Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли развернуться на перекрестке если поворот налево запрещен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При совершении маневров водитель должен понимать, что любое изменение траектории движения может стать причиной аварийной ситуации, если не поставить в известность о своих намерениях прочих участников движения.
Знаки особых предписаний
Знаки особых предписаний:
-
Знак 5.1. Автомагистраль. Согласно установленному знаку скорость на этой территории не должна превышать 110 км за час. На автомагистрали запрещены следующие действия:
- нельзя передвигаться задним ходом;
- совершать учебную езду;
- передвижение транспорта с возможной скоростью только 40 км за час;
- грузовой транспорт может передвигаться не дальше второй полосы;
- можно заезжать и разворачивать транспорт в технологических зонах, кроме машин служб дорожного хозяйства.
- Знак 5.2. Окончание автомобильной магистрали. Этот знак обозначает окончание магистрали.
- Знак 5.3. Территория для проезда машин. На территории воздействия знака запрещено передвигаться транспорту со скоростью не более 40 км в час. Можно только машинам, автобусам и мотоциклам.
- Знак 5.4 Окончание территории для проезда машин. Согласно знаку заканчивается зона воздействия для автомобилей.
- Знак 5.5. Проезжая часть для передвижения машин в одну сторону. Передвигаться в зоне воздействия знака можно только в одну сторону. Можно передвигаться задним ходом, делать остановки на две стороны, но разворачивать автомобиль запрещено.
- Знак 5.6.Окончание проезжей дороги с односторонним движением. При установке этого знака заканчивается территория одностороннего движения и запрещен здесь разворот.
- Знак 5.7.1.Въезд на проезжую часть с движением в одну сторону. Запрещен поворот в левую сторону.
- Знак 5.7.2 Выезд на проезжую часть с односторонним движением. Запрещен поворот направо.
- Знак 5.8. Реверсивное движение.
- Знак 5.9.Окончание реверсивного движения.
- Знак 5.10.Заезд на дорогу с реверсивным движением.
- Знак 5.11. Территория для проезда со специальной линией для маршрутного передвижения.
- Знак 5.12. Окончание дороги со специальной полосой для маршрутного транспорта
- Знак 5.13.1 Заезд на проезжую часть с линией для маршрутного транспорта. Поворот налево запрещен.
- Знак 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутного транспорта. Поворот направо запрещен.
- Знак 5.14. Линия для маршрутных автомобилей.
- Знак 5.14.1. Окончание полосы для маршрутного транспорта
- Знак 5.15.1. Передвижение по линиям и их направление. Если есть трамвайная линия, то запрещено поворачивать в левую сторону и производить разворот.
- Знак 5.15.2. Направление движения по линиям.
- Знак 5.15.3 Начало линии. Передвигаться только со скоростью, указанной на знаке.
- Знак 5.15.4. Начало линии. Нельзя передвигаться транспорту с весом более 3, 5 тонны
- Знак 5.15.5. Окончание линии для разгона
- Знак 5.15.6. Конец третьей дополнительной полосы.
- Знак 5.15.7. Направление движения по полосам.
- Знак 5.15.8.Количество полос.
- Знак 5.16. Остановка маршрутных такси.
- Знак 5.17. Трамвайная остановка.
- Знак 5.18. Указание стоянки для легковых машин.
- Знак 5. 19.1. Переход для пешеходов. Устанавливается справа от дороги.
- Знак 5.19.2.Пешеходный переход. Знак ставится слева от проезжей части.
- Знак 5.20. Неровность, созданная искусственно.
- Знак 5.21. Населенная местность.
- Знак 5.22. Окончание населенной местности.
- Знак 5. 23.1. Начало населенного пункта, с обозначение названия города.
- Знак 5.23.2.Начало населенного пункта.
- Знак 5.24.1. Конец населенного пункта, с обозначением на знаке названия города.
- Знак 5.24.2. Окончание населенного пункта.
- Знак 5.25. Зона заезда в населенный пункт.
- Знак 5.26.Окончание населенного пункта.
- Знак 5.27. Зона ограничения для стоянки.
- Знак 5.28. Конец с ограничениями стоянки.
- Знак 5.29. Территория регулируемой стоянки.
- Знак 5.30. Окончание зоны стоянки, которая регулировалась.
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
В центре перекрестка часто можно увидеть разделительную полосу, иногда на центральном участке перекрестка даже устанавливают дополнительный светофор. Развернуться через разделительную полосу тоже можно. Важно обратить внимание на пересекаемую проезжую часть, и исходя из того, одностороннее ли там движение или нет, выбрать траекторию разворота.
Если разворот через разделительную полосу предусматривает пересечение встречного потока, то разворот должен быть совершен с большим радиусом и предоставлением права приоритетного проезда встречного потоку и «помехе справа». При этом важно совершить разворот после разделительной полосы, а никак не до нее, иначе автомобиль окажется на встречке. То есть полоса всегда должна быть слева от вас. Это единственная ситуация, когда разворот по малому радиусу запрещен правилами дорожного движения.
Где нельзя разворачиваться
В ПДД указаны все места, где разворачиваться нельзя. Запрещено делать это на зебре, пешеходном переходе, в тоннеле, на мостах, путепроводах, на эстакадах и под ними — во всех местах, где недостаточно видимости для безопасного маневра. Нельзя разворачиваться на остановках общественного транспорта, а также на протяжении 15 метров до и после места остановки. Также разворот через сплошную линию разметки строго запрещен. Совершать маневр нельзя при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.
Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». Запрет заворота также действует при установленных разрешающих знаках, которые требуют двигаться в направлении, не совпадающем с разворотом. Например, знак 4.1.1 или 4.1.2, которые обозначают «Движение прямо» и «Движение направо». Также разворот запрещен в зоне действия знака 4.1.1 «Движение прямо и направо». При этом знак 3.18.2 «Запрет поворота налево» никак не ограничивает возможность совершить в этом месте разворот.
Выполнение манёвра на перекрёстке с трамвайными путями
При наличии попутных трамвайных путей, расположенных на том же уровне, что и автодорога, разворот следует производить с них. При этом автомобиль не должен создавать помех движению трамваев.
Исключением является перекрёсток, у которого установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Он предписывает выполнять манёвр не с трамвайных путей, а с левой крайней полосы проезжей части.
И напоследок совет начинающим водителям от экспертов. Если вам сложно развернуться на оживлённом перекрёстке, попробуйте пойти другим путём. К примеру, совершите три левых поворота и один правый. Вам придётся объехать один квартал, зато вы избежите совершения рискованного манёвра на пересечении дорог с интенсивным движением.
Во время разворота на перекрёстке некоторые водители допускают ошибки, а поэтому в результате неправильного выполнения манёвра могут стать участниками ДТП. Чаще всего они не уступают дорогу встречным автомобилям, хотя дорожная ситуация обязывает их это сделать. Но встречаются и другие нарушения правил:
- На пересечении дорог с разделительной полосой ошибочно разворачиваться по маленькому радиусу. В данной ситуации инспектор ГИБДД вправе вменить водителю выезд на полосу встречного движения. За эту ошибку можно поплатиться водительским удостоверением.
- На некоторых перекрёстках поворот налево можно выполнить не только из крайней левой полосы, но и из соседней. Водители ошибочно полагают, что из этой полосы они могут совершить и разворот. Но траектория их движения во время манёвра пересекается с траекторией движения автомобилей, которые поворачивают налево из крайнего левого ряда. Чтобы не попасть в ДТП, перед тем как развернуть машину, нужно перестроиться в крайний левый ряд.
- Разворачивая машину, водитель должен внимательно следить за траекторией движения транспортных средств, которые идут сзади. Другие участники движения тоже должны сохранять бдительность. Если водитель заметил, что впереди идущий автомобиль заходит на дальнюю траекторию для разворота, нужно позволить ему завершить манёвр и не пытаться по-быстрому проскочить налево, срезая при этом угол. Это может привести к ДТП.
При выходе из разворота на узком перекрёстке недопустимо совершать наезд на:
- бордюрный камень;
- зебру, расположенную в непосредственной близости от пересечения проезжих частей;
- сплошную линию, вплотную подведённую к перекрёстку.
Чтобы не наехать на бордюр, зебру или сплошную линию, нужно, разворачивая машину, держаться строго в границах перекрёстка.
Они касаются перекрестков. При их возникновении вопрос относительно правомерности совершения действий необходимо обсуждать с инспектором ГИБДД (если он остановит ТС с целью оформления протокола об административной ответственности).
Невозможно осуществить разворот без нарушения ПДД на пересечении 2-х двухполосных дорог с небольшой шириной. Чтобы не въехать на тротуар или газон, водителю придется или развернуться из правой полосы, или скорректировать положение ТС, двигаясь задним ходом. В первом случае будет нарушен пункт 8.5 ПДД, во втором — 8.12.
Если же инспектор все же оформил штраф, наказание легко можно будет оспорить.
Как правильно развернуться на перекрёстке на экзамене
Экзамен очень сильно отличается от реальной жизни жесткостью правил, которые нужно соблюдать. Получив права, водители часто не соблюдают абсолютно все правила дорожного движения из-за невнимательности. На экзамене многие ошибки недопустимы, так как они приводят к пересдаче.
Чтобы понять, как развернуться на перекрёстке и не провалить экзамен, нужно запомнить самые важные правила:
- заранее включать поворотники;
- не создавать помеху другим водителям;
- заранее перестраиваться в левую полосу;
- следить за сигналами светофора;
- выполнять требования знаков;
- не нарушать движение по разметке;
- не выезжать на встречную полосу;
- пропускать пешеходов.
Дорожный знак опасность
Дорожный знак опасность запрещает движение по участку дороги всех транспортных средств:
Этот знак устанавливается на участках дорог, где требуется временное прекращение движения в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией. Так что если этот знак и встретится Вам на дороге, то установлен он скорее всего будет на переносной стойке, т.е. речь идет о временном дорожном знаке.
На практике этот знак я встречал лишь однажды, и как бы дико это не звучало, он обозначал яму на проезжей части дороги. Думаю, подобная установка способна любого водителя ввести в замешательство.
Если же Вам встретится знак опасность, то рекомендую объехать обозначенный им участок дороги. Ведь не исключено, что знак установлен на месте настоящей чрезвычайной ситуации.
Поворот налево при наличии трамвайных путей
Если на перекрёстке располагаются трамвайные пути, то поворот налево с трамвайных путей может быть осуществлён по одному из вариантов в зависимости от наличия дорожного знака 5.15.1 или 5.15.2, а также соответствующей дорожной разметки. Но при этом, конечно, основные принципы проезда перекрёстков сохраняются.
Итак, при отсутствии вышеупомянутых знаков особых предписаний, регламентирующих направление движения по полосам, поворот налево должен осуществляться непосредственно с трамвайных путей попутного направления, если, конечно, последние находятся на уровне земли и при этом не создаётся помех трамваю.
В противном случае, если предписывающие знаки установлены перед перекрёстком, то водитель обязан осуществлять движение в строжайшем соответствии с ними, то есть поворот налево должен производиться с крайней левой полосы, но не с трамвайных путей.
Словом, при повороте налево необходимо учитывать самые разные факторы — от разметки и дорожных знаков до типа перекрёстка и наличия на нём трамвайных путей. Всё это создаёт дополнительные сложности начинающим водителям, но именно поэтому вышеперечисленные несложные правила необходимо знать досконально. Только так вы сможете проезжать перекрёстки правильно и безопасно.
Не все автомобилисты ясно представляют для себя — какие же таблички запрещают поворачивать налево. И в соответствии со статистикой автомобильных происшествий, именно поворот влево является одним из самых небезопасных маневров. Для предотвращения аварийной ситуации нужно четко представлять — где, согласно Правилам, поворот разрешен, а где нет.
Наказание за нарушение разворота на дороге
Рассмотрим основные статьи КоАП РФ, по которым могут привлечь за нарушения правил разворота на перекрестке. Вернемся еще раз к этому рисунку:
Перед нами неправильный разворот по длинному радиусу, который привел к пересечению сплошной. Теперь схожая ситуация, но по маленькой траектории при разметке на перекрестке:
В чем существенная разница:
- В первом случае (длинная траектория) пересечение сплошной состоялось перпендикулярно, что не дает возможности квалифицировать правонарушение как выезд на встречную полосу. Значит, будут применены положения ч.2 ст.12.16 КоАП – штраф от одной до полутора тысяч рублей.
- Во втором случае (малый радиус) выезд на «встречку» очевиден, а значит могут быть применены санкции по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, предполагающей штраф в 5000 рублей или лишение прав до полугода.
Есть еще штраф по ч.2 ст.12.14 КоАП за движение задним ходом (в т.ч. на перекрестке). Размер его составляет 500 рублей, а применяется он наиболее часто в случаях, когда маневр разворота не позволил вписаться в пределы перекрестка за один раз, и водитель вынужден сдавать назад.
Почему важно придерживаться знаков?
При совершении маневров водитель должен понимать, что любое изменение траектории движения может стать причиной аварийной ситуации, если не поставить в известность о своих намерениях прочих участников движения.
Все, что обязан знать водитель для обеспечения безопасности при движении по автодорогам, описывается в ПДД. Не зная этих правил, легко попасть в аварию, едва выехав на дорогу. Одной из обязанностей водителя является изучение дорожных знаков. Зная, что они означают и как необходимо действовать при их наличии, удается повысить безопасность собственных действий при движении по дорогам.
Внимание! Важно знать не только о том, что каждый из знаков означает, но и о том, какова зона их действия.
Каждая группа элементов имеет определенную зону, на протяжении которой следует выполнять указания знака. В области, где действует тот или иной знак, водителю необходимо подчиниться требованиям технического элемента, применяемого для организации движения. Без них не особенно понятно, можно ли поворачивать, выполнять развороты и прочие маневры.
Мы акцентируем внимание на следующих моментах. Если автомобилист проехал по обочине дороги, остановился на ней и даже ушел во время разворота, это не будет считаться нарушением, которое интерпретируется как движение по обочине.
Объяснение простое. Обочина необходима для остановки транспорта. Это указано в пункте 12.1 ПДД. И чтобы на этом остановиться, вы должны сначала пойти туда.
При выполнении разворота с использованием обочины за пределами перекрестка может возникнуть другая ситуация. Автомобиль снова въехал на обочину. Не хватает ширины для разворота, поэтому для завершения маневра придется немного отступить и вправо. Здесь важно, чтобы при движении задним ходом светился правый указатель поворота. Не бойтесь переключиться на задний ход. В конкретной ситуации это не будет нарушением. Ведь действие выполняется за пределами перекрестка, а также в том месте, где разрешен поворот. Вспоминая снова пункт 8.12.
Движение по трамвайным путям попутного направления
Для того чтобы понять, когда можно осуществлять разворот на трамвайных путях, в первую очередь необходимо знать можно ли ездить по трамвайным путям.
По правилу 8.5 ПДД существует ряд пунктов, при которых автомобилист имеет право проехать по трамвайным путям:
- они находятся на одном уровне с окружающей их проезжей частью
- они находятся по левую руку от автомобилиста
- движение трамвая должно совпадать с движением водителя
Вышеозначенная возможность появляется, только если все три правила соблюдены и не создается помех для движения транспорта. Из этого можно построить нередко встречающиеся ситуации, при которых выезд на трамвайные пути законодательно воспрещен:
- 1. Трамвайные пути установлены по правую руку от водителя.
Подобная ситуация встречается реже чем левостороннее расположение, однако также имеет место быть в нашей стране.
- 2. Трамвайные пути установлены на газоне, возвышаясь над проезжей частью или «вдавлены» в проезжую часть, тем самым располагаясь ниже автомобильной дороги.
В таком случае рельсы и прилегающая территория воспринимаются в качестве разделительной полосы, по которой проезд заведомо запрещен правилами дорожного движения вне зависимости от наличия на ней путей.
Штраф за нарушение правил разворота
Статья 12.14 КоАП:
1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
11. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Статья 12.16 КоАП:
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом нарушение правил разворота в разных условиях влечет штраф в размере от 500 до 1 500 рублей
Удачи на дорогах!
Как Вы, наверное, знаете, существует множество споров по поводу выбора правильной траектории для поворота или разворота на перекрестке с разделительной полосой. В статье «Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы» я уже затрагивал тему разворота на подобных перекрестках.
Ну а сегодня я хочу рассмотреть ту же самую ситуацию, но несколько с другой позиции, а именно с точки зрения обновленных 20 ноября 2010 года правил дорожного движения и обновленного 21 ноября 2010 года кодекса об административных правонарушениях.
Рекомендуемое решение
Рекомендуемое решение было найдено еще в первой статье серии и заключается оно в том, что необходимо выполнить разворот по большей траектории, т.е. по траектории, обозначенной цифрой 2 на рисунке.
Прежде всего, это связано с тем, что проезд по меньшему радиусу в любом случае является нарушением правил дорожного движения, а именно пункта 8.6:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Безусловно, Вас заинтересует информация о том, что же такое сторона встречного движения. Это понятие дается в пункте 9.1 правил дорожного движения:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Таким образом, сторона проезжей части может существовать на любой проезжей части независимо от того, расположена ли проезжая часть в пределах перекрестка. Т.е. разворот по меньшей траектории в любом случае является нарушением и остается разобраться лишь в том, какое наказание предполагается за это нарушение.
Поэтому несмотря на то, что в некоторых случаях выполнить разворот по траектории 1 оказывается для водителя проще и быстрее, так поступать не следует.
ОСТОРОЖНО! ПОВОРОТ НАЛЕВО И РАЗВОРОТ!
Готовясь к повороту налево, развороту нельзя исключать того случая, что вас кто-то не попытается обогнать в этот момент. Если дорога впереди свободна, то этот случай очень даже возможен. Перед поворотом налево, разворотом убедитесь, что никто не собирается вас обгонять. Не факт, что кто-то обязательно пойдет на обгон, но быть готовым к этому нужно. Особое внимание на мотоциклистов. Автомобиль заметить легче, а вот быстро приближающийся мотоцикл удается заметить не сразу. Поэтому, перед поворотом налево или перед съездом с дороги налево, разворотом, сначала нужно убедиться, что никто в этот момент не обгоняет ваш автомобиль. Т.е. смотреть в зеркала заднего вида, и, если необходимо, то быстро повернуть голову и посмотреть влево назад, как говорится, для контроля. Если же заметили обгоняющего вас участника дорожного движения, то дайте ему завершить обгон, затем, поворачивайте.
Когда предстоит развернуться в разрыве разделительной полосы, имеется в виду, в отведенном для разворота месте (не на перекрестке) то безопасность разворота зависит, скорее, от площади места, отведенного под разворот, от загруженности данного участка дороги и интенсивности движения на нем. Опасность ситуации может быть в следующем.
На дороге с интенсивным движением иногда желающих развернуться может быть много, а длина участка в разрыве разделительной полосы, порой, может позволить свободно разместиться до 2-3-х машин. В этой ситуации, выезжая на дорогу, важно не зацепить стоящего слева, так как тот может попытаться под вашим прикрытием выехать на дорогу чуть раньше перед вашей машиной.