Авторская позиция по проблеме дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторская позиция по проблеме дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Дисциплинарная ответственность занимает важное место в деле укрепления законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. К этому виду юридической ответственности, при наличии соответствующих оснований, наиболее часто привлекаются сотрудники органов внутренних дел. Необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения к соответствующему виду юридической ответственности является совершение сотрудником дисциплинарного проступка, а в случаях, предусмотренных законом, и административного правонарушения.

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации

Дисциплинарное производство представляет регулируемую правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленную на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности [1] .

Задачами дисциплинарного производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о дисциплинарном проступке, разрешение его в соответствии с законом и справедливостью, применение соразмерного дисциплинарного взыскания и обеспечение его исполнения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о службе в ОВД и Дисциплинарным уставом ОВД. В основе производства находятся базовые положения и руководящие идеи, обычно именуемые в праве как принципы и правила.

К общим принципам дисциплинарного производства в органах внутренних дел относятся принципы юридической ответственности, т. е. принципы, присущие для любого вида юрисдикционной деятельности, которых следует придерживаться при возложении юридической ответственности. В юридической литературе сформировалось более или менее единодушное понимание принципов, определяющих основания и пределы юридической ответственности [2] . В числе таких принципов следует выделить: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, равенство, неотвратимость, справедливость, недопустимость двойной ответственности, обоснованность, целесообразность. Аналогичную систему принципов дисциплинарной ответственности определяет Верховный Суд РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Наравне с общими принципами в основе привлечения к дисциплинарной ответственности в органах внутренних дел лежат специальные принципы, присущие дисциплинарному производству как виду административного процесса (отраслевые принципы): оперативность и экономичность, своевременность, ответственность руководителя за принятую меру дисциплинарного воздействия.

Федеральный закон о службе в ОВД и Дисциплинарный устав ОВД наряду с принципами дисциплинарного производства в органах внутренних дел устанавливают правила привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. К числу правил наложения дисциплинарных взысканий следует отнести:

  • 1) правила расширения дисциплинарных полномочий, которые заключаются в возможности обращения к вышестоящему начальнику (руководителю) с вопросом о применении иных дисциплинарных мер, не входящих в дисциплинарные полномочия руководителя;
  • 2) условия и пределы применения отдельных дисциплинарных взысканий. Например, назначение курсанта, слушателя образовательной организации системы МВД России вне очереди возможно не более чем в один наряд, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел может применяться в случае грубого либо неоднократного нарушения сотрудником служебной дисциплины при наличии наложенного на него в письменной форме дисциплинарного взыскания;
  • 3) правила наложения дисциплинарных взысканий при несении отдельных видов службы. Согласно ст. 48 Дисциплинарного устава ОВД наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником;
  • 4) правила установления факта опьянения. Дисциплинарный устав ОВД устанавливает, что в случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования. В случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается (ст. 49 Дисциплинарного устава ОВД);
  • 5) действие юридической силы дисциплинарного взыскания в период обжалования. В отличие от иных видов юридического процесса, когда отводится время на обжалование примененного наказания, не вступившего в силу, дисциплинарное производство предусматривает действие дисциплинарного взыскания с момента его наложения и не связано во времени с обжалованием. В соответствии со ст. 51 Дисциплинарного устава ОВД в случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел РФ состоит из следующих стадий:

  • 1) возбуждение дела о дисциплинарном проступке;
  • 2) изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка (служебное расследование);
  • 3) рассмотрение дисциплинарного дела;
  • 4) привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Возбуждение дела о дисциплинарном проступке заключается

в обнаружении дисциплинарного проступка и принятии решения руководителем о необходимости изучения обстоятельств и причин, послуживших основанием совершения дисциплинарного проступка, для решения в дальнейшем вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности и выбора меры дисциплинарной ответственности к виновному лицу.

Основанием для возбуждения дисциплинарного дела является поступившая прямому руководителю (начальнику) органа внутренних дел или непосредственному руководителю (начальнику) информация о совершении сотрудником дисциплинарного проступка.

Особенностью стадии возбуждения дисциплинарного производства является отсутствие в Федеральном законе о службе в ОВД и Дисциплинарном уставе ОВД сроков принятия решения по делу о дисциплинарном проступке. Законодательно установлен только общий срок применения дисциплинарного взыскания. В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона о службе в ОВД дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка. В случае совершения сотрудником коррупционного правонарушения дисциплинарные взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения.

На стадии принятия решения о дисциплинарном проступке руководитель (начальник) в соответствии со ст. 38 Дисциплинарного устава ОВД при нарушении служебной дисциплины подчиненным обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание.

Второй стадией дисциплинарного производства в органах внутренних дел РФ является изучение обстоятельств совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка. Согласно п. 39 Дисциплинарного устава ОВД сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина. Кроме того, в соответствии со ст. 40 Дисциплинарного устава ОВД при определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

Изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка может осуществляться в трех основных формах:

  • 1) простой — предполагает истребование объяснения от сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и оформление иных документов (рапорты, докладные записки, справки);
  • 2) служебной проверки — проведение комплекса мероприятий в случае необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, связанных с исполнением сотрудником обязанностей, запретов и ограничений;
  • 3) проверки — изучения обстоятельств совершения сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, определения его тяжести, условий его совершения, соблюдения сотрудником органов внутренних дел иных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и др.

Объяснение является обязательным элементом изучения обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Остальные документы носят факультативный характер и образуются в случае необходимости. В отличие от служебной проверки, Федеральный закон о службе в ОВД и Дисциплинарный устав ОВД не содержат положения о действиях по изучению обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, формах закрепления его результатов. В ходе разбирательства могут производиться опросы, проверки документов и т. д. Документами данной стадии могут быть: докладные, служебные записки, рапорты, распоряжения или постановления органов исполнительной власти, протесты или представления прокурора, частные определения суда, обращения граждан и др.

Как правило, изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в органах внутренних дел проводится в форме служебной проверки.

Проведение служебной проверки в органах внутренних дел определяется ст. 52 Федерального закона о службе в ОВД, Порядком проведения служебной проверки [3] и иными нормативными правовыми актами МВД России.

Служебная проверка проводится по решению руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, связанных с ограничениями, обязанностями и запретами, обусловленными службой в органах внутренних дел, а также по заявлению сотрудника. Она может проводиться конкретным сотрудником или комиссией (в составе трех и более сотрудников). В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

Основанием для проведения служебной проверки является:

1) необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка;

  • 2) необходимость подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, связанных с ограничениями, обязанностями и запретами на службе в органах внутренних дел;
  • 3) заявление сотрудника.
Читайте также:  Льготы детям войны в Московской области в 2023 году какие положены выплаты

Поручение о проведении служебной проверки оформляется:

  • 1) резолюцией на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится;
  • 2) изданием приказа по органу, организации или подразделению МВД России о проведении служебной проверки в случае ее проведения комиссией.

Поручение сотруднику провести служебную проверку (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды:

  • 1) временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;
  • 2) нахождения его в отпуске или в командировке;
  • 3) время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденным соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

В случае невозможности завершения служебной проверки в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких сотрудников, в отношении которых проводится служебная проверка, ее материалы в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки.

По результатам служебной проверки на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных составляется заключение, которое состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Проект заключения по результатам служебной проверки с приложением материалов согласовывается с кадровым (за исключением случаев отсутствия предложений о применении мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия) и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Не позднее трех дней со дня завершения служебной проверки заключение по ее результатам представляется соответствующему руководителю (начальнику) и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется в произвольной форме акт, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

Копия заключения служебной проверки направляется проводившим ее сотрудником (председателем комиссии) в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

С целью изучения обстоятельств совершения сотрудниками органов внутренних дел коррупционных проступков подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения проводит проверку. По результатам проверки подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений подготавливается доклад, который представляется руководителю и служит основанием для решения вопроса о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Доклад о результатах проверки об обстоятельствах совершения коррупционного правонарушения может быть представлен в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию). В этом случае основанием привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника органов внутренних дел являются рекомендации аттестационной комиссии.

На стадии рассмотрения дисциплинарного дела руководитель исследует все результаты изучения обстоятельств дисциплинарного проступка, он вправе принять решение о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности. Руководитель определяет вид дисциплинарного взыскания с учетом всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Наложение дисциплинарных взысканий осуществляется руководителем в отношении подчиненных сотрудников в пределах предоставленных прав, перечень которых устанавливается Порядком организации прохождения службы в ОВД (приложение № 43). В случаях когда, по мнению руководителя, на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, которое выходит за пределы его дисциплинарных прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

В отношении коррупционных проступков дисциплинарные права руководителя ограничены. В соответствии с ч. 4 ст. 51.1 Федерального закона о службе в ОВД взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

В случае принятия решения о применении к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарного взыскания заключительной стадией дисциплинарного производства является привлечение к дисциплинарной ответственности.

Привлечение сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности предусматривает следующие этапы:

  • 1) издание приказа о наложении (применении) дисциплинарного взыскания;
  • 2) издание приказа или иного распорядительного документа, направленного на непосредственное исполнение дисциплинарного взыскания, и наступление последствий дисциплинарного взыскания;
  • 3) учет дисциплинарных взысканий.

Порядок подготовки и издание приказа о наложении дисциплинарного взыскания регламентирован Федеральным законом о службе в ОВД. В законе устанавливается, что в случае наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ Министра внутренних дел РФ или уполномоченного руководителя. Исключение составляют такие дисциплинарные взыскания, как замечание и выговор, которые могут быть объявлены устно в публичной форме. Порядок объявления этих дисциплинарных взысканий в законодательстве не установлен.

Срок издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания прямо не установлен. Он должен основываться на общем сроке привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности:

  • 1) не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка;
  • 2) не позднее чем через один месяц, в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу;
  • 3) не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения.

В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в сроки не включаются также иные случаи отсутствия сотрудника на службе по уважительным причинам, а также время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ. Об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Виды дисциплинарных взысканий и срок их действия

Виды дисциплинарных взысканий и срок их действия

Статьей 50 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342- ФЗ « О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

Кроме того, обращаем ваше внимание, что наименование дисциплинарных взысканий нужно применять в точном соответствии с настоящей статьей (часто встречающиеся ошибки «Наложить дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия, тогда как необходимо указать – «наложить должность, специальное звание, ФИО дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии»).

Неполное служебное соответствие в полиции чем грозит

Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Читайте также:  Как проходит уточнение границ земельного участка с увеличением площади

1.1. К сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 300-ФЗ)

3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

9. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

10. В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

12. Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

13. Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 300-ФЗ, от 02.08.2019 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

16. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона.

17. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.

Дисциплинарный устав и 76-ФЗ

Многим интересно, каковы последствия неполного служебного соответствия в полиции? Законом «О статусе военнослужащих» предусматривается ответственность этих граждан за проступки. Наступает она, если лицо нарушает общественный порядок или воинскую дисциплину.

Последствия, наступающие в результате неполного служебного соответствия граждан, являющихся военнослужащими, определяются Дисциплинарным уставом вооруженных сил и 76-ФЗ.

Первая статья Устава раскрывает понятие воинской дисциплины. В соответствии с ним, воинская дисциплина – строгое и точное выполнение порядка и правил, которые закрепляются законодательством, воинскими уставами, приказами командиров (начальников). Если происходит нарушение установленных предписаний, к виновному будут применены меры ответственности, которые соразмерны тяжести проступка.

Дисциплинарный проступок сотрудника полиции

Решаем юридические и финансовые вопросы
— С какого момента должны возобновляться выплаты ежемесячной премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудниками, имеющим на 28 мая 2013 года действующее дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном (Есакова Т.Л., ЦФО ГУ МВД России по Ставропольском краю) В связи с тем, что 28 мая 2013 года утратил силу приказ МВД России от 19.12.2011 г. №1257, должно применяться предписание пункта 32 действующего Приказа МВД России от 31.01.2013 г.

— Указ президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. №1377 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»

Последствия для госслужащих

Санкции отражаются в присвоении званий и повышении в должности. Никаких рекламных акций не ожидается, пока NSS не будет удален. Если совершено дисциплинарное правонарушение или государственный служащий не выполняет свои обязанности, дисциплинарное взыскание налагается:

  • Выговор;
  • Выговор;
  • Предупреждение против некомпетентности;
  • Неполная совместимость работы;
  • Понижение или увольнение.

За каждое нарушение применяется только один вид санкции. Таким образом, данный факт не повлияет на занимаемую должность, но через 1 год может быть применена финансовая санкция — лишение или уменьшение премии, 13-й заработной платы. Если в течение 12 месяцев к нарушителю не налагаются новые штрафы, штраф автоматически снимается.

В случае предупреждения о несоблюдении требований должностному лицу следует напомнить:

  1. Плохая организация занятий;
  2. Недобросовестное исполнение возложенных на него обязанностей.

Цель санкций — предотвратить дальнейшие грубые нарушения и позволить должностному лицу исправить. В противном случае он может быть переведен в низшую лигу или уволен.

Нормативные акты не дают четкого определения указанному понятию. Но правовые документы отражают критерии, которым должны соответствовать граждане, коих принимают на государственную службу, либо в ряды вооруженных сил. Оценка служебного соответствия осуществляется путем аттестации.

Если исходить из установленных требований, то можно сделать вывод, что неполное служебное соответствие возникает, если гражданин имеет недостаточный уровень:

  1. Умения руководства подчиненными. То есть не может сочетать обеспечение заботы о подчиненных и высокую требовательность.
  2. Организованности в деятельности, умения выделять ключевые направления в обеспечении собственной деятельности, умело действовать в осложненных ситуациях, способности качественно выполнять задачи, которые поставлены.
  3. Требовательности к себе и подчиненным, исполнительности, личной дисциплинированности.
  4. Знаний собственных обязанностей, готовности их исполнения, профподготовки.

Если говорить о военнослужащих, то неполным соответствием можно считать следующее:

  1. Недостаточная работоспособность и физподготовка, ненадлежащее здоровье, установленное медицинской комиссией.
  2. Недостаточная оценка состояния отдела, подразделения, участка, которым управляет (командует) гражданин.

Увольнение – крайняя мера дисциплинарного наказания

Из трех видов дисциплинарных наказаний, увольнение является бессрочным и зачастую необратимым. Применяют эту меру наказания обычно в крайнем случае, когда проступок работника несовместим с дальнейшим исполнением его должностных обязанностей.

К проступкам, приводящим к увольнению, могут быть отнесены:

  • однократное грубое нарушение предписанной трудовой дисциплины и правил рабочего распорядка;
  • прогул без уважительной причины;
  • отсутствие сотрудника на рабочем месте четыре и более часов без уважительной причины;
  • действия, повлекшие за собой травмы или приведшие к смертельному исходу;
  • порча имущества работодателя, в том числе и связанная с недостаточной компетенцией;
  • хищение на рабочем месте как имущества работодателя, так и других сотрудников, кроме того, в этом случае от имени предприятия может быть заведено уголовное дело;
  • административные правонарушения, прямо не влияющие на работу, но ухудшающие имидж фирмы;
  • действия, порочащие работодателя;
  • распространение конфиденциальной и секретной информации;
  • грубое несоблюдение рабочей этики и субординации;
  • прямой отказ от выполнения должностных обязанностей, прописанных в договоре;
  • участие в забастовке, без соблюдения предписанной законом процедуры.

При увольнении за проступок или иное виновное действие, работодателю следует максимально ответственно подойти к оформлению документации. В данном случае возникает явный конфликт интересов, и работник может считать такую меру наказания неправомерной. В случае нарушений процедуры наложения взыскания он может быть восстановлен в должности органами суда или трудовой инспекцией.

Какой срок действия у дисциплинарного взыскания

Как только взыскание будет снято (хоть автоматически, хоть досрочно), применить последствия повторного нарушения трудовой дисциплины уже нельзя. Но это не значит, что работодатель всегда должен закрывать глаза на предыдущие нарушения — это вполне может быть учтено при выборе вида взыскания. Например, вместо устного замечания сотруднику может быть объявлен выговор. Однако это субъективный подход, который не отвечает нормам законодательства, и, соответственно, может быть оспорен, если работодатель не озвучит других мотивов своего выбора.
Пока действует дисциплинарное взыскание, совершение нового нарушения сотрудником влечет для него более тяжелые последствия. Например, п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ одним из достаточных оснований для увольнения сотрудника считает невыполнение им своих обязанностей при условии, что у него есть действующее дисциплинарное взыскание. Правда, применять ли более строгие меры к сотруднику, уже имеющему действующее взыскание, решает только работодатель. Он может воспользоваться этим правом — и тогда вслед за выговором сотрудник может быть уволен, а может дать сотруднику еще один шанс, объявив повторный выговор. Срок действия выговора в этом случае будет отсчитываться с момента объявления последнего взыскания.

Читайте также:  Какой мед полис нужно менять

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Но это не означает, что сотрудник может быть привлечен только к одному виду юридической ответственности. Так, за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего причинение материального ущерба имуществу органа внутренних дел, сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ, а за совершение административного правонарушения он может понести административную ответственность по месту его совершения и дисциплинарную ответственность по месту своей службы.

Замечание как дисциплинарное взыскание сроки действия в мвд

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.
Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

О порядке применения дисциплинарного взыскания гласит ст. 193 ТК РФ. Здесь же сказано о том, что работник обязан предоставить руководителю письменное объяснение произошедшего события. В соответствии с законодательством, с момента наступления проступка начинается отсчет времени, отведенного работодателю для применения дисциплинарного наказания.

Допущенный работником проступок следует письменно отразить. В законодательстве порядок не описан, так как это необязательная процедура. Фиксация проступка предполагает:

  • подачу служебной или докладной записки на имя руководителя от лица, обнаружившего проступок;
  • составление акта произошедшего события (отсутствие на рабочем месте, отказ от медицинского осмотра и т.д.);
  • внесение решения комиссия в протокол.

Сотрудник должен ознакомиться с составленными документами и поставить свою подпись. Если он отказывается это делать, то кадровый работник отражает это в соответствующем акте.

Устное замечание как дисциплинарное взыскание – когда оно возможно

Непосредственно как дисциплинарное взыскание, устное замечание не входит в перечень допустимых мер воздействия на сотрудника. Поэтому выраженное в устном виде любое замечание как работодателя, так и прямого руководителя не имеет никаких юридических последствий. Однако положения статьи 192 ТК РФ предполагают, что в отдельных случаях порядок вынесения дисциплинарных взысканий может регламентироваться межотраслевыми соглашениями или федеральным законодательством.

Поэтому если сотрудник работает в органах внутренних дел, соответствующий регламент данной структуры предполагает в качестве возможного вынесение выговоров или замечаний без оформления приказа. В таком случае главным требованием является обязательная публичность вынесения устного замечания или выговора.

Виды дисциплинарных взысканий и срок их действия

Виды дисциплинарных взысканий и срок их действия

Статьей 50 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342- ФЗ « О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

Кроме того, обращаем ваше внимание, что наименование дисциплинарных взысканий нужно применять в точном соответствии с настоящей статьей (часто встречающиеся ошибки «Наложить дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия, тогда как необходимо указать – «наложить должность, специальное звание, ФИО дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии»).

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника полиции

Наложить на сотрудника дисциплинарное взыскание можно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Приостанавливается этот срок только на время отпуска, болезни сотрудника и учета мнения представительного органа сотрудников. «Взыскание нельзя применить позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
В случае совершения сотрудником дисциплинарного проступка необходимо письменно зафиксировать его. Как правило, составляется соответствующий акт, который подписывается несколькими сотрудниками организации. В отдельных случаях готовятся служебные или докладные записки в адрес руководителя о совершении сотрудником того или иного нарушения. Данные документы направляются руководителю. С даты получения им указанных документов и начинает исчисляться месячный срок для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Сроки Давности Привлечения К Дисциплинарной Ответственности В Мвд

До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Оспорить наказание можно двумя способами:

  • написать рапорт начальнику;
  • подать заявление в суд.

В рапорте начальнику сотрудник МВД указывает на все правонарушения, которые были допущены в момент выдачи наказания. Доказательства должны быть четкими и аргументированными. Начальник рассматривает рапорт и принимает решение о правомерности выдачи выговора за проступок. Если он считает, что наказание было наложено справедливо, то сотрудник вправе оспорить его решение в суде.

Чтобы оспорить незаконное увольнение, граждане обращаются в суд.

Порядок действий через суд:

Шаг 1 . Истец составляет исковое заявление (жалобу), в которой указывается причина несогласия с наказанием.

Шаг 2 . К заявлению подкрепляются документы:

  • копия приказа о зачислении на службу;
  • письменное объяснение;
  • приказ о наложении взыскания за дисциплинарные нарушения.

Шаг 3. Заявление подается в суд.

Оспорить приказ и подать исковое заявление можно в течение 3-х месяцев, со дня получения приказа. Неявка на судебное заседание не отменяет слушания. Суд выслушивает свидетелей, изучает предоставленные доказательства неправомерных действий в наложении наказания и выносит решение. Оспорить решение суда невозможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *