Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммунальные услуги со скидкой на законных основаниях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Документы для оформления льготы на коммунальные услуги обычно зависят от того, какое основание для назначения льготы используется. Как правило, есть документы, которые предоставляются в любом случае, и дополнительный пакет, который зависит от причины, по которой вы обращаетесь за оформлением льготы. Обращаем ваше внимание, что состав пакета документов может меняться, поэтому перед обращением в МФЦ или другую структуру полезно уточнить актуальные требования.
Дополнительные льготы по разным направлениям
Есть дополнительные «бонусы», которые касаются не оплаты в целом, а определенных направлений и выплат.
- Скидки на оплату капитального ремонта дома. Тут есть льготы по ЖКХ для пенсионеров. Пенсионеры в возрасте 70–79 лет оплачивают только половину взноса на капитальный ремонт дома. С 80 лет не платят вовсе. Скидка в 50% также положена инвалидам I и II групп, ветеранам труда.
- Счетчики на электричество и воду. Некоторые категории граждан могут рассчитывать на их бесплатную установку. Кто именно – зависит опять же от региона, поэтому необходимо в каждом конкретном случае уточнять.
- Во многих регионах пенсионеры имеют дополнительные льготы, размер и перечень которых зависит от многих факторов. Узнать, на какие льготы можно рассчитывать, нужно в отделе социальной защиты. Важно! Просто по факту наличия права на льготу никто ее предоставлять не будет, необходимо самостоятельно обратиться за уточнениями и оформить скидку.
Что изменится в компенсации ЖКХ
Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.
Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.
Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.
Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу. Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает. Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.
Порядок начисления пени за коммунальные услуги
Пени – это неустойка за нарушения порядка оплаты коммунальных услуг и платы взноса на капремонт. Обязанность оплатить их наступает в двух случаях:
- несвоевременная оплата
- оплата не в полном объеме
Уплата пеней осуществляется в одинаковом порядке как для платы на помещение и коммунальные услуги, так и для вносов на капремонт. Отличается только их размер.
Размер пени – одна трехсотая (1/300) или одна стотридцатая (1/130) ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы, действующей на день их оплаты. Учитывая, что ставка рефинансирования не имеет самостоятельного значения и приравнивается к ключевой ставке, верным будет считать пени как одну трехсотую ключевой ставки.
Размер пени для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги |
||
Первые 90 дней просрочки платежа |
С 90 дня просрочки |
|
Размер пени |
1/300 ключевой ставки |
1/130 ключевой ставки |
Размер пени для внесения взноса на капремонт |
||
Размер пени |
Фиксированный — 1/300 ключевой ставки |
Пени начинают начислять с 31 дня просрочки платежа.
При этом их размер не может быть больше 1/130 ключевой ставки от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Россиянам предложат самим выбрать услуги ЖКХ: власти объяснили инициативу
С 1 марта 2022 года вступают в силу ряд поправок по лицензированию деятельности для управляющих компаний: они будут получать лицензии только на часть работ и услуг. Как объяснила зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, существующая практика лицензирования не совсем совершенна.
– Сейчас управляющие компании могут выходить на рынок только после того, как руководители сдадут экзамены, притом достаточно формальные. Нужно учитывать и другие нюансы, например, наличие материально-технического обеспечения и уставного капитала. Это нужно, чтобы защитить людей – ведь бывают ситуации, когда условная контора «Рога и копыта» собирает с жителей дома миллионы рублей, но никуда их не отправляет дальше. Жители не получают услуги, – объяснила Разворотнева.
Юрист Дмитрий Гордеев, эксперт в области практической работы в жилищной сфере, также подчеркнул, что в 2022 году планируется внедрить рискоориентированный подход, при котором каждый регион будет самостоятельно решать, на какие виды работ следует направить проверки той или иной интенсивности.
– Все будет зависеть от текущей ситуации. Если мало вопросов и нареканий, то проверки будут минимальны, если много, то внимания им уделят гораздо выше. Однако наша главная цель – добиться того, чтобы органы надзора были абсолютно непредвзяты! – объясняет Гордеев. – В ряде регионов есть много случаев, когда неугодных конкурентов попросту «зажимают», а якобы дружественные организации проверяются поверхностно, и ничего не меняется. Люди теряют веру в государственный надзор.
Также Гордеев подчеркнул: было бы правильнее переориентировать эту систему так, чтобы главные решения были за собственниками. При этом, по его словам, вовсе не обязательно собирать общее собрание собственников и ждать, пока свое мнение выскажет каждый – может быть, корректнее было бы назначать своего рода «делегатов».
– Я уверяю вас: в любой пятиэтажке есть минимум два человека, работающих в строительной отрасли. Есть дачники, которые не понаслышке знают про водопровод и ремонт крыши. Они и смогут говорить с подрядчиками на одном языке, они могут просматривать документы и понимать, что и как работает. Этого достаточно – если в каждом доме будет 10% активных и грамотных людей, они смогут выражать мнение всех своих соседей, – добавил Гордеев.
В свою очередь, депутат Мосгордумы Александр Козлов отметил, что ситуация в Москве отличается от той, которая царит во многих городах – однако не в лучшую и не в худшую сторону, просто система работает иначе.
– Мне известно, что многих людей пугает мнимая монополия государства на деятельность – так называют тот факт, что большая часть домов в Москве управляется силами ГБУ «Жилищник». Однако в Москве есть и частный рынок управляющих компаний, причем на территории Новой Москвы преобладают именно они. В других регионах ситуация зеркальная: преобладают частники, и не всем это нравится. Тот факт, что многие люди хотят перевести свои дома на государственное управление – это шаг не к монополии, а скорее к неким гарантия, – объясняет депутат Козлов. – Так что не нужно пугать людей, речь не идет о сворачивании рынка частного управления. Это всего лишь одна из возможностей.
Что же касается изменений в 2022 году, то речь, предположительно, может идти о том, что дифференцировать оплату ЖКХ по стандартам – например, пакеты «эконом», «комфорт» и «премиум». По словам Разворотневой, может появиться калькулятор услуг, которые будут выбирать жители.
– Люди должны выбирать не цены, а перечень желаемых услуг. Например, пакет «эконом» подойдет, когда люди готовы сами мыть полы, а управляющая компания отвечает только за безопасность. Пакет «комфорт» предусматривает все работы на среднем уровне. И третий пакет, например, «премиум», когда управляющая компания еще проводит работы по повышению энергоэффективности дома. Отдельно каждый год должны просчитываться и показываться людям расходы на текущий ремонт, – объяснила Разворотнева.
Эксперты сходятся во мнении: профессионализм управляющих компаний должен расти – но вместе с ним ни в коем случае не должны расти цены (уж точно не выше уровня инфляции). Главное – должна исчезнуть необходимость постоянно жаловаться на управляющие компании, а для этого нужно решить две задачи: повысить профессионализм сотрудников и повысить грамотность потребителей. По словам экспертов, у людей не должно быть повода для претензий, ну а если они появляются – люди должны точно знать, куда и как жаловаться. Так можно будет избежать ситуации, когда люди пишут президенту: мол, у нас в подъезде нужно заменить лампочку!
Какие услуги сотрудников ЖКХ будут бесплатными
Список того, что УК гарантирует выполнять бесплатно, должен быть составлен и подписан на общем собрании. После этого он вывешивается в офисе и на сайте. Перечень необходимо разместить так, чтобы любой житель мог его прочитать и понять.
Владельцы дома со своей стороны обязуются ежемесячно перечислять необходимую сумму.
Вот примерный перечень работ, которые каждая УК включает в стандартный договор:
- замена прокладок;
- установка вставки для седла клапана;
- устранение утечек;
- прочистка и промывка внутренней канализации;
- замена или ремонт гибкой подводки к сантехнике;
- проверка технического состояния бытовых газовых приборов;
- закрепление на месте унитаза, душевой кабины, мойки;
- устранение засоров, если они произошли не по вине проживающих;
- регулировка смывного бачка;
- наладка и регулировка функционирования системы горячего водоснабжение с проверкой отсутствия пробки, промывкой и заменой неисправных деталей;
- обслуживание батарей, установка аналогов;
- ремонт электропроводки на лестничных клетках.
Примеры судебных решений о привлечении УК (ТСЖ) к административной ответственности.
В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.
Судебный акт |
Обстоятельства дела |
Нарушение |
---|---|---|
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016 |
Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить |
Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов |
услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор |
||
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016 |
Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг. УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии |
Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами |
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16 |
В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено |
С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов. Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии |
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017 |
Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии |
УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии |
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016 |
Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете |
Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга |
на один терминал – 2 600 руб.). Согласно представленным потребителем чекам, выданным УК, с потребителя была взята сверх платы за услуги сумма комиссионного вознаграждения (1%) |
||
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-2235/2017 |
УК отказалась принимать платежи наличными ввиду отсутствия кассового аппарата, кассира. Потребителю предложено оплачивать услуги через банки, платежные системы с взиманием дополнительной комиссии от суммы внесенных платежей. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без комиссии |
УК не обеспечила возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без взимания комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Исполнение требований законодательства возможно не только путем оборудования кассы, но и путем заключения с банком договора о приеме средств в кассу банка без комиссии |
Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ
Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.
Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.
Какие услуги сотрудников ЖКХ будут бесплатными
Список того, что УК гарантирует выполнять бесплатно, должен быть составлен и подписан на общем собрании. После этого он вывешивается в офисе и на сайте. Перечень необходимо разместить так, чтобы любой житель мог его прочитать и понять.
Владельцы дома со своей стороны обязуются ежемесячно перечислять необходимую сумму.
Вот примерный перечень работ, которые каждая УК включает в стандартный договор:
- замена прокладок;
- установка вставки для седла клапана;
- устранение утечек;
- прочистка и промывка внутренней канализации;
- замена или ремонт гибкой подводки к сантехнике;
- проверка технического состояния бытовых газовых приборов;
- закрепление на месте унитаза, душевой кабины, мойки;
- устранение засоров, если они произошли не по вине проживающих;
- регулировка смывного бачка;
- наладка и регулировка функционирования системы горячего водоснабжение с проверкой отсутствия пробки, промывкой и заменой неисправных деталей;
- обслуживание батарей, установка аналогов;
- ремонт электропроводки на лестничных клетках.
Все о льготах в ЖКХ в 2022 году: кому они положены и как их оформить
Предоставление скидок и субсидий для граждан, которые могут на это претендовать в 2020 году в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, имеет ряд нюансов:
- Льгота ЖКХ не может предоставляться в 100% объеме при условии, что в одном жилом помещении живут сразу два гражданина, которым полагается поощрение от государства.
- Привилегия не может предоставляться в 100% объеме согласно законодательству РФ, если гражданин может претендовать на скидки сразу по двум льготным категориям.
- Для каждого отдельного субъекта дополнительно имеется список граждан, которые могут рассчитывать на поощрение, кто к ним относится указано в нормативно правовых актах регионов РФ.
- В ряде случаев можно получить отказ в предоставлении льготы, в этом случае управляющая компания или коммунальное хозяйство обязуется представить письменную форму, где будет содержаться информация относительно причины.
- Льготы не предоставляются автоматически, а требуют соответствующего своевременного оформления с предоставлением заявления и необходимых документов, дающих право претендовать на привилегию.
Существует два уровня преференций: местный и федеральный. Государством установлен перечень граждан, которым обязаны предоставлять скидки в любом случае.
К таковым относятся:
- Герои Советского Союза или России;
- полные кавалеры Ордена Славы;
- участники ВОВ, члены семьи погибших участников/инвалидов ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды войны;
- граждане, отмеченные званием «Герой Социалистического Труда»;
- нетрудоспособные родственники военнослужащих, погибших в боевых действиях или вследствие приобретенных на службе заболеваний;
- люди, пострадавшие от радиации, участвовавшие в ликвидации аварий на АЭС;
- инвалиды всех групп;
- в том числе, дети-инвалиды;
- семьи, ухаживающие за детьми-инвалидами.
В регионах к основным группам льготников добавляют свои. К ним могут причислять:
- многодетные и малообеспеченные семьи;
- детей-сирот и детей, лишенные родительского попечения;
- пенсионеров;
- ветеранов труда;
- людей, переживших блокаду Ленинграда;
- несовершеннолетних узников концлагерей;
- работников тыла во время ВОВ;
- сотрудников бюджетных организаций;
- репрессированных граждан и других.
Как таковых льгот данной категории граждан не предоставляется. Однако женщины, воспитывающие детей самостоятельно, имеют право на субсидии. Эти преференции начисляются на все виды ЖКУ.
Необходимо обратиться с заявлением в орган соцзащиты по месту жительства.
Принудительное взыскание
Судебные приставы могут принудительно взыскать задолженность у нескольких категорий населения.
Среди них выделяют:
— работающие граждане — документ направляется по месту работы,
— пенсионеры — взыскивается часть пенсии или других доходов,
— инвалиды — взыскание из пенсии при наличии дееспособности.
Из дохода ежемесячно может удерживаться не более половины суммы.
Судебные приставы, помимо удержания из дохода, используют и другие методы воздействия:
— арест имущества, денежных средств, ценных бумаг, счетов в банке,
— реализация арестованного на торгах,
— ограничение выезда с территории страны,
— невозможность проведения с имуществом регистрационных действий.
Какие компенсации по платежам ЖКХ положены таким гражданам?
Участники боевых действий (УБД) получают льготы, призванные сократить расходы на коммунальные услуги. Размер компенсации устанавливается на федеральном уровне и предусматривает 50% компенсацию на оплату квартплаты и 50% от размера взноса на капитальный ремонт. Указанная сумма поступает ветерану один раз в месяц на указанный банковский счет.
Обратите внимание, что на федеральном уровне в России не закреплены льготы на оплату счетов за свет, воду или газ. Однако субсидии подобного плана для ветеранов существуют – их отдельными нормативными актами вводят региональные власти согласно положениям статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», в которой органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по социальной поддержке ветеранов в сфере ЖКХ.
Важно! Не во всех регионах действуют льготы, поэтому первым делом ветеран должен уточнить этот вопрос в Управлении социальной защиты своего населенного пункта.
Самостоятельный расчет размера
Нормативы получения жилищно-коммунальных льгот для ВБД ничем не отличаются от установленных в РФ и для других категорий граждан. Скидка, как правило, соответствует 50%, именно такой размер компенсации утвержден в Москве и многих других населенных пунктах. Скидка отдельно предоставляется на оплату водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и так далее.
Если у гражданина есть приборы учета, то скидка начисляется по фактическим показаниям, если нет – по нормативам потребления, установленным в конкретном регионе.
Проще всего льгота рассчитывается для ветеранов боевых действий, проживающих отдельно. Поскольку только они потребляют коммунальные услуги, то скидка будет распространяться на 100% потребления. Если же, ветеран, например, проживает вместе с супругой и двумя детьми, то суммарное потребление будет разделено на 4, в таком случае 50% льгота будет использована только на ¼ потребления.
Предположим, в квартире проживает ветеран боевых действий с семьей – всего пять человек. За месяц они потребили 250 кВт электроэнергии. В Москве одноставочный тариф соответствует 5,38 рубля.
Семья должна будет заплатить за электроэнергию (250 умножить на 5,38 рубля) – 1345 рублей. С учетом льготы – для ее расчета мы сначала делим суммарное потребление на количество членов семьи (250/5), затем умножаем на тарифную ставку: 50 умножить на 5,38 = 269. А теперь 269 делим на 2 = 134,5 рубля – размер льготы для ветерана боевых действий, таким образом семья заплатит, вместо 1345 рублей, 1206 рублей.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Вместе с тем в соответствии с пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 этого Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Как видим, формулировка сходна с приведенной в п. 3 ст. 217 НК РФ. Неудивительно, что и проблемы практики применения те же самые: если считать компенсацию в виде скидки на оплату коммунальных услуг установленной законодательством РФ, ее можно не облагать страховыми взносами.
Впрочем, в Письме от 11.03.2010 N 526-19 представители Минздравсоцразвития России, настаивая на необходимости начислять страховые взносы на суммы компенсации стоимости бытового топлива нуждающимся работникам, указывают, что под компенсацией понимаются выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ). Напомним: мы уже встречались с подобной аргументацией (скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг связана с личным потреблением, поэтому ее нельзя считать компенсацией, обусловленной исполнением трудовых обязанностей) в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2008 по делу N А40-2956/08-80-10, которым налогоплательщику было запрещено включать суммы выплат в состав расходов, уменьшающих налог на прибыль.
Положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» практически дословно повторяют нормы Федерального закона N 212-ФЗ (см. п. 1 ст. 20.1 и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 соответственно). Следовательно, как организация решит вопрос об исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд, так ей нужно поступить и со взносами на страхование от несчастных случаев.
Добавим, что в период действия гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ арбитры принимали решения по интересующему нас вопросу в пользу налогоплательщиков, считая предоставление скидки на основании отраслевого тарифного соглашения компенсацией, установленной законодательством РФ (Постановления ФАС ВСО от 28.06.2007 N А33-15990/06-Ф02-3475/07, ФАС ДВО от 03.04.2008 N Ф03-А04/08-2/421). Это обстоятельство может стать дополнительным аргументом при принятии налогоплательщиком решения.
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в закон об электроэнергетике, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 174-ФЗ.
Уточняется понятие «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», а также появляются понятия «цифровая информационная модель электроэнергетической системы» и «перспективная расчетная модель электроэнергетической системы»; расширяются функции системного оператора.
При этом Правительство РФ Постановлением от 09.12.2022 № 2274 установило особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Эти особенности будут применяться до конца 2023 года.
В теплоснабжении начнут действоватьобновленные правила заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и правила заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении. Они утверждены Приказом Ростехнадзора от 20.09.2022 № 319.
В отношении водоснабжения и водоотведения обновились правила ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение (Приказ Минстроя России от 29.07.2022 № 623/пр), а также установлены особенности использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения (Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1746).
Тарификация и задачи тарифного регулирования
Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.
К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:
- стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
- привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
- обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
- формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
- снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.