Сотрудник проводящий служебную проверку обязан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сотрудник проводящий служебную проверку обязан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.

Служебная проверка в организации : полномочия работодателя

Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина

Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.

Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

  • Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
  • Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.

Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.

1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).

При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.

Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.

Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:

  • прогул (подпункт «а»);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
  • совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
  • нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);

Обжалование результатов

Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.

Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.

Кроме прав, комиссия имеет и свои обязанности. Среди них:

  1. Принятие всевозможных мер для изучения оформления информации о совершенном деянии.
  2. Рассмотрение и приобщение к материалам проверки заявлений, которые поступают во время ее проведения или относятся к ней.
  3. Обеспечение конфиденциальности и сохранности данных о проверке, неразглашение ее результатов до того момента, пока руководитель их не утвердит.
  4. Составление по итогам работы заключения о результатах расследования.
  5. Подготовка предложений о мере ответственности провинившегося сотрудника.
  6. Представление результатов проверки в сроки руководителю.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование

Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.

Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания. Практика демонстрирует, что подобное характерно для крупных компаний. При этом, в локальных нормативах организации должны быть отражены правила, с учетом которых будет осуществляться расследование.

Законодательство не фиксирует порядок проведения служебных проверок для коммерческих формирований. Однако, в случае принятия административного решения о ее проведении все этапы должны реализовываться в строгом соответствии установленным правилам. Это обуславливает необходимость оформления ряда документов. Если установленные правила не исполняются представителями комиссии или управленцем, субъект, в отношении которого проводится проверка, может направиться в инспекцию по труду.

В свою очередь, для государственных структур актуален ФЗ № 79 от 26.06.2017г., содержащий все особенности и нюансы реализации подобного мероприятия.

Для структур МВД РФ действителен Приказ МВД № 161 от 26.03.2013г.

Кроме того, цельная картина относительно проведения служебной проверки составляется на основании различных статей трудового законодательства РФ. Так, например, в ст. 193 ТК РФ четко прописан порядок применения дисциплинарных взысканий. Именно при наличии тяжкого дисциплинарного проступка в дальнейшем может быть начато служебное расследование.

Если порядок применения подобного взыскания будет нарушен, лицо, обвиняемое в нарушении дисциплины, может обжаловать обвинение в суде. Нередко суд становится на сторону сотрудника и привлекает управленца к ответственности.

Существует ряд общих принципов, на которых должна базироваться служебная проверка:

  • все факты, выявляемые в ходе проведения расследования, должны оцениваться объективно и беспристрастно. Личное эмоциональное отношение к тому или иному явлению не должно влиять на решение управленца, представителя комиссии или обвиняемого;
  • до тех пор, пока вина субъекта не доказана, он является невиновным. Вина устанавливается только по факту выявления очевидных и неопровержимых доказательств;
  • порядок действий членов комиссии должен строго соответствовать определенному в локальных нормативах регламенту. В противном случае подобные действия могут расцениваться, как противоправные.

Порядок и сроки проведения служебной проверки

Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.

Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.

Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.

Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:

  • время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
  • период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
  • иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.

Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?

Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:

  • брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
  • появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
  • предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
  • запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
  • использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
  • исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
  • запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
  • при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
  • использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
  • предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
  • предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.
Читайте также:  Сдача налоговых деклараций в 2023 году

Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:

  • оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
  • защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
  • рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
  • информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
  • письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
  • исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
  • поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
  • попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
  • если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
  • произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
  • если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
  • если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
  • разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
  • представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.

Заключение по итогам служебной проверки

После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.

Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:

1) во вступлении указывается следующая информация:

  • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
  • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.

2) в основной части указываются:

  • причины назначения расследования;
  • объяснительная записка сотрудника;
  • непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
  • иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
  • доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
  • факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.

3) в итоговом разделе описываются:

  • выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
  • рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
  • заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
  • заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
  • выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
  • при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
  • предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
  • рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
  • при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
  • предложения о профилактических мерах.

Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.

Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.

В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:

  • основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
  • копия решения о назначении расследования;
  • объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
  • заключение по итогам проверки;
  • информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
  • копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.

Какие наказания могут быть наложены?

Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • информирование о неполном должностном соответствии;
  • переход на нижестоящую должность;
  • увольнение по отрицательным мотивам.

Понятие «служебное расследование»

Служебное расследование – это своеобразная совокупность применяемых мер по сбору, анализу и проверке сведений о проступке с целью выявления вины работника, а иногда и установления виновного лица, если сразу это неизвестно.

По ст. 21–22 ТК РФ при подписании трудового договора стороны приобретают права и обязанности. Работодатель вправе привлечь сотрудника к ответственности за нарушения. Но сначала требуется установить, что именно он совершил проступок и действительно присутствует его вина.

• нарушение распорядка дисциплины труда;

• неисполнение трудовой функции;

• нарушение должностных обязанностей согласно инструкции;

• несоблюдение техники безопасности;

• причинение материального ущерба.

Этот перечень не является закрытым, на практике может возникнуть и любая другая ситуация, при которой потребуется проведение служебного расследования.

Когда при нарушении выявлен факт преступления, к примеру, воровство, по завершении служебного расследования руководитель дополнительно может сообщить о нем в правоохранительные органы.

Проверка и изучение материалов сопровождается оформлением специальной документации, чтобы впоследствии у работодателя была возможность отстоять свою правоту.

Служебное расследование по Трудовому кодексу: алгоритм

1. Создание комиссии и издание приказа. Обычно в комиссии состоит не меньше 3 человек: например, юрист, экономист и кадровый работник.

Читайте также:  В какие страны не нужен загранпаспорт из России

2. Непосредственная работа комиссии с изучением всех сторон дела, сбором доказательств, опросом свидетелей и т.д.

3. Если известен виновный сотрудник, он пишет объяснительную записку.

4. Подготовка акта расследования и его подписание всеми участниками разбирательства.

При расследовании устанавливаются обязательные моменты, без которых взыскание ущерба невозможно:

  • причинен ли фактический ущерб и в каком размере,
  • наличие материальной ответственности по статье 239 ТК РФ,
  • присутствие виновных действий или бездействия работника,
  • наличие связи между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.

Фактически, служебное расследование – это непосредственная процедура изучения материалов дела, которые доказывают виновность нарушителя.

Итоги служебного расследования

Результат рассмотрения проступка работника является внутренним решением предприятия. Это важный момент, поскольку в этом случае никаких юридических последствий для сотрудника как для гражданина не наступает. Решается судьба работника, но не более того. Только при передаче материалов государственным органам, если причинен тяжкий вред в результате проступка, человек может быть подвержен более серьезным мерам воздействия.

По итогу комиссия, проводящая расследования, может уволить сотрудника, вынести предупреждение или выговор. Это общий перечень взысканий по закону. Кроме того, может быть принято решение о продлении служебного расследования, хоть Трудовой кодекс РФ на этот счет никаких правил и не устанавливает.

Внутренняя проверка: случаи нарушения

Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.

Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:

  • Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
  • Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
  • Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
  • Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
  • Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.

Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.

Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.

Кто осуществляет проверку

Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения. Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации. Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.

Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.

Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.

Отдельные нюансы проведения служебных проверок

Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие

. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – применение полиграфа. К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.

В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.

Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.

Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.

Понятие служебного расследования

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы.

Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *