Налоговая нагрузка по НДС в 2023 году по Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС в 2023 году по Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления

Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.

Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.

Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.

Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.

Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,

  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.

  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.
  • Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
  • Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
  • Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
  • Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
  • Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.

Отчет 1-НДС и расчет вычетов

Для того чтобы определить безопасную долю вычета расчетным путем, нужно обратиться к информации, содержащейся в статистической форме 1-НДС. Отчет размещен на сайте налоговой инспекции каждого региона. Нужно знать, что на сайт прикрепляются два отчета – один по стране в целом, второй — а разбивкой по регионам. Найти отчет на сайте налоговой инспекции города Москвы можно следующим образом:

  • Заходим на сайт налоговой города Москва
  • В разделе «Деятельность» выбираем «Иные функции ФНС России»
  • Выбираем раздел «Статистика и аналитика»
  • Заходим в «Данные по формам статистической налоговой отчетности»
  • Выбираем из списка форму 1-НДС за интересующий год

Форма содержит сведения о начисленной сумме налога и о примененных вычетах, а также о товарах, которые не облагаются НДС.

ВАЖНО! В настоящее время на сайте налогового органа опубликована последняя версия отчета по состоянию на 01.02.2023 года

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Контроль допустимого уровня нагрузки

Мало рассчитать нагрузку и сравнить ее с установленной нормой. Чтобы не давать поводов для проверок налоговой, нагрузка должна адекватно соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.

Сейчас у налоговых органов есть право просматривать сведения за предшествующие три года и принимать их во внимание. Если нынешняя нагрузка будет резко отличаться от показателей за предыдущие годы, ИФНС потребует объяснить такую разницу или отправится к вам с личной проверкой.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Абсолютная налоговая нагрузка складывается из величины уплачиваемых налогов за определенный период. Другими словами, это совокупная сумма налоговых обязательств (в рублях). Этот показатель обычно используется в экономических расчетах применительно к конкретному бизнесу (при составлении бизнес-планов, построении бизнес-моделей, определении рентабельности новых направлений деятельности и т.п.).

Относительная налоговая нагрузка показывает отношение общей суммы налогов организации к совокупным поступлениям от ее деятельности. Другими словами, это доля выручки, которая приходится на уплату налогов. Поэтому относительная налоговая нагрузка выражается не в сумме, а в процентах. Именно этот показатель использует ИФНС, когда решает вопрос о необходимости назначения проверки.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Причины низкой налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка завязана на выручку: чем больше выручка, тем больше налогов нужно платить. Если выручка из года в год растет, а налогов платится столько же или меньше, инспекторы начинают подозревать плательщика в применении схем.

Они могут сделать вывод, что плательщик искусственно нарастил расходы для налога на прибыль или вычеты по НДС.

Особенно привлекает внимание резкое падение нагрузки по сравнению с прошлым годом.

Бывает так, что низкая нагрузка не связана с нарушениями и объясняется объективными причинами, например:

  • Плательщик применяет спецрежим УСН, ЕНВД, ЕСХН. Поскольку в этом случае вместо нескольких налогов платится один, нагрузка не может быть такой же как у плательщика с тем же видом деятельности, но на общем режиме.
  • Плательщик применяет льготы. Поэтому при одинаковой выручке он заплатит налогов меньше, чем тот, кто льготу не применяет.
  • Временные изменения в бизнесе. Например, появление новых конкурентов вынуждает снизить цену продажи при тех же расходах. В итоге выручка получится ниже, и налоги тоже будут ниже, чем раньше.
Читайте также:  Пособие по безработице в Швеции в 2023 году

Производители и продавцы ювелирных изделий не смогут применять УСН и патент с 1 января 2023 года. Такие изменения вносит Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.

Как сказано в пояснительной записке, переход на общую систему налогообложения (ОСНО) позволит:

  • Выровнять условия для всех участников рынка и исключить возможность дробления крупных компаний на более мелкие для ухода от уплаты налогов;
  • Не допустить производства ювелирных изделий из инвестиционных слитков, приобрётенных физлицами без уплаты НДС;
  • Повысить уровень налоговых поступлений в бюджет на 20−30 млрд рублей.

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Читайте также:  Сколько процентов возвращают за обучение в налоговой

Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?

Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.

Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?

Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.

Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.

Что такое налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка может быть абсолютной и относительной. Абсолютная нагрузка — это общая сумма налогов, которые бизнесмен заплатил за период, например за квартал или год.

Но этот показатель сам по себе не особенно информативен. Например, мы знаем только, что ООО «Полет» заплатило за 2020 год 10 000 000 рублей налогов, а ООО «Ракета» — 15 000 000 рублей. Невозможно оценить, много это или мало для конкретного предприятия.

Поэтому обычно для анализа используют относительную налоговую нагрузку, т. е. отношение обязательных платежей к выручке или оборотам по счету. Далее, говоря о налоговой нагрузке (НН), будем иметь в виду относительный показатель.

НН = Н / В × 100%

Н — общая сумма налогов, уплаченная за период. Здесь к налогам мы причисляем и обязательные страховые взносы с зарплаты сотрудников.

В — выручка за период.

Налоговую нагрузку можно считать по всем обязательным платежам, а можно — по их отдельным видам. Например, для многих бизнесменов на общей налоговой системе существенную роль в нагрузке играет НДС.

ННндс = НДС / В × 100%

Общая сумма налогов, уплаченная за год ООО «Полет» — 10 000 000 рублей, в том числе НДС — 2 000 000 рублей, годовая выручка компании — 100 000 000 рублей.

НН = 10 000 000 рублей / 100 000 000 рублей × 100% = 10%

ННндс = 2 000 000 рублей / 100 000 000 рублей × 100% = 2%

По формуле выходит, что относительная налоговая нагрузка ООО «Полет» равна 10%, в т. ч. по НДС — 2%.

ООО «Ракета» заплатило за год 15 000 000 рублей налогов, в т. ч. 5 000 000 рублей НДС, при выручке 200 000 000 рублей.

НН = 15 000 000 рублей / 200 000 000 рублей × 100% = 7,5%

ННндс = 5 000 000 рублей / 200 000 000 рублей × 100% = 2,5%

Посчитав, видим, что относительная налоговая нагрузка ООО «Ракета» равна 7,5%, в т. ч. по НДС — 2,5%.

Несмотря на то, что ООО «Ракета» заплатило больше обязательных платежей, коэффициент налоговой нагрузки в целом у нее ниже. Но нагрузка отдельно по НДС у ООО «Ракета» выше, чем у ООО «Полет».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *