Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в автобусе пригородного сообщения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
1. Провозить в автобусе огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи, длина, ширина и высота которых в сумме превышает сто восемьдесят сантиметров, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж), велосипеды (кроме детских).
2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сидения, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
3. Размещать ручную кладь (багаж) на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа и выхода транспортного средства.
Требования к водителю автобуса
Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.
Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:
- не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
- осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
- проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
- учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
- глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
- соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
- следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
- проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
- соблюдать ПДД;
- осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.
Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.
Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:
- имеется достаточно места;
- предусмотрены поручни;
- протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.
В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
4.1. Работниками органов внутренних дел – если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются.
4.2. Медицинскими работниками – в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно.
4.3. Работниками перевозчика, на которых в установленных порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), — если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда безбилетный гражданин удаляется из поезда перевозчиком на ближайшей станции или остановочном пункте.
4.4. В иных случаях установленных законодательством Российской Федерации.
5.1. Безбилетный проезд, распитие спиртных, слабоалкогольных напитков, пива, курение в вагонах и тамбурах в пригородном поезде влечет наложение административного штрафа в соответствии с административным кодексом РФ.
5 .2. За самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном налагается штраф. Если эти действия повлекли несчастные случаи с людьми, крушение, повреждение подвижного состава или иные тяжелые последствия, а так же нарушение нормального движения поездов, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
5.3. Лица, виновные в не соблюдении на железнодорожном транспорте правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, а также правил пожарной безопасности, санитарных правил могут быть привлечены к административной ответственности, если по действующему законодательству указанные нарушения не влекут к уголовной ответственности.
5.4. При обнаружении в пригородном поезде, электропоезде посторонних вещей, пассажир должен сообщить об этом машинисту по переговорному устройству «СВЯЗЬ С МАШИНИСТОМ».
Cт.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на пассажирских платформах, в вагонах и в тамбурах пригородных поездов категорически запрещено. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007. № 116 — ФЗ)
Ст. 20.20. КоАП РФ «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах».
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.
Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта.
Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Правила перевозки пассажиров в автобусах пригородного сообщения
Правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах «Группы Автолайн»
(в городском и пригородном сообщении)
(для маршрутов по нерегулируемым тарифам)
Настоящие правила разработаны и действуют для предприятий городского пассажирского транспорта общего пользования, являющихся дочерними ОАО «Группа Автолайн»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Открытое акционерное общество «Группа Автолайн» и его дочерние предприятия на основании Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 12 марта 1998 года №260-РП являются коммерческими предприятиями, входящими в систему городского общественного транспорта общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются автобусами (микроавтобусами) по согласованным в установленном порядке маршрутам. Предприятия группы «Автолайн» действуют на основании распоряжений Правительства города Москвы и Администрации Московской области, имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами (микроавтобусами).
1.2. Плата за проезд в маршрутных автобусах (микроавтобусах) взимается в соответствии с тарифами, установленными и утвержденными в установленном порядке.
1.3. Ответственность перевозчика перед пассажирами за причиненный вред их жизни, здоровью или имуществу застрахована в соответствии с действующим законодательством. .
1.4. Перевозки пассажиров маршрутными автобусами осуществляются на основании контрольных билетов (бланков строгой отчетности), получаемых непосредственно в автобусе при оплате проезда.
2. ПАССАЖИР ОБЯЗАН
2.1. Производить посадку и высадку на существующих остановочных (конечных и промежуточных) пунктах после полной остановки подвижного состава.
2.2. Заняв место в салоне, оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требования водителя, и получить соответствующие контрольные билеты у водителя. Контрольный билет является подтверждением заключения договора перевозки, должен быть сохранен до конца поездки и предъявляться по требованию водителя и билетного контролера. Контрольный билет действителен только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.
2.3. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их водителю.
2.4. Заблаговременно предупредить водителя о необходимой остановке.
3. ПАССАЖИРЫ ВПРАВЕ
3.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет, не занимающего отдельное место.
3.2. Провозить бесплатно ручную кладь, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой не превышает 120 см, не занимающую отдельное место.
3.3. За отдельную плату провозить дополнительно не более 2-х мест ручной клади на одного пассажира, суммарный размер по длине, ширине и высоте которой превышает 120 см, но не более 180 см.
3.4. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут воспользоваться бесплатным проездом (*** см. примечание) при предъявлении соответствующих документов о праве на льготу, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении одного из следующих условий перевозки:
- в салоне автобуса малой вместимости – не более 1 (одного) пассажира льготных категорий за время поездки;
- в салоне автобуса средней вместимости – не более 2 (двух) пассажиров льготных категорий за время поездки;
- в салоне автобуса большой вместимости – не более 4 (четырех) пассажиров льготных категорий за время поездки.
Правила перевозки пассажиров на маршрутных автобусах и таксомоторах
Движение маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов организуется по расписаниям. При этом расписание движения на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждается по согласованию с соответствующими органами местного управления. На междугородных и внутриобластных маршрутах расписание утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение договора на перевозку на маршрутных транспортных средствах
подтверждается выдачей пассажиру проездного документа билета. Пассажир несет ответственность за проезд без билета или с недействительным билетом, за что на пассажира может быть наложен штраф. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного проезда на автотранспорте. В этом случае пассажир должен иметь документ, подтверждающий право на льготный проезд. Уровень тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа определяется органами местного самоуправления, а также органами исполнительной власти. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на автоперевозки должно осуществляться через средства массовой информации не позднее 15 сут. до ввода новых тарифов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Требования к автобусу
Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:
- пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220;
- согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии;
- на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения;
- на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения;
- согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см;
- согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.
Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:
- полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика;
- фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством;
- название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки;
- в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров;
- стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа;
- таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности;
- указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов;
- в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.
Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.
Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Согласно пункту 42 Правил, проезд пассажиров осуществляется на основании приобретенных билетов. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, которые указаны в Приложении № 1 к Правилам.
Реализуемые в кассах билеты могут быть как именными, так и неименными. Именные применяются в тех случаях, когда требуется передача данных о пассажирах в АИС персональных данных (пункт 47 Правил).
Именные билеты продают пассажирам на основании документа, с помощью которого можно идентифицировать его личность.
Пункты по продаже билетов на автобусы зависят от вида сообщения:
Вид сообщения | Где можно купить билет |
Городское или пригородное | У кондуктора, водителя автобуса, в кассе автовокзала, автостанции, в специализированной точке продажи билетов |
Междугороднее | В кассе междугороднего автовокзала |
В определенных случаях пассажиру может быть отказано в продаже билета.
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Правила перевозки пассажиров в туристических автобусах
Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.
ПДД РФ, 22. Перевозка людей
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «C» или подкатегории «C1» в течение 3 и более лет.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
(п. 22.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
(п. 22.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1176)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
22.8. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.
(см. текст в предыдущей редакции)
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.