жалобы;
- и наконец, ложные показания, предоставленные как участниками судебного процесса, так и приглашенными свидетелями.
Существует целый ряд и иных ситуаций, повлекших за собой обращение в ВС РФ с надзорной жалобой.
Сроки и порядок подачи
Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, пересмотр административного дела в порядке надзора осуществляется в 4 стадии:
- Подача в Президиум Верховного суда РФ надзорной жалобы.
- Изучение документа судьей Верховного Суда.
- Вынесение решения о целесообразности удовлетворения прошения.
- В случае, если есть достаточные основания для пересмотра, открывается заседание суда. По итогам нового разбирательства принимается новое постановление, не подлежащее обжалованию.
Важно учитывать, что срок подачи ограничен тремя месяцами с момента вступления в силу решения суда, а срок рассмотрения дела уполномоченными органами складывается из двух этапов:
- Первый охватывает период с момента отправления поступления запроса в суд до рассмотрения дела судьей. Обычно это занимает не более 2 месяцев. Однако данная процедура может растянуться на срок до 5 месяцев.
- Второй период отсчитывается с момента вынесения определения о передаче дела в Президиум Верховного Суда до окончания процесса. Время данной процедуры не должно превышать 2 месяцев.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы
Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:
- не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
- не более 3 месяцев — в случае истребования дела.
При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса административного дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.
По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:
- о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
- об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.
Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена. Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.
Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ.
- список приложений;
- четко составленная просьба лица, оспаривающего конкретный судебный акт, например, об отмене конкретного судебного постановления, завершении производства по делу и т. д.
Возбуждение надзорного производства
1. Порядок подачи надзорных жалобы, представления. Надзорные жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Единственным судебным органом, осуществляющим полномочия по судебному надзору (в том числе по административным делам), по действующему законодательству является Президиум ВС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о Верховном Суде РФ, ч. 1 ст. 332 КАС).
КАС, в отличие от ГПК, предусматривает только один вариант обращения заинтересованных лиц в орган, осуществляющий пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, — непосредственное обращение с надзорными жалобой, представлением в Президиум ВС РФ. Возможности опосредованного обращения в надзорную инстанцию (через Председателя ВС РФ или его заместителя) КАС не предусматривает.
Услуги адвоката по уголовным делам
Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.
Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.
Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.
Особого внимания требует само составление документа. Если надзорная жалоба будет оформлена неправильно, суд попросту не примет ее, и вам откажут в рассмотрении. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, следуйте нашему образцу заполнения. Если вы будете сверяться с образцом и руководствоваться правилами оформления, у вас все получится с первого раза.
Надзорная жалоба: образец
В надзорной жалобе должно быть:
- Полное название суда, или ФИО главы суда, которому адресован документ.
- ФИО, контактная информация и прочие необходимые сведения касательно человека, подающего жалобу.
- ФИО, контактные данные и прочие сведения о других людях, участвующих в деле.
- Указание на суды, которые рассматривали дело по первой апелляционной инстанции (если такую проходили), и первой надзорной инстанции, если решили жаловаться в Верховный Суд РФ.
- Решения данных судов.
- Комментарии заявителя. Здесь вы должны перечислить все основания, по которым подается надзорная жалоба. Это одна из наиболее важных частей документа, и ошибки здесь недопустимы.
К самой жалобе необходимо прикрепить ряд документов:
- Экземпляр постановления по делу об административном нарушении;
- Экземпляры вердиктов других судов касательно данного дела (если вы до этого обращались в другие суды);
- Экземпляры жалобы, протеста, количество которых равно количеству остальных участников разбирательства касательно административного нарушения.
Вы должны предоставить качественные копии документов, но не оригинальные образцы. Оригинальные образцы должны сохраниться у вас.
Когда можно подавать жалобу в Верховный суд РФ?
Существует несколько различных ситуаций, позволяющих начать обжалование на ранее приятый вердикт. Но для этого должны быть веские основания. Иначе судья не примет данное обращение. В случае, когда подается жалоба председателю Верховного суда РФ по административному делу нужно убедиться в таких моментах:
- судья, принявший решение, не изучил имеющиеся доказательства в абсолютной степени;
- остались обстоятельства, не учтенные в ходе предыдущих доследований;
- существует ситуация несоблюдения норм закона;
- допущены неточности, остались сомнения и противоречия;
- база доказательств является ошибочной либо ложной, что необходимо указать в процедуре обжалование решения по административному делу;
- имеются лжесвидетельства свидетелей и основания для обжалования административного правонарушения;
- окончательное решение принято на основании бумаг, предоставленных должностными лицами,
- имеющими предвзятое отношение к обвиненному.
Подаваться жалоба в верховный суд по административному правонарушению может независимо от вердикта. Ее могут предоставлять потерпевшие стороны, защитники-представители, лица, относительно которых рассматривается дело. Наше адвокатское образование всегда выделяет преимущества направления помощь юриста при споре с ГИБДД Екатеринбурга при сравнении с самостоятельной защитой.
Что может стать основанием для подачи надзорной жалобы?
Автором надзорной жалобы может стать любой гражданин, интересы которого затрагивает вынесенное решение. Одним из обязательных условий, которые придётся соблюсти неукоснительно, является предварительная подача апелляции и кассации. Основанием для составления и подачи надзорной жалобы могут стать следующие ситуации:
- Доказательства, представленные в ходе процесса, были оценены не в полной мере;
- Реализация решения была выполнена не полноценно, то есть не соответствует действующему законодательству;
- Виновность лица осталась под вопросом;
- В деле присутствуют сомнительные факты и противоречия;
- Представленные доказательства были признаны фальсифицированными;
- Имело место нарушение требований к оформлению одного из сопутствующих документов (ходатайство, жалоба и прочее).
Достичь желаемого результата можно только в том случае, если надзорная жалоба будет оформлена в полном соответствии со всеми требованиями и стандартами. Особое значение придаётся доказательствам, имеющим отношение к делу.
Для получения соответствующих аргументов, заявитель обязан на протяжении всей процедуры рассмотрения изучать имеющиеся материалы, собирать копии документов и следить за соблюдением законов.
Статья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
- При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. - Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статья 30.8 КоАП РФ. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
- Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
- Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.
Чего ждать? Наказать… нельзя… помиловать
Как в случае со знаменитым предложением, где решение поставить запятую решает судьбу, так и решение суда. Суд или орган, куда вы направили жалобу, может рассмотреть со следующими последствиями для обжалованного постановления и вас:
- жалобу оставят неудовлетворенной, а постановление об административном нарушении без изменений. В этом случае вы обязаны будете либо понести ответственность, либо дальше обжаловать решение суда в более высоких инстанциях;
- постановление будет изменено. Возможно, новое постановление будет иметь другую меру административного наказания согласно объективных причин;
- постановление будет отменено и дело закрыто. Это и есть ваша победа, значит, вам не грозит взыскание и вы можете жить спокойно;
- постановление будет отменено, а дело вернут на новое рассмотрение.
Когда можно подавать жалобу в Верховный суд РФ?
Существует несколько различных ситуаций, позволяющих начать обжалование на ранее приятый вердикт. Но для этого должны быть веские основания. Иначе судья не примет данное обращение. В случае, когда подается жалоба председателю Верховного суда РФ по административному делу нужно убедиться в таких моментах:
- судья, принявший решение, не изучил имеющиеся доказательства в абсолютной степени;
- остались обстоятельства, не учтенные в ходе предыдущих доследований;
- существует ситуация несоблюдения норм закона;
- допущены неточности, остались сомнения и противоречия;
- база доказательств является ошибочной либо ложной, что необходимо указать в процедуре обжалование решения по административному делу;
- имеются лжесвидетельства свидетелей и основания для обжалования административного правонарушения;
- окончательное решение принято на основании бумаг, предоставленных должностными лицами,
- имеющими предвзятое отношение к обвиненному.
Подаваться жалоба в верховный суд по административному правонарушению может независимо от вердикта. Ее могут предоставлять потерпевшие стороны, защитники-представители, лица, относительно которых рассматривается дело. Наше адвокатское образование всегда выделяет преимущества направления помощь юриста при споре с ГИБДД Екатеринбурга при сравнении с самостоятельной защитой.
Срок подачи надзорной жалобы коап
Вот он первый важный момент, на который нужно обратить внимание, ведь если не вписаться в срок, то можно считать, что вы согласны с постановлением. И именно на этом этапе многие делают ошибку, затягивая с решением — обжаловать сомнительный штраф или оплатить его и не обременяться судебными хлопотами.
Срок подачи жалобы строго определен в нормативных документах (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ) оговорен срок обжалования постановлений – 10 суток. И в этом вопросе нужно понимать тонкости, а именно:
- срок начинается тогда, когда вам вручат письменное постановление с подписью и печатью. Это может быть постановление суда или должностного лица, а также копии постановления (если вы не присутствовали при его вынесении);
- 10 суток это календарные дни, а не рабочие дни, поэтому официальные выходные и праздники тоже входят в этот срок;
- направляйте жалобу с требованием обжаловать постановление, не дожидаясь окончания выходных дней, например, длительных новогодних каникул;
- закон (во второй части ст. 30.3 КоАП РФ) предусматривает восстановление упущенного срока обжалования, но только при наличии уважительной причины, в которые не входит причина «я не знал». Это может быть травма, командировка и т.д.;
- если у вас есть уполномоченный представитель, то даже ваши обоснованные преграды к подаче обжалования не сработают, поскольку вы имели поверенного с определенными полномочиями, который и должен был решить вопрос.
Не стоит затягивать с подачей жалобы по административному постановлению. Во-первых, за это время ничего не измениться и вам все равно нужно будет сделать этот шаг. Во-вторых, даже если вы имели причину не вложиться в 10 суток, то вы удваиваете себе работу.
Исключение: в статье 30.3 во третьей части КоАП РФ описаны исключения, когда жалобу можно подать в пятидневный срок от момента фактического получения постановления (или копии).
Не затягиваейте с подачей жалобы!
Такие действия очень часто делают невозможным дальнейшую ее подачу. Так, имея представителя, который советует потянуть время и взять больничный, некоторые делают ошибку, забывая что их справка по болезни не годится. Имея уполномоченное лицо, которое не имело причин затянуть срок обжалования, ваши помехи не имеют особого значения. Об этом важно помнить при желании «потянуть» сроки.
Право на обжалование постановления об административном правонарушении могут несколько лиц:
- лицо, которое привлекли к ответственности;
- защитник;
- уполномоченный представитель.
Жалобу может подать и пострадавшее лицо, если оно имеется при этом инциденте. Как правило, административные правонарушения имеют общий характер и пострадавших в виде конкретного лица нет. В частности в данной статье речь идет не об этих правонарушениях.