Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое надзорная жалоба по уголовному делу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы надзорная жалоба по уголовному делу была принята и рассмотрена, ее следует составить в соответствии с требованиями УПК. Она подается на постановление, полученное в предыдущей инстанции и вступившее в законную силу.
Сроки обжалования приговора в Верховном суде
Действующим законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие сроки для оспаривания принятых судебных решений:
- Для подачи апелляции предусмотрен срок, равный 10 дням с момента, когда был вынесен приговор или другое судебное решение, предполагающее возможность обжалования. Если осужденный находится под стражей, отсчет данного срока начинается со дня, когда лицо получило рассматриваемое решение.
- Для оспаривания судебного решения в порядке кассации или надзора точный срок не устанавливается. Исключением в данном случае являются ситуации, в рамках которых осуществляется пересмотр приговора или судебного постановления в порядке кассации или надзора, основания которого повлекли за собой усугубление положения осужденного или оправданного лица. В таких условиях срок оспаривания приравнивается к одному году с момента вступления судебного решения в законную силу при допущении ошибок и неточностей в процессе разбирательства, повлекших за собой нарушение законодательных норм и понятия справедливости вердикта.
Какие судебные решения подлежат пересмотру в порядке надзора
Порядок пересмотра итогов разрешения уголовных дел в порядке надзора определен гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК). Согласно ст. 412.1 названного кодекса, надзор распространяется на судебные решения, которые оспариваются лицом, управомоченным на это в силу закона, путем направления надзорной жалобы или одноименного представления в Верховный суд России (ВС).
Правомочие обжалования возникает у лица, если:
- Обжалуемое решение:
- приобрело юридическую силу;
- оформлено постановлением Президиума Верховного суда России (далее — Президиум) либо определением, постановлением или приговором, принятым по итогам изучения уголовного дела:
- в первой инстанции окружным (флотским) военным либо областным и т. п. судом, во второй (апелляционной) — ВС РФ;
- Апелляционной коллегией ВС РФ по окончании рассмотрения дела во второй инстанции;
- судебными коллегиями ВС (по уголовным делам или делам военнослужащих) по окончании изучения дела во второй или третьей инстанции.
- В процессе исследования дела были допущены значительные отступления от процессуального или уголовного закона, оказавшие влияние на конечную оценку дела (п. 22 приказа Генпрокуратуры России от 25.12.2012 № 465).
Срок подачи надзорной жалобы по уголовному делу
В начале 2015 года вступили в силу процессуальные поправки к ст. 412.2 УПК, устанавливавшей годичный срок обжалования решений в порядке надзора. Новая редакция статьи (действующая до сих пор), в соответствии со ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 31.12.2014 № 518-ФЗ, исключила какие-либо ограничения срока подачи жалобы/представления. Однако лицам, намеревающимся обратиться в надзорную инстанцию, стоит обратить внимание на одно обстоятельство: если при предварительном исследовании материалов жалобы судья ВС найдет основания для пересмотра решения, он должен истребовать уголовное дело.
В перечне документов федеральных судов общей юрисдикции, утвержденном приказом Судебного департамента при ВС РФ от 09.06.2011 № 112, обозначены также сроки хранения таких документов. К примеру, уголовные дела по тяжким преступлениям хранятся 15 лет. После истечения этого срока материалы дела будут уничтожены, в связи с чем Президиум не сможет в полной мере оценить законность вынесенных предыдущими инстанциями решений. Таким образом, важно обращать внимание и на сроки хранения документов.
Упк рф Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 412.3 настоящего Кодекса;
2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;
4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;
5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных частью третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса.
2. Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
Условия отмены надзорной жалобы
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права.
Ухудшение положения лица при пересмотре дела в порядке надзора
По общему правилу ухудшение положения осужденного или оправданного лица в результате пересмотра приговора по жалобе такого лица не допускается. В соответствии со ст.ст. 389.24, 401.6, 412.9 УПК РФ приговор или постановление суда первой инстанции в худшую сторону может изменено только по жалобе потерпевшего либо по представлению прокурора.
Данные положения суды распространяют и на рассмотрение дел в надзорной инстанции. Ухудшение положения осужденного допустимо только на основании жалобы другого участника процесса. Надзорная инстанция вправе выносить постановления только в пределах надзорной жалобы. Соответственно, по жалобе осужденного, требующего, например, более мягкого наказания, назначать более суровое нельзя (постановление президиума Верховного суда РФ от 28.05.2014 № 69-П14).
Возможности Верховного суда по рассмотрению надзорных жалоб
Действия суда и его полномочия при рассмотрении жалоб строго ограничены российским законодательством. В перечень возможных действий суда входит:
- Оставить предыдущее решение суда без изменений, не удовлетворив жалобу.
- Отменить предыдущий приговор суда.
- Отменить приговор и направить материалы дела на новое рассмотрений в суд первой инстанции.
- Отменить решение по апелляционной жалобе и направить дело в тот же суд для повторного рассмотрения.
- Отменить решение по кассационной жалобе и направить дело для нового рассмотрения в ту же инстанцию.
- Отменить все предыдущие решения и постановления, а дело направить в прокуратуру.
- Внести изменения в принятые решения, но не отменять их полностью.
- Не рассматривать жалобу.
Последнее решение Верховный суд вправе принять только при наличии для этого веских причин: нарушений закона при подаче жалобы, её неправильном составлении, подаче жалобы лицом, которое не имеет на это право, а также отзыве её самим заявителем.
Некоторые аспекты рассмотрения надзорных жалоб
Надзорная жалоба – это последний шанс для стороны по делу добиться изменения решения суда. Рассмотрение доводов жалобы и принятие решения по ней происходит в Верховном суде Российской Федерации. Обратиться туда можно только в том случае, когда сторона прошла уже все стадии обжалования решения и не добилась желаемого результата.
В порядке надзора предыдущие решения могут быть отменены только в следующих случаях. Процесс подготовки жалобы можно разделить на несколько этапов.
Вторая часть документа должна начинаться с заголовка «Жалоба в порядке надзора». Текст следует начинать с информации о приговоре и вынесенном решении, которое осужденный хочет обжаловать. Далее необходимо описать суть уголовного преступления с датой и временем свершения.
Жалоба в верховный суд
Главная ⁄ Физическим лицам ⁄ АДВОКАТ — ЖАЛОБА В ВЕРХОВНЫЙ СУД
Самым высшим органом в стране разбирающим вопросы, касающиеся пересмотра судебных решений, является Верховный суд. Его члены рассматривают гражданские и административные, уголовные дела и ведут надзор за соблюдением законов в работе других судов.
Обычно жалоба в Верховный суд подается только после рассмотрения вопроса другими нижестоящими организациями, только если она ранее была рассмотрена в кассационной, апелляционной и надзорной службах. Подавая ее нужно правильно оформить, составить грамотное пояснение и собрать пакет документов.
Как это делается известно немногим специалистам даже среди юристов.
Правильно составленная жалоба в Верховный суд РФ должна быть полностью обоснована, в ней нужно указать в чем и каким образом были допущены нарушения прав человека иначе ее вернут, даже не приступив к рассмотрению.
Чтобы ее подать необходимо ссылаться на ранее полученные судебные акты в нижестоящих судах. Есть определенный порядок ее представления, который необходимо обязательно соблюдать. Только опытный адвокат знает, что и как нужно делать.
Перед тем как подать жалобу в верховный суд нужно собрать пакет бумаг, предоставить точные проверенные факты, которые раньше небыли предъявлены.
Статья 412.11. УПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора
- В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;
7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса. - В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.
- Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.
Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке надзора
Право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит перечисленным в законе участникам судебного разбирательства, должностным лицам в пределах их полномочий, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы (ч.1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК).
Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и представителей. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Обращения указанных лиц именуются над зорными жалобами.
При определении круга должностных лиц, правомочных приносить надзорные представления, законодатель отсылает к ч. 2 ст. 401.2 УПК. В этой норме, регулирующей кассационное производство, на званы Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Но прокурор субъекта РФ и его заместители уполномочены на принесение представления только в президиум суда субъекта РФ (ч. 2 ст. 401.2 УПК), тогда как надзорной инстанцией может быть только Президиум Верховного Суда РФ, что обеспечивает экстраординарный характер надзорного производства. Генеральный прокурор РФ и его заместители могут приносить кассационные представления в любой суд и в силу ч. 1 ст. 412.1 УПК — надзорные представления в Президиум Верховного Суда РФ. Следовательно, экстраординарность надзорного производства обеспечивается еще и тем, что только Генеральный прокурор РФ и его заместители могут инициировать надзорную проверку. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).
Следует обратить внимание, что среди субъектов обжалования приговора или иного судебного решения не назван государственный обвинитель. Это можно объяснить также экстраординарным характером надзорного производства. Государственный обвинитель обязан своевременно реагировать на все нарушения и ошибки, допускаемые при производстве по уголовному делу. Для их исправления он обязан в первую очередь использовать такую ординарную форму проверки, как апелляционное производство. Кассационное производство тоже можно скорее отнести к ординарной форме проверки, однако уже в кассационном порядке представление вправе приносить не государственный обвинитель, а прокурор субъекта РФ и его заместители или Генеральный прокурор РФ и его заместители. В надзорном порядке, как уже указано, такое право есть только у Генерального прокурора РФ и его заместителей. Вместе с тем действующий УПК устанавливает, что жалоба и представление имеют равное процессуальное значение.
Правом принесения надзорной жалобы наделены и иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что само по себе отсутствие в законе указания на право того или иного участника уголовного судопроизводства либо иного лица, интересы которого затрагиваются судебным решением, обжаловать принятые в отношении его и вступившие в законную силу судебные решения не может расцениваться как основание для лишения права на такое обжалование. УПК гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, в той части, в которой они затрагивают его интересы, и не предусматривает каких-либо изъятий из числа судебных решений, подлежащих обжалованию в порядке надзора.
Ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном порядке участниками производства по уголовному делу, недопустимо, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловливается не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего его права.
К иным лицам, наделенным правом принесения надзорной жалобы в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, могут быть отнесены, например, лицо, на имущество которого ошибочно наложен арест в целях исполнения приговора (в части гражданского иска или конфискации имущества), лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Суды надзорной инстанции признают право обжалования судебного акта в порядке надзора: а) за заявителем (в случае отказа в принятии дела частного обвинения к производству мирового судьи); б) экстрадируемым, т. е. лицом, выдаваемым другому государству для осуществления в отношении его уголовного преследования; в) лицом, выдаваемым для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является; г) лицом, осужденным судом другого государства, переданным в Российскую Федерацию для отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которого судами приняты решения о признании приговора другого государства и о приведении его в соответствие с уголовным законом РФ; д) лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, следователи, адвокаты и другие лица, указанные в ст. 447 УПК).
Пределы прав суда надзорной инстанции
Предмет проверки суда надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению исключительно законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда (ч. 1 ст. 412.1 УПК), т. е. проверка судебных решений в надзорном порядке осуществляется только по вопросам права.
При этом подвергается проверке вся предшествующая постановлению приговора или иного судебного решения процессуальная деятельность только с точки зрения соблюдения процессуальной формы и применения материального закона, но не разрешения дела по существу. Суд надзорной инстанции ограничивается проверкой правильности применения норм материального и процессуального права.
В отличие от суда апелляционной инстанции, он не проверяет, на сколько собранные доказательства (с точки зрения их допустимости, достаточности и объективности), установленные обстоятельства (с точки зрения их доказанности и полноты выяснения) и выводы (с точки зрения их соответствия обстоятельствам дела) позволяют применять ту или иную норму материального права, т. е. проверяет только законность, но не обоснованность судебного акта.
П. А. Лупинская отмечала, что «законность выносимых в процессе решений определяется в целом следующим: решение должно быть вынесено компетентным лицом или органом своевременно; вынесению решения должны предшествовать проведенные в соответствии с законом процессуальные действия, с помощью которых установлены обстоятельства, определяющие принятие решения; при квалификации деяния, назначении наказания, разрешении гражданского иска должен быть правильно применен соответствующий закон; решение должно быть облечено в установленную законом процессуальную форму, содержать необходимые реквизиты этого правового акта».
Действие ревизионного начала в надзорном производстве. Разделение процессуальных функций, наделение сторон равными процессуальными правами, свобода обжалования в суд незаконных действий и решений — всем этим обусловлено правило, сформулированное в ч. 1 ст. 412.12 УПК, о том, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Иными словами, законность судебного решения проверяется лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, оправданных, которых касается жалоба или представление. Таким образом, пределы рассмотрения дела в надзорном порядке в значительной мере определяются самими сторонами при принесении жалоб и представлений, что обусловлено действием принципа состязательности.
Однако в надзорном производстве, как и в кассационном, допускается ревизионный порядок пересмотра: в интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора (ст. 412.12 УПК). Представление суду надзорной инстанции такого права обусловлено публичным началом в деятельности суда. В УПК речь идет не об обязанности, а о праве суда. Суд не связан доводами жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.
Например, если нарушение, указанное в жалобе (нарушение права на защиту), повлекло и иные, не указанные в жалобе нарушения (не правильные выводы суда о доказанности вины подсудимого или не правильную квалификацию его деяния), надзорная инстанция должна выявить и указать в своем решении все нарушения и принять меры к исправлению их всех. В связи с нарушениями, выявленными по жалобе, представлению, суд вправе проверить, не затрагивают ли эти нарушения закона тех осужденных по делу, которые не приносили жалобы и которых не касается представление. При этом если суд обнаруживает одно из оснований для отмены судебных решений, он от меняет приговор в отношении всех осужденных по делу.
Ревизионное начало в надзорном производстве имеет своей целью выявить те нарушения закона, которые существенны для принятия решения по жалобе или представлению, но в них не указаны. При этом суд может принять только то решение, которое направлено в пользу осужденного.
Право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу и в отношении всех осужденных обязывает суд уст ранить все выявленные в судебном заседании нарушения материального и процессуального закона, если их устранение влечет улучшение положения осужденного (осужденных). Иное противоречило бы положениям ст. 6 УПК. Поэтому, изменяя или отменяя приговор в надзорном порядке как в отношении лица, принесшего жалобу, так и в отношении иных осужденных по делу, суд не может ухудшить их положение (например, он не может применить закон о более тяжком преступлении, отменить условное осуждение, изменить вид колонии для отбывания наказания и т. д.), однако может принять решение, направленное в пользу осужденного (изменить квалификацию преступления, изменить меру наказания в сторону его смягчения и др.).
Действие запрета поворота к худшему в надзорном производстве. Законодатель устанавливает идентичные правила о повороте к худшему для кассационного (ст. 401.6 УПК) и надзорного (ч. 2 ст. 412.9 УПК) производства, поэтому действие запрета поворота к худшему в над зорном производстве можно уяснить только путем сопоставлений указанных выше статей. Из ч. 2 ст. 412.9 УПК следует общее правило, что поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается.
Правило о недопустимости поворота к худшему служит важной гарантией свободы обжалования, но применительно к надзорному производству оно имеет свои ограничения и существенно отличается от действия подобного запрета в апелляционном производстве. Согласно ст. 389.24 УПК в апелляционном производстве оно ограждает осужденного и оправданного от опасности по своей жалобе или жалобе своего защитника оказаться в худшем положении по сравнению с вынесенным приговором. Изменение обвинительного приговора с ухудшением положения осужденного или отмена оправдательного приговора и направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в апелляционном порядке возможны только при наличии соответствующих представления прокурора или жалоб потерпевшего, частного обвинители или их представителей.
Применительно к кассационному и надзорному производству поворот решения к худшему не зависит от того, кто приносит надзорные жалобу, представление. Ограничения поворота к худшему здесь связаны со сроком пересмотра. Пересмотр приговора, постановления, определения суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу. Следует обратить внимание на термин «пересмотр». Он обозначает, что исчисление годичного срока должно производиться не на момент подачи жалобы, а на момент рассмотрения и разрешения дела в надзорной инстанции. День вынесения решения надзорной инстанции (собственно сам пересмотр) должен иметь место в пределах года, не превышать года со дня вступления в законную силу проверяемого решения.
Услуги адвоката по уголовным делам
Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.
Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.
Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.
Нюансы написания жалобы
Я расскажу Вам о правилах оформления жалобы по надзору, чтобы Вам ее не возвращали, а приняли к изучению и помогли Вам в непростой ситуации. Итак, в бумаге должны содержаться такие сведения:
- полное название суда;
- Ваши личные данные (ФИО, место жительства, контактный телефон, статус по делу);
- суть и основные факты по делу;
- Ваши аргументы о незаконности приговора с опорой на нормативку;
- если Вас косвенно коснулся приговор и Вы не являетесь прямой стороной по оспариваемому приговору, опишите, что конкретно коснулось Вас при вынесении данного решения;
- приложите заверенные копии вынесенных решений судов всех инстанций;
- в конце текста жалобы пропишите четкую просьбу к Коллегии, что именно Вас не устраивает и какой приговор подлежит к пересмотру.