Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от исполнительского сбора кас РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.
Взыскание исполнительского сбора
Первым делом пристав уведомляет должника о вынесении постановления. Если сотрудник ФССП не делает этого, то его действия можно считать незаконными и обжаловать.
Далее пристав устанавливает факт того, что гражданин:
- нарушил срок, вынесенный судом для добровольного закрытия задолженности;
- осведомлен о постановлении;
- не сообщил об уважительных причинах, ввиду которых не погасил задолженность в установленный срок.
Стоит отметить, что при неудачном вручении почтовыми служащими оповещения о наложении дополнительного сбора, с должника не снимается повинность его уплаты. Иными словами, даже простая неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.
Сколько придется заплатить за исполнительский сбор должнику
Данный сбор имеет четкую механику расчета. Так, каждый должник, не удовлетворивший требования по исполнительному документу добровольно в выделенный для этого пятидневный срок, обязан заплатить исполнительский сбор в размере 7% от суммы долговых обязательств. При этом, его сумма не может быть меньше 1 000 рублей для физических лиц, а для юридических лиц 10 000 рублей.
В случае неимущественного характера требований взыскателя, исполнительский сбор составляет твердую сумму — 5 000 рублей для физических лиц, для юридических же лиц данная сумма составляет 50 000 рублей.
За неисполнение судебного акта исполнительский сбор начисляется единожды. В случае неуплаты периодических платежей исполнительский сбор взыскивается в расчете от суммы каждого из платежей по-отдельности.
Оплачивается же сбор точно так же, как и сам долг. Реквизиты остаются теми же.
Каков размер исполнительного сбора ФССП?
Указанный сбор представляет собой ответственность должника в виде обязанности уплатить денежные средства в бюджет за неисполнение в соответствующий срок требований исполнительного документа.
Сбор составляет 7% от суммы, подлежащей взысканию с должника или стоимости имущества. Но размер соответствующего сбора не может быть:
- меньше 1 000 руб., если должником является гражданин или индивидуальный предпринимателей, и
- меньше 10 000 руб., если должником является организация.
Если должник обязан исполнить требование неимущественного характера, размер сбора при неисполнении требований в срок составит:
- 5 000 руб. для граждан и индивидуальный предпринимателей;
- 50 000 руб. для организаций.
Обжалование исполнительского сбора
При не согласии должника с постановлением о взыскании с него сбора или с его размером, он может обратиться в суд с заявлением:
- об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, если считает, что постановление вынесено незаконно;
- об освобождении от исполнительского сбора, если имеются соответствующие основания для освобождения;
- об уменьшении размера исполнительского сбора, если имеются предусмотренные законом основания для уменьшения;
- о признании незаконным соответствующего постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении его размера;
- об оспаривании постановления о взыскании сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
С учетом того, кто является должником (физическое или юридическое лицо) и каким судом выдан исполнительный лист (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) соответствующее заявление подается по правилам КАС РФ или АПК РФ.
Требования могут быть заявлены по-разному. Однако, как указал в одном из своих Постановлений Пленума Верховный суд РФ, суд не связан доводами и основаниями требований об оспаривании постановления пристава, и может самостоятельно принять решение об уменьшении размера сбора либо об освобождении от него должника.
Судебная практика по поводу освобождения от уплаты складывается в пользу заявителей в тех случаях, когда удается доказать отсутствие вины в неисполнении судебного решения. Обстоятельствами, подтверждающими основания для освобождения от уплаты могут быть:
- Почтовый штемпель на конверте, позволяющий определить, когда постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено заявителю;
- Медицинские документы, подтверждающие нахождение заявителя в лечебном учреждении в период, когда на его адрес поступило постановление,
- Другие свидетельства того, что у заявителя не было возможности исполнить судебное решение в срок.
Освобождение от исполнительского сбора имеет много нюансов, которые невозможно рассмотреть в одной статье. Обратитесь к юристу и получите ответ на Ваш вопрос.
Размер исполнительского сбора
Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.
Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:
- По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
- При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
- По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
- По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
- По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.
Когда приставы не могут взыскивать исполнительский сбор?
Все случаи, при которых приставам прямо запрещено выставлять должнику исполнительский сбор, прямо прописаны в пункте 5 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве:
- при направлении поручений приставам из другого отдела;
- при повторном предъявлении исполнительного листа к исполнению — если раньше по этому делу уже был установлен исполнительский сбор, и он не отменен;
- по производству о взыскании исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий;
- по исполнительным листам на обеспечительные меры — например, аресты имущества;
- по принудительному выдворению из России иностранцев или лиц без гражданства;
- по отбыванию обязательных работ;
- по запросам о розыске ребенка.
Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
В ходе исполнительного производства достаточно часто возникает необходимость в оспаривании действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя.
Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с нормами гл. 22 КАС РФ или по нормам гл. 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
Административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц федеральной службы судебных приставов России (далее по тексту – ФССП России) подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан арбитражным судом либо когда требования исполнительных документов контрольно-надзорных органов адресованы организации или предпринимателю. Во всех остальных случаях оспаривание действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя осуществляется путем обращения в суд общей юрисдикции.
В исполнительном документе обязательно должны быть указаны дата и место рождения должника-гражданина, а также место его работы (если оно известно). В течение трех дней судебный пристав-исполнитель со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае несоответствия исполнительного документа требованиям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Требования, предъявляемые указанным нормативным правовым актом к исполнительному листу, являются обязательными и должны учитываться судом при выдаче исполнительного листа. Поэтому, если исполнительный лист возвращен в суд на основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд должен устранить недостатки и указать сведения, необходимые для исполнения судебного решения.
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит и органам, учреждениям, которые являются администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства42. Прокурор также вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в предусмотренных законодательством случаях.
Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель.
По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России.
К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ.
Процедура обжалования исполнительского сбора
Любой должник может обжаловать исполнительский сбор в суде. При этом, если гражданин обратится к СПИ с жалобой, снять санкции не получится. Нужно подавать ходатайство в суд.
Важно соблюсти два основных требования:
- Уложиться в срок, назначенный судом для апелляции. По закону это не более 10 суток. Если срок упущен, должник может восстановить период обжалования постановления, если докажет, что у него была уважительная причина по его пропуску.
- В ходатайстве написать факты, определяющие неправомерность взыскания, и подтвердить их документально.
Отмена ИС, назначенного приставом, возможна, если соблюдены следующие условия:
- задолженность по исполнительному листу взыскали до того, как завершился срок, выделенный на добровольное погашение долга;
- должник не получил уведомление об инициировании исполнительного производства. К примеру, письмо-уведомление отправили не на тот адрес;
- исполнительский сбор начислили в том случае, когда это не предусмотрено законом;
- неправильно рассчитан размер исполнительского сбора;
- должник своевременно погасил долг перед кредитором;
- были допущены другие варианты нарушений при начислении исполнительного сбора.
Исполнительский сбор: что это за платеж и когда его требуют
Вот как теперь обстоят дела с исполнительским сбором.
Сначала приставы предлагают должнику добровольно исполнить требование: «Оплатите вот эту задолженность до такого-то числа». И если должник не платит, то с него все равно будут взыскивать эту сумму, но дополнительно заставят заплатить исполнительский сбор. Это деньги, которые пойдут не кредитору, а в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор по денежным долгам физлиц составляет 7% от суммы, но минимум 1000 рублей. Если есть исполнительный лист или судебный приказ на 10 тысяч рублей, сбор составит 1000 рублей.
При долге в 100 тысяч приставы возьмут сверху еще 7000 рублей. А если семья не может платить ипотеку и банк обратился к приставам, то с каждого миллиона рублей долга нужно было заплатить еще 70 тысяч в бюджет.
А иногда даже 140 тысяч.
Для юрлиц сбор еще выше, а по неимущественным требованиям надо платить фиксированную сумму.
Исполнительский сбор — это как бы штраф за то, что должник вовремя и как положено не исполняет требования. Но некоторые инстанции считали, что это не штраф, а компенсация расходов государства на взыскание долгов.
Новый закон решил все эти проблемы.
Раньше. Если муж и жена были созаемщиками, то есть брали ипотеку вместе, то банк мог взыскивать долг с них обоих. Тогда муж получал свой исполнительный лист на всю ипотеку, а жена свой. Два исполнительных листа на общую сумму — это два исполнительских сбора. И муж, и жена должны были бюджету по 7% от своей ипотеки, а вместе — 14%.
Раньше. Есть случаи, когда исполнительский сбор не требуют. Например, если исполнительный лист предъявили повторно, идет процесс исполнительных действий или речь о розыске ребенка. То есть исполнительное производство есть, приставы что-то хотят от должника, но сбор не начисляют.
В этом списке не было условия, чтобы сбор не брали с людей, которые обратились за помощью по программе господдержки ипотечников.
И получалось, что людям и так сложно — у них снизились доходы, родились дети, а долг растет, — они пришли за помощью, которую обещает государство, а это же государство требует с них еще какой-то сбор.
Что изменилось. Если ипотечники задолжали по кредиту, уже открыто исполнительное производство и с них требуют деньги в счет долга, но заемщики занялись реструктуризацией своей ипотеки по программе господдержки, исполнительский сбор им не начисляют. То есть те семьи, что участвуют в программах господдержки, не платят 7% в бюджет сверх своего долга.
Раньше. Если заемщик совсем не платил ипотеку, квартиру выставляли на торги. За счет денег от продажи банк гасил Кредит. Исполнительное производство по погашению ипотеки закрывалось.
Но одновременно открывалось новое — об уплате исполнительского сбора. То есть заемщик оставался без жилья, а тут с него требовали еще 7% сверху.
В законе было всего два основания не возбуждать новое производство в таких ситуациях, и продажа квартиры в этот перечень не входила.
Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем
Такой сбор назначается если лицо, являющееся должником, либо несвоевременно, либо вообще не погашает тот долг, который ему назначен для выплаты судом. И после того, как срок, установленный судебной инстанцией, уже истек и человек не погасил свои долги, включается в работу судебный исполнитель. Он и должен взыскивать ту сумму, которая предназначалась для погашения долга.
Можно ли вообще отменить сбор, назначенный судебным исполнителем? Полностью это сделать возможно только, если будет соответствующее решение суда и он отменит исполнительный лист. Кроме этого, сам пристав вправе отменить или изменить постановление, если оно оказалось необоснованным.
Возможно ли такое на практике?
Уменьшение размера исполнительского сбора
Так как суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Особенности взыскания исполнительского сбора
При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае, если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.
Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (ч. 2, 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.
Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным ч. 3 — 8 ст. 2.10 КоАП РФ.
Поскольку применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер, постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению правопреемником должника-гражданина.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
Снижение размера сбора в судебном порядке
Должник вправе добиваться в судебном порядке отмены или снижения наложенного на него исполнительского сбора, поскольку указанный в законе размер сбора является верхней границей, а сам он по своей правовой природе является санкцией за неисполнение судебного акта (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.04.2013 по делу № 33-1088). В обоснование своей просьбы он вправе заявить различные доводы, поскольку суд при разрешении данного дела учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно:
1) наличие у должника на иждивении несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, нахождение должника в отпуске по беременности и родам, по временной нетрудоспособности (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 20.04.2015 по делу № 33-1589/2015);
2) тяжелое или затруднительное материальное положение должника, отсутствие или незначительность его вины в задержке исполнения судебного акта, отсутствие в его действиях факта намеренного уклонения от погашения долга, незначительность допущенной просрочки (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 18.05.2015 по делу № 11-5303/2015) и др.
В расходах не учитывается
Дополнительным основанием, стимулирующим должников-организации для исполнения судебных актов в добровольном порядке, является тот факт, что расходы по уплате суммы исполнительского сбора должник не сможет учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль.
Абзацем 3 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.
В силу прямого указания нормы п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.
В связи с этим исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу № А49-4493/2006-260А/17АК, Северо-Западного округа от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005).