Медицинский осмотр водителей в 2023 году предрейсовый, послерейсовый и другие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медицинский осмотр водителей в 2023 году предрейсовый, послерейсовый и другие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Организация предрейсового медицинского осмотра

Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:

  • Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
  • Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
  • Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.

Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.

Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.

Читайте также:  Фактическое принятие наследства

Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:

  • вопросы по недомоганию, жалобам;
  • осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
  • проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.

Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Когда проводят медицинский осмотр

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Медицинский осмотр водителей позволяет оперативно решить проблемы с контролем состояния здоровья сотрудников фирмы. Если у работника будут выявлены определенные симптомы заболеваний, то его не допустят к управлению автомобилем.

Организацией медосмотров занимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в штате которых присутствуют водители. Мероприятие может проводиться как в начале рабочего дня, так и в конце.

Если говорить о послерейсовом осмотре, то он осуществляется после рабочей смены водителя, который занимается перевозкой пассажиров или опасных грузов. Согласно действующим нормативно-правовым актам, время, затраченное на проведение необходимых процедур, необходимо засчитать сотруднику в отработанные часы.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые наносят вред здоровью человека.

Если нарушить порядок процедуры послерейсового осмотра, то работодатель понесет ответственность. Юридическое лицо или ИП обяжут выплатить штраф, размер которого может превышать 100 тыс. рублей.

Внимание! Результаты послерейсового осмотра отражаются в соответствующем журнале.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Читайте также:  Как восстановить СНИЛС при утере через МФЦ и сколько дней

Результаты медосмотра

Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:

  • допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
  • или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.

Данный Порядок рассчитан на проведение не только медосмотров предсменных либо предрейсовых, но и послесменных, а также послерейсовых. А вот те категории сотрудников, которые были бы обязаны проходить медицинское освидетельствование, не указаны. Поэтому данный Порядок в этом пункте отсылает к федеральным законам, а также есть необходимость просмотреть Трудовой кодекс. Здесь, в первую очередь, говориться, как о статье под номером 213 ТК, так и статье 23 закона № 196-ФЗ от 10.01.1995 года.

Следует уточнить, что требования, которые предъявляет Порядок, должны выполнять и индивидуальные предприниматели, если у них есть транспортное средство и они управляют им самостоятельно. А вот о сотрудниках, пользующимися собственными автомашинами, но для служебных целей, ничего не говориться. Скорее всего, медицинский осмотр проходить им не нужно.

Какая же цель поставлена перед медосмотрами? Здесь главное найти следующие признаки:

  • как на работника влияют вредные факторы;
  • подвержен ли сотрудник состояниям или имеет заболевание, которое могло бы помешать ему выполнять свою работу;
  • алкогольное либо наркотическое и даже токсическое опьянение;
  • остаточное явление после состояния опьянения.

Раньше невозможно было найти упоминания о наркотическом либо токсическом опьянении. Не говорилось и о похмелье, то есть остаточном явлении опьянения.

Главная цель послесменного, а также послерейсового медицинского осмотра – это выявить такие признаки, как:

  • воздействует на сотрудника вредные факторы на производстве;
  • есть ли у него острые профзаболевания либо отравления;
  • опьянения, и не только алкогольное.

Если сравнивать с предсменным либо предрейсовым медосмотром, то послесменное и послерейсовое освидетельствование имеет свою, особую, задачу! А именно, нужно выявить проявилась ли острая форма профзаболевания. Тут и так все понятно – обычно, когда на человека воздействуют вредные факторы, то после смены обостряются болезни.

Пройти предрейсовый осмотр просто обязаны все водители и во время всего время своей работы в данной должности. Это очень важно, так как другие работники, пускай они и управляют транспортным средством во время своей смены, проходить такое медицинское освидетельствование не обязаны. Это касается и водителей, которые работают в экстренном оперативном отделе – им также нет необходимости проходить осмотр.

Что касается послерейсового медосмотра, то его во время всей своей работы обязаны проходить водители, если, конечно, они перевозять пассажиров либо опасные грузы. Здесь следует понимать, что данное требование обязаны выполнять не только работники специализированных парков – автобусных либо троллейбусных, но также и водители, перевозящие только тех людей, которые трудятся на их предприятии.

Проводить процедуру медицинского осмотра могут:

  • медицинские работники, имеющие высшее либо среднее профильное образование;
  • медицинские организации;
  • организации, работающие в сфере медицинской деятельности;
  • медработник, который является штатным сотрудником компании, проводящей медосмотр.
Читайте также:  Обеспечение жильем молодых семей

Вот только следует уточнить, что если в штате компании имеется медицинский работник, то данная организация должна иметь лицензию для проведения этой процедуры. Без лицензии могут обойтись предприятия, которые являются частной системой здравоохранения, и работают в сфере медицинской деятельности на территории «Сколково» – инновационного центра (это оговорено пунктом 46 ч.1 ст.12 закона, принятого 04.05.20011 года под номером 99-ФЗ).

И еще несколько слов о 16-19 пунктах Порядка

В том случае, когда в сотрудника после прохождения медосмотра и по его результатам не обнаружено никаких противопоказаний, тогда медик обязан поставить штамп на путевом листе, в котором говориться о том, что данный работник «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Если сравнивать с надписью, которая ставилась раньше, то она была короче, а именно «допущен к рейсу». Теперь медицинскому сотруднику нужно заверить такой штамп собственной подписью.

Когда работник возвращается после рейса и у него вновь ничего не выявлено, тогда ставиться на путевой лист штамп со следующей надписью: «прошел послерейсовый медицинский осмотр», и вновь-таки она заверяется подписью медика. Раньше данная процедура не регулировалась.

Все результаты проведенных медосмотров необходимо доводить до сведения начальства, впрочем, как и раньше. А вот способ, передающий такую информацию, законодательно не установлен.

В том случае, когда у сотрудника компании, выявляются любые симптомы болезни, тогда он получает справку, с которой ему нужно появиться в медицинском центре. Выданные справки учитывать могут только медицинские учреждения.

Порядок проведения медосмотра

Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:

  • проверяет, как зрачки реагируют на свет;
  • оценивает походку;
  • производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
  • измеряет частоту пульса и давление;
  • отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
  • наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.

Кому необходим предрейсовый и послерейсовый медосмотр

В соответствии с Приказом РФ №196 предрейсовый медицинский осмотр проводится в отношении водителей, если их работа связана с перемещением сложных, ядовитых, взрывоопасных, токсичных грузов, а также для работающих на общественном транспорте:

  • шоферов личных транспортных средств и арендованных авто;
  • водителей городских и междугородних рейсовых автобусов;
  • дальнобойщиков, управляющих грузовыми машинами с опасным содержимым;
  • индивидуальных предпринимателей при личном управлении автотранспортом.

Исключение представляют водители экстренных служб:

  • пожарной части;
  • полиции;
  • медицинских работников скорой помощи;
  • МЧС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *