ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

На сегодняшний день не решен вопрос о собственнике атмосферного воздуха. Одни ученые считают невозможным признание атмосферного воздуха в качестве объекта имущественных прав в силу особенностей его физического состояния, другие же авторы настаивают на обратном.

Особенности правового режима земель

В жизни любого человека и общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля — это территория государства, предел его суверенной власти. Как объект хозяйственной деятельности человека она существует без всякого содействия с его стороны — как всеобщий предмет человеческого труда, как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется также как фундамент, как пространственный операционный базис для развития городов и других поселений, отраслей народного хозяйства.

Что представляет собой «земля» как юридическая категория? По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

Особенности правового режима вод

Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия «воды». Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественнонаучном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир — это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. Обратим внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира. Отношения по поводу этих растений регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.

Глава Х. Заключительные положения

Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22. «Позиция Конституционного Суда не изменит сложившуюся отказную судебную практику по приобретательной давности, а лишь усложнит доказывание добросовестности.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Ученые доказали, что изменение климата в XX в. является следствием повышения приземной температуры воздуха. Потепление объясняют тем, что в атмосфере возросла концентрация парниковых газов: углекислого газа, метана, хлорфторуглеродов, оксидов азота.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Почему покупка «права на воздух» это не абстракция?

  • Новости
  • Цены и услуги фирм
  • Кодексы РФ
    • Арбитражный процессуальный кодек
    • Бюджетный кодекс
    • Водный кодекс
    • Воздушный кодекс
    • Градостроительный кодекс
    • Гражданский кодекс
      • Гражданский кодекс часть 1
      • Гражданский кодекс часть 2
      • Гражданский кодекс часть 3
      • Гражданский кодекс часть 4
    • Гражданский процессуальный кодекс
    • Жилищный кодекс
    • Земельный кодекс
    • Кодекс об админ. правонарушениях
    • Кодекс внутреннего водного трансп
    • Кодекс торгового мореплавания
    • Лесной кодекс
    • Налоговый кодекс
    • Семейный кодекс
    • Таможенный кодекс
    • Трудовой кодекс
    • Уголовно-исполнительный кодекс
    • Уголовно-процессуальный кодекс
    • Уголовный кодекс
  • Законы РФ
  • Статьи
  • Теория права
    • Аграрное право
    • Административное право
    • Банковское право
    • Гражданское право
    • Гражданское-процессуальное право
    • Жилищное право
    • Земельное право
    • Корпоративное право
    • Коммерческое право
    • Муниципальное право
    • Налоговое право
    • Семейное право
    • Страховое право
    • Таможенное право
    • Трудовое право
    • Уголовно-исполнительное право
    • Уголовное право
    • Уголовное-процессуальное право
    • Финансовое право
    • Экологическое право
  • Запросы-ответы
  • Форма обратной связи
  • 07-09-2021Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время…
    Подробнее…
  • 05-09-202128 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации…
    Подробнее…
  • 03-09-2021С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов…
    Подробнее…
  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
Читайте также:  Идентификатор соглашения о предоставлении субсидии

Международно-правовая охрана космической среды от техногенного загрязнения

Поэтому объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Другое дело, воздух или его части, измененные под воздействием труда человека (нагретый воздух -пар, «сжиженный воздух» — газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т. д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота [1].

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 мая 1999 г. N 91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г.

Пункт 3 Порядка паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.

Эти положения ЮНЕСКО не получили последовательного отражения в российском законодательстве. Поэтому полагаем, что культурный или эстетический интерес к сохранению облика местности, в том числе воздушного пространства, в настоящее время не является приоритетным при решении вопроса об ограничении прав на воздушное пространство.

Право собственности на атмосферный воздух

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (в ред.

Международные обязательства Российской Федерации в данной сфере предусмотрены различными международными соглашениями в области охраны атмосферы Земли в целом, и атмосферного воздуха в частности. В первую очередь необходимо назвать Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13.11.1979).

Правовая конструкция охраны природных объектов в СССР // Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984. С. 20-23.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

Основа правовой защиты атмосферного воздуха

Замечание 1

Правовые меры охраны атмосферного воздуха регулируются Законом об его охране (далее, Закон), статья 1 которого рассматривает атмосферу в виде жизненно важной составляющей окружающей среды. Он представляет собой естественную смесь газов атмосферы, которая находится вне пределов жилых, производственных и прочих помещений.

Защита и охрана атмосферы заключается в работе в сфере мероприятий, которые осуществляют органы государственной власти нашей страны, органы власти субъектов, органы местного самоуправления, физические и юридические лица в целях совершенствования качественной составляющей атмосферного воздуха, в том числе обеспечивая предотвращение его вредных влияний на человеческое здоровье и окружающую природную среду.

Определение 1

Качество атмосферного воздуха рассматривается с позиции совокупности его физических, биологических и химических свойств, которые отражают соответствие экологическим и гигиеническим нормативам качества.

Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ

В. Виноградов, понятие «атмосфера» шире понятия «атмосферный воздух», охрана атмосферного воздуха представляет собой важнейшую часть охраны атмосферы Земли как единого целого.

Изучив жалобу заявителя, Суд отказался рассматривать ее по существу. При этом он напомнил, что добросовестность выступает одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом.

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

При этом Суд также отметил, что действующее законодательство запрещает любое самовольное, совершенное без каких-либо правовых оснований занятие земельного участка или его части (ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ).

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

2. Пункт 2 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

3. Пункт 3 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

4. Пункт 4 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

5. Пункт 5 статьи 15 утратил силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

Читайте также:  Детские пособия: размеры выплат, ожидаемые в 2023 году

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В соответствии со ст. 64 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 65 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды») В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников Правительство Российской Федерации Постановление от 21 апреля 2000 г. N 373 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.

Федеральный закон РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением тех, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Для осуществления экологического контроля в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вводится институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды.

Муниципальный экологический контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 64, 68).

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Основными задачами муниципального экологического контроля являются обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми организациями — предприятиями, учреждениями, а также должностными лицами и гражданами — независимо от правового статуса, форм собственности и подчиненности.

На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно вменяется в обязанность:

· Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

· Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

· Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

· Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

· Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

· Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы: 1) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах; 2) слежения за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением пресных и морских вод; 4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу; 5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадкой и загрязнением снежного покрова; 6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы; 7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются компетентные органы в процессе принятия решений.

Министерство здравоохранения РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории, в которых определяют химические, микробиологические и паразитолотические показатели объектов. Осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха в городах и источников питьевой воды, токсикологический и бактериологический контроль территорий, складов ядохимикатов, сельхозугодий и т.д.

Государственный комитет России по недрам (Роскомнедра) обеспечивает функционирование системы государственного мониторинга геологической среды. Она связана с системами государственного мониторинга водных объектов Росгидромета и водного кадастра, Федеральной системой, сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, Российской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям, Единой информационной системой недропользования.

Заключение

С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Главная идея этой концепции выражена в преамбуле Закона «Об охране окружающей среды»: «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека». Эта концепция в практическом плане противопоставляется концепции частной собственности на природные ресурсы, в рамках которой богатый человек или группа богатых людей может купить (скупить) при-родные богатства и распоряжаться ими в своих интересах.

ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» от 4 мая 1999 года, № 96 ФЗ

Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Является неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Качество атмосферного воздуха— совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха

Атмосферный воздух как объект правоотношений. Право собственности: атмосферный воздух и воздушное пространство не рассматриваются как объекты собственности. Однако любое государство обладает суверенитетом на высоту 100 +– 10 км, ограничивается проекцией государственной границы. Применительно к атмосферному воздуху можно говорить о правах субъектов в области охраны атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха— система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Текст научной работы на тему «Воздух как объект гражданских прав: дискуссионные вопросы»

Объективно существующая необходимость проведения модернизации земельного и иных природоресурсных отраслей права обуславливает необходимость обсуждения не только частных вопросов преодоления в них ряда пробелов и коллизий, но и доктринальных вопросов, лежащих в основе представлений об отраслях права и системе права в целом. Одним из них является вопрос о межотраслевых связях норм природоресурсного и гражданского права, в том числе применительно к использованию атмосферного воздуха.

Сформулируем на этот счет ряд тезисов.

1. Первый важный вопрос заключается в том, является ли воздух вещью (имуществом). Как следует из ГК РФ и гражданских законов европейских стран, ответ на этот вопрос отрицательный. Так, согласно § 90 ГК Германии, вещами могут быть только «телесные предметы». Российские цивилисты полагают, что вещи в гражданско-правовом смысле — это материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Поэтому объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Другое дело, воздух или его части, измененные под воздействием труда человека (нагретый воздух -пар, «сжиженный воздух» — газ, «сжатый воздух» с помощью компрессора и т. д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота [1]. Данный подход разделяют и представители науки природоресурсного права. Но есть факты, не вписывающиеся в данную концепцию и требующие обсуждения.

По общему правилу вред может быть имущественным и неимущественным (моральным). Неимущественный вред может быть причинен жизни, здоровью, деловой репутации и т. д. граждан и в ряде случаев юридических лиц. В случаях с причинением имущественного вреда общее правило ГК РФ заключается в том, что убытки возмещаются собственнику соответствующего имущества. В реальной действительности загрязнение воздуха происходит регулярно, и не всегда удается доказать причинно-следственные связи между выбросом вредных веществ в атмосферу и вредом жизни, здоровью или имуществу. Другими словами, несанкционированное государством загрязнение атмосферного воздуха как природного объекта посягает на экологический правопорядок и без дополнительных последствий для граждан.

2. На сегодняшний день не решен вопрос о собственнике атмосферного воздуха. Одни ученые считают невозможным признание атмосферного воздуха в качестве объекта имущественных прав в силу особенностей его физического состояния [2, с. 174-175; 3, с. 49-50], другие же авторы настаивают на обратном [4, с. 20-23].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *