Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит утилизационный сбор на спецтехнику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стремясь обеспечить плательщикам утилизационного сбора максимально комфортные условия для внесения платежа, ФНС России разместила на своем сайте специальную страницу, на которой можно самостоятельно разобраться во всех аспектах начисления данного платежа, процедуре его уплаты, определить размер сбора. На этой же странице дан полный перечень документов, которые требуется предоставить.
Перечень необходимых документов
Утилизационный сбор, вносимый за новую спецтехнику, изготовленную в России, платит производитель. Отметка об этом обязательно проставляется в ПТС на каждое изделие.
Не позднее, чем через три рабочих дня после внесения оплаты, плательщик обязан представить в ФНС произведенный расчет величины сбора с приложением:
- бланка техпаспорта на каждое изделие;
- дубликата сертификационного документа, подтверждающего отсутствие необходимости проведения обязательной оценки ее соответствия;
- дубликатов паспортов на технику, за которую сбор уже внесен, после чего ее переделали таким образом, что настала необходимость оформления нового техпаспорта;
- копии (дубликата) квитанции, подтверждающей оплату сбора.
В случае оплаты утилизационного сбора в ФТС платеж должен быть проведен в сроки, установленные для процедуры растаможивания. При этом потребуется предоставить:
- форму расчета величины вносимого сбора;
- ПТС на технику, за которую осуществляется платеж;
- копии документов, подтверждающих, что параметры спецтехники идентичны указанным в формуле;
- договор на покупку;
- документы, подтверждающие внесение оплаты.
Куда уплачивать сбор при ввозе авто из-за границы?
Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:
- Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
- ПТС на машину, по которой производятся платежи.
- Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
- Договор купли-продажи на ТС.
- Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
- Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.
ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора на спецтехнику
Закон не регламентирует наказания по срокам оплаты, а регулирует право на управление автотранспортом, которое зависит от постановки машины на учет в Гостехнадзор. При ввозе импортной техники оплату производят на таможне, а ФТС ставит отметку в ПСМ. Реквизиты получателя ФНС России по оплате утилизации можно узнать на площадках онлайн ресурса ФНС и ФТС. По общей принятой форме можно самостоятельно высчитать стоимость утилизационного сбора на спецтехнику и отправить платеж в общий бюджетный фонд. Исключить затруднения и осуществить платежную операцию доступно каждому через портал Госуслуги.
Причина платежа УС:
- ТС приобретается у собственника-льготника;
- В ПСМ отсутствуют отметки об уплате налога при наличии такой обязанности;
- ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ.
Перечисления от физического лица принимают в отделениях российских банков, где можно взять бланк платежного документа с необходимыми реквизитами. Юридические лица делают перевод со своего расчетного счета.
Вопрос №1. Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?
Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.
Вопрос №2. Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?
Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.
Вопрос №3. Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?
Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.
Вопрос №4. Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?
Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.
Вопрос №5. К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?
Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.
Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.
Кто не должен платить
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:
- автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
- транспортные средства участников программ переселения в Россию,
- автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
- легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Утилизационный сбор в странах СНГ
УС оплачивают и во многих странах пост-советского пространства. Рассмотрим несколько основных примеров:
- В Белоруссии УС начисляется практически по тем же самым правилам, что в России. Совпадает не только порядок уплаты, но и общий размер сбора (с учетом перерасчета на национальную валюту).
- В Казахстане УС привязан к так называемому МРП (специальный показатель, который используется для подсчета налогов и пособий). Размер сбора зависит от типа авто и мощности его двигателя. Например, для легковых автомобилей с небольшим двигателем действует сбор в размере 397 650 тенге (порядка 69 тысяч рублей).
- На Украине утилизационный налог существует с 2013 года, однако уже в следующем году он был отменен для всех категорий лиц (как для производителей, так и для частных лиц-покупателей).
Каковы ставки оплаты и формула расчета?
Базовая ставка 20 тысяч рублей распространяется на:
- Колесные авто, выпущенные в обращение на территории РФ;
- Категорию М1, в том числе категорию G;
- Специализированные авто указанной категории.
Ставка 150 тысяч рублей для колесных ТС, и шасси колесных средств M1, M2, M3, N1, N2, N3 и прицепов к ним.
172 500 рублей распространяется на самоходные авто и прицепы.
Коэффициент рассчитывается исходя из:
- Возраста авто;
- Категории;
- Объема двигателя
- Технически допустимой массы.
Куда платить УС и кто является получателем сбора
От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:
Получатель | Причина уплаты сбора |
ФНС России | ТС приобретается у собственника-льготника |
ФНС России | В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности |
ФТС России | ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ |
Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.
Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.
На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.
Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика. Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:
- 17, если машина новая; и
- 26, если она старше трех лет.
Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей. Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.
Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92. Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.
Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства. Это дополнительный платеж.
Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.
В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.
В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.
«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.
Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.
«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.
Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.
Для получения паспорта транспортных средств и самоходных машин необходима отметка об уплате утилизационного сбора
С 10 февраля 2016 г. в России запрещена выдача паспорта самоходных машин без отметки об уплате утилизационного сбора.
Утилизационный сбор в Российской Федерации введен с 1 сентября 2012 года для транспортных средств: за каждое колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину и прицепы к ним в соответствии со ст.24.1 Закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный сбор является обязательным взносом, взимаемым с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий обеспечивающих их безвозмездную утилизацию.
- В отношении ввозимых в РФ транспортных средств утилизационный сбор взимает Федеральная таможенная служба, в отношении изготавливаемых на территории РФ и приобретенных на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор — Федеральная налоговая служба.
- Как правило, при приобретении автомобиля в России покупателю не требуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно, так как его оплачивают либо импортеры иностранных автомобилей, либо их российские автопроизводители.
- Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых, прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния.
Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г., но паспорт транспортного средства (ПТС) на которые выданы до 1 сентября 2012 г, а также на самоходные машины ввезенные, либо приобретенные после 10 февраля 2016 г., но паспорта самоходных машин (ПСМ) на которые были выданы до 10 февраля 2016 года.
Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ обычно исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.
Но возникают ситуации, когда требуется заплатить этот сбор самостоятельно:
- при приобретении транспортного средства в иностранном государстве, либо государстве — члене ЕАЭС и ввозе его на территорию РФ;
- при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
- при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого.
В вышеуказанных случаях органы ГИБДД откажут в регистрации транспортного средства, так как в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не было сделано.
В связи с этим при покупке автомобиля, самоходной машины или прицепа к ним рекомендуем обращать внимание на графу «Особые отметки» в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г., либо ПСМ выданному после 10 февраля 2016 г.
: а) в графе должна быть отметка «Утилизационный сбор уплачен, ТПО №….», либо «Утилизационный сбор не уплачивается, абзац 2,3,4 п. 6 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ».
Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки, так как:
- с 1 сентября 2012 г. запрещена выдача ПТС без отметки об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты);
- с 10 февраля 2016 г. запрещена выдача ПСМ без отметки об уплате утилизационного сбора;
б) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то необходимо самостоятельно рассчитать и заплатить этот сбор.
Уплатить утилизационный сбор, взимаемый Федеральной таможенной службой, можно с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы). После уплаты сбора необходимо представить в таможенный орган необходимые документы, в том числе заполненный и подписанный расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате сбора.
После завершения таможенного декларирования, либо не позднее следующего дня после подачи заявления на транспортное средство либо самоходную машину, прицепа к ним, являющихся товарами ЕАЭС, таможенный орган выдаст ПТС или ПСМ с отметкой «утилизационный сбор уплачен» и таможенный приходный ордер.
Минпромторг разъяснил порядок повышения утильсбора на сельхозтехнику
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2019 года.
Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:
- При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
- При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
- При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.
Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
- ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
- Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
- Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
- В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.
С 2021 года в России снова вырастет утильсбор на автомобили
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
- ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
- Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
- Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
- В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.
Владельцы или покупатели транспорта, который не поименован в постановлениях № 81 и № 1291, освобождаются от уплаты сбора.
На основании п. 8, абз. 3 постановления РФ № 1291 при оформлении электронного паспорта на такие виды транспорта необходимо проставить в нем отметку о том, что сбор платить не нужно.
Кроме этого есть и другие исключения (статья 24.1, пункт 6 закона № 89-ФЗ):
- личный транспорт беженцев, вынужденных переселенцев либо участников государственной программы по переселению в добровольном порядке въезжающих в РФ;
- транспорт старше 30 лет, не используемых для коммерческих целей и имеющий оригинальные кузова или двигатели (либо отреставрированные);
- транспортные средства моложе 3 лет, ввезенные в ОЭС Калининградской области;
- владельцем транспортного средства является дипломатическое представительство, консульство либо сотрудник (и члены его семьи) этих организаций.
Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,
где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.
- 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
- 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
- 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.
Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.
Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.
Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2021 году
Категория транспортного средства | Расчетный коэффициент | |
Новое ТС | ТС старше 3 лет | |
Легковые автомобили массой до 3,5 т | ||
С электродвигателем | 1,42 | 5,3 |
С ОД не более 1000 куб.см | 1,42 | 5,3 |
С ОД 1000-2000 куб.см | 2,21 | 8,26 |
С ОД 2000-3000 куб.см | 4,22 | 16,12 |
С ОД 3000-3500 куб.см | 5,73 | 28,5 |
С ОД свыше 3500 куб.см | 9,08 | 35,01 |
Ввозимые, купленные физлицами | 0,17 | 0,26 |
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой | ||
Не более 2,5 т | 0,83 | 0,88 |
2,5-3,5 т | 1,32 | 2,06 |
3,5-5 т | 1,65 | 2,64 |
5-8 т | 1,82 | 4,56 |
8-12 т | 2,21 | 6,91 |
12-20 т | 2,43 | 10.06 |
20-50 т | 4,79 | 11,8 |
Автобусы массой | ||
Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см) | 2,64 | 4,4 |
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см) | 3,3 | 5,2 |
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем) | 0,99 | 1 |
С ОД 2500-5000 куб. см | 1,98 | 3 |
Еще сбор? Но уже же есть налоги, пошлины и многое другое!
Есть. Но на этот раз правительство решило позаботиться об экологии, а также создать стимул для замены устаревшей техники. Для последнего разработана шкала сборов, но об этом ниже. Ах да, сборы, конечно же, работают еще и на импортозамещение, хотя как – специалисты затрудняются сказать (есть предположения, что за счет снижения импорта подержанной техники). Поэтому мы просто процитируем правительство, которое пишет в законе: «Принятые решения будут способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведённых в России».