Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства. Способы защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.
Понятие охраны и защиты прав предпринимателей
Для того чтобы лучше разобраться в вопросе, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что термины «защита права» и «охрана права» — не одно и то же.
Охрана права — более широкое понятие, которое предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение интересов охраняемого субъекта.
Правовая охрана — это совокупность гарантий со стороны государства, которые связаны с ограничениями или запретами на совершение определенных действий против субъекта охраны на основе
Предметом защиты в данном случае (в сфере предпринимательства) выступают оспариваемые или нарушенные права и интересы предпринимателей.
Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных в нормативном порядке механизмов, которые призваны признавать и восстанавливать нарушенные права (интересы) предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных способов защиты на законодательном уровне.
Нарушители законных прав и интересов предпринимателей привлекаются к юридической ответственности. По отношению к нарушителям применяются механизмы по исполнению этих мер (по практической реализации).
Формы защиты прав предпринимателей
Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.
Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.
К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:
- нотариальная защита;
- досудебное урегулирование споров;
- третейское разбирательство.
Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:
- судов общей юрисдикции;
- арбитражных судов;
- Конституционного Суда РФ.
Особенности работы арбитражного суда в рассмотрении споров экономической направленности
Для арбитражного суда свойственно выступать в качестве государственного органа, который специально создан для того, чтобы рассматривать и разрешать экономические споры между рядом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На основании общего правила, для арбитражного суда важно рассматривать ряд экономических споров, в ситуациях, если они обусловлены отношениями между:
- рядом компаний и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- рядом компаний и юридических лиц и государственных или иных органов;
- рядом индивидуальных предпринимателей и государственных или иных органов.
Основываясь на сути закона, отношения, которые вытекают из экономической деятельности, состоят не только из собственно предпринимательских, но и иных, связанных с данной деятельностью отношениями, в том числе появляющимися:
- во время создания, реорганизации и закрытия компании;
- во время производства рядом органов государственной власти и управления своих полномочий относительно руководства предпринимательской деятельностью, контрольных и ряда других функций;
- во время причинения вреда природным или иным объектом;
- во время злоупотребления рядом предпринимательских прав и неисполнения своих обязанностей.
Суть досудебного порядка урегулирования экономических споров
В ситуациях, когда федеральный закон или договор устанавливает досудебный порядок урегулирования определенных категорий споров, для спора допустимо быть переданным на рассмотрение арбитражному суду только после того, как соблюден данный порядок. Речь об этом идет в ч.5 ст.4 ЛПК.
В Гражданском кодексе есть положения, на основании которых требования относительно изменения или расторжения договора допустимо направить в суд только после того, как получен отказ иной стороны на внесудебное разрешение проблемы или не получен ответ в срок, который установлен. Речь об этом идет в п.2 ст.452 ГК.
Ряд федеральных законов, таких как «О связи» или «О почтовой связи» содержат информацию относительно обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.
Для досудебного порядка такого типа свойственно иметь обязательный характер для истца исключительно в случае, если это предусмотрено федеральными законами или договорами. В ситуациях, когда это не предусмотрено в ряде положений или иных подзаконных актах, то его соблюдение не является обязательным.
Помимо этого, в ситуациях, когда досудебный порядок указывается в договорах, то для него важно быть четко регламентированным. Важно учитывать, что для законодателя характерно делать исключения из общего правила относительно применения досудебного порядка урегулирования споров. Третьи лица, которые заявляют ряд самостоятельных требований о предмете спора, не подлежат исполнению обязанности соблюдения этого порядка даже в ситуациях, когда это предусматривается федеральными законами или договорами для этого типа споров. Речь об этом идет в ст.50 АПК.
В ситуациях, когда данный вид порядка не подлежит соблюдению, иск оставят без рассмотрения. В качестве доказательства следования истца данном порядку выступает копия претензии и документация, которая подтверждает ее направление ответчику.
Важно упомянуть о новом подходе законодателя к теме относительно досудебного порядка урегулирования споров. Он независим от наличия вероятности его соблюдения. Не принимая во внимание это, не следование досудебному порядку – основание для того, чтобы оставить иск без рассмотрения.
С практической стороны особый интерес представляет процедура взыскания средств, которые признаны должником, в ситуациях, когда претензионный порядок предусмотрен договором. Суть заключается в том, что на основании законодательства для кредитора недопустимо списывать сумму, которая признана должником по претензии. Но в ситуациях, когда в договоре и в ответе на претензию нет условия относительно бесспорного списания суммы, а должник уже осуществил ее перечисление, для кредитора допустимо направить обращение в арбитражный суд с иском относительно взыскания задолженности, хоть претензия и была признана.
Понятие способов защиты прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных правил и мер, которые существуют для восстановления прав, признания нарушений или оспаривания любых правовых вопросах в области предпринимательства.
Под защитой прав необходимо понимать гарантии от государства, которые связаны с действующим законодательством, запретом на определенные действия. Существует и система предупреждений и профилактика нарушений.
Способы защиты прав — это правила, прописанные в законодательстве и меры, которые носят принудительный характер. С их помощью можно оспорить, восстановить или признать нарушенные права и принять должные санкции против нарушителей.
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.
Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.
Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.
Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
По своей природе пресекательными являются действия по:
неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.
К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
Восстановительными способами являются:
- признание права;
- признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
- присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.
К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
К штрафным способам защиты можно отнести действия по:
- взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
- обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
- конфискации и т. д.
Процессуальные способы защиты – способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:
- право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров;
- право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т. д.
Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
По мнению К.К. Лебедева, положения ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред.
Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:
- нотариальную защиту;
- третейское разбирательство;
- досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
Третейское разбирательство
Третейский суд — специальный негосударственный орган по разрешению споров. Для того чтобы конфликт между участниками разрешался с помощью третейского разбирательства, необходимо соответствующее соглашение о передаче его рассмотрения в третейский суд. При этом не требуется обязательное подписание отдельного документа.
О наличии соглашения свидетельствует и условие обычного договора, содержащее указание на подведомственность определенному третейскому суду. Третейский орган создается самостоятельно сторонами либо они обращаются в постояннодействующий (например, при торгово-промышленных палатах).
Преимуществом третейских судов как способа защиты прав предпринимателей является оперативность принятия решений по сравнению с государственными органами, возможность проведения заседания в удобном для сторон месте, отсутствие бюрократических проволочек, вероятность взыскания расходов в полном объеме (что в государственных судах редко удается).
Решение исполняется добровольно, в противном случае взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд, подав заявление о выдаче документов в целях его принудительного исполнения.
В таком порядке предприниматель вправе защищать права не во всех случаях. Обжалование актов органов контроля и надзора производится исключительно в государственном суде.
Защита прав предпринимателей
Несмoтря на тo, чтo предпринимательствo имеет бoлее зрелый вoзраст, чем самo Рoссийскoе гoсударствo, oнo, как вид деятельности и бизнеса, зарoдилoсь в России сoвершенно недавнo.
В СССР, как многие из нас помнят, предпринимательской деятельности не было – она была запрещенной и осудительной. С падением «железного занавеса» в стране разрушились старые жизненные стереотипы. У народа появилось желание к улучшению жизни. Одной из основ и надежд для общества тех лет стала предпринимательская деятельность.
Законом от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» предпринимательская деятельность была введена в рамки закона. [6].
Закон «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. подвел правовую основу для легализации трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.[7].
Закон от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» стал следующим законодательным актом. Этим законом гражданам СССР представилась возможность вести индивидуальную предпринимательскую деятельность, создавать организации, нанимать работников. [8].
07 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». Этот Закон разрешал предпринимательство, образование предприятия от имени физического лица, наемный труд.
В современной России право заниматься предпринимательской деятельностью закреплено в ст. 34 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) [1].
С установлением демократического строя, рыночных отношений в экономике, т.е. собственно появлением предпринимателей, возникла и необходимость защиты их прав и интересов.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К.
Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения [10].
Каковы же формы защиты прав предпринимателей?
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав.
Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются следующие государственные органы: Конституционный Суд Российской Федерации, Арбитражный суд, суды общей юрисдикции.
Конституционный Суд Российской Федерации значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется, прежде всего, тем, что, во – первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» (ч. 4 ст.
125 Конституции РФ) [1] конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во – вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов.
В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.
Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации) [4] (далее – АПК РФ). По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
-
между организациями – юридическими лицами и гражданами – предпринимателями;
-
между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
-
между гражданами – предпринимателями и государственными или иными органами.
Суды общей юрисдикции.По общему правилу споры между гражданами – предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №№ 6,8) [5].
Что же касается дел связанных с предпринимательской деятельностью, в судах общей юрисдикции рассматриваются в частности:
- споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации) [3] (далее – ГПК РФ);
- заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ) [3].
В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ) [4].
При выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд – арбитражный или общей юрисдикции.
Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон.
В данном случае речь идет о пророгационном соглашении,то есть взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ) [3]. По юридической природе пророгационные соглашения (т. е.
соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей относятся: нотариальная защита, третейское разбирательство, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Рассмотрим более конкретно каждую из этих форм.
Нотариальная защита, как одна из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей, имеет следующие особенности реализации:
- предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
- не используются принципы публичности, состязательности;
- нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
- юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств.
Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.
Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
- включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
- заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ) [4].
Так согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ) [2].
Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором.
Часть 2 ст. 13 АПК РФ
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
По сути, в данном случае речь идет о выборе нормы права для применения в конкретном деле, что производится судебными органами, исходя из общеправовых принципов разрешения коллизий в праве, о которых уже говорилось.
От признания нормативных актов недействующими указанный способ защиты отличается тем, что, во-первых, требование о неприменении нормативного акта не является предметом спора и соответственно его удовлетворение или отказ в удовлетворении фиксируется в мотивировочной, а не в резолютивной части решения суда, во-вторых, неприменение судом нормативного акта не означает, что этот акт больше применению не подлежит.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации или об уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Дела, предусмотренные ст. 33, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Однако, исходя из актов судебно-арбитражной практики, необходимо учитывать, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года N 11).
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами, По моему мнению, такой подход Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ напрямую противоречит ч. 2 ст. 33 АПК РФ.
Данную категорию дел необходимо отличать от дел, связанных с обжалованием отказа либо уклонения от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также от государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Эти дела относятся к делам об обжаловании актов ненормативного характера государственных органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
См., например: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 года N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как регулируется защита прав предпринимателей и юридических лиц?
Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.
Относят к ним следующее:
- Уведомительный порядок.
То есть о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо извещать. Такой процесс позволит соблюсти и обеспечить права субъектов бизнеса еще на начальном этапе работы.
- Презумпция добросовестности.
Речь идет о предположении честности и законности действий юридических лиц и предпринимателей.
- Открытость и доступность нормативной базы для осуществления деятельности субъектов предпринимательства.
Законы предусматривают требования, предъявляемые к субъектам бизнеса, чтобы те могли их соблюдать и самостоятельно обеспечивать свою защиту в случае проверок, а также ограничения для органов власти, осуществляющих надзорные мероприятия.
- Проведение надзорных мероприятий только в рамках установленных законом полномочий.
Любое злоупотребление со стороны должностных лиц потребует юридической защиты прав предпринимателей, в том числе в судебном порядке. Ни один представитель бизнеса не должен страдать из-за действий госорганов, реализующих полномочия за пределами своей компетенции.
- Проведение проверок по конкретному вопросу только одним уполномоченным органом.
Защита прав предпринимателей предполагает надзорные действия в рамках определенного предмета со стороны только государственного или муниципального органа. Одни и те же проверочные мероприятия не могут исходить сразу от нескольких субъектов власти.
- Недопустимость требования от субъектов предпринимательства получения разрешений для осуществления деятельности.
Только действующее законодательство может предусматривать конкретный перечень работ, предполагающий наличие лицензий и иных разрешительных документов. Если НПА подобное не предусмотрено, органы власти не могу требовать это.
- Ответственность органов государственной власти, осуществляющих проверочные мероприятия в отношении предпринимателей.
Обеспечение контроля над деятельностью уполномоченных субъектов рассматривается так же, как защита прав предпринимателей и юридических лиц. Это гарантирует устранение фактов самоуправства и злоупотребления со стороны органов власти, что особенно важно при проведении проверок.
- Безвозмездный характер осуществления проверок.
Предприниматели должны помнить, что никакие надзорные мероприятия не предусматривают оплаты. Все осуществляется в рамках закона, согласно определенным планам проверок.
Финансирование всех мероприятия проводится из средств бюджета. Какого бы рода не была проверка, юридическое лицо или ИП не имеют отношения к ее материальному обеспечению. Требования о передаче денег можно расценивать, как вымогательство взятки.
- Разграничение полномочий органов власти.
Надзорные действия выполняются конкретными субъектами власти, имеющими определенную компетенцию. Это могут быть государственные и муниципальные органы, должностные лица регионов. Субъект проверки определяется согласно ее предмету и опирается только на положения федерального и регионального законодательства.
Таким образом, защита прав предпринимателей при осуществлении контроля полностью регулируется законом. Несмотря на обширные полномочия, органы власти ограничены в своих возможностях и также могут подвергаться ответственности при нарушении установленных правил.
Понятия, способы и формы защиты прав предпринимателей
Итак, в зависимости от конкретного правонарушения, индивидуальный предприниматель может выбрать несколько стратегий поведения:
- Обратиться в суд соответствующей инстанции с иском или жалобой на лицо, нарушающее его права.
- Урегулировать вопрос в досудебной форме. В этом случае предпринимаются попытки прийти к консенсусу между конфликтующими сторонами без привлечения судебных органов. Это может быть мировое соглашение, возмещение убытков по договорённости сторон и т.д.
- Попытка самостоятельной защиты от неправомерных действий ответчика. Эта возможность законна и прописана в 14 статье Гражданского кодекса РФ. Но она имеет множество ограничений, касающихся методов самообороны. Сказано, что действия, направленные на отстаивание своих интересов, должны быть полностью соразмерными правонарушению. В противном случае, подобные мероприятия будут отнесены к незаконным и повлекут за собой ответственность самого предпринимателя.
Однако, как показывает практика, наиболее распространёнными являются судебные формы защиты прав предпринимателей. О них и пойдёт речь далее.
Законное урегулирование проверок
В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:
- Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.
Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).
- Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
- поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
- поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
- невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
- нарушение прав потребителей;
- нарушение требований к маркировке товаров;
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:
- отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
- осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
- предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
- проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.
По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:
- обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
- презумпцию добросовестности:
- возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
- возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
- запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
- возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
- возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
- финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
- запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в том случае, когда право предпринимателя может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Способ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, направлен на ликвидацию последствий правонарушения и применим лишь тогда, когда восстановление права возможно в натуре. Примерами применения данного способа защиты могут быть истребование вещи из чужого незаконного владения по виндикационному иску (ст. 301 ГК РФ), принуждение лица, осуществившего самовольную постройку на чужом земельном участке, к ее сносу.
Судебные формы защиты прав предпринимателей
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.
1. Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.
Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.
Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел:
- по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
- споры о соотношении компетенции между органами государственной власти различных уровней;
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.
2.Арбитражные суды. Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).
По общему правилу арбитражный суд
а) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
б) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе;
- при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
- при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
- при причинении вреда природным и иным объектам;
- при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.
Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
3. Суды общей юрисдикции. По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью в перечисленных ниже случаях.
1. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.