Банкротство физических и юридических лиц: понятие, цели, виды и последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство физических и юридических лиц: понятие, цели, виды и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

Виды банкротства предприятий

Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:

Реальное банкротство. При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;

Банкротство бизнеса. Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;

Временное (условное) банкротство. При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;

Преднамеренное (умышленное) банкротство. При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.

Последствия банкротства юридического лица

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Читайте также:  Штраф за ведение предпринимательской деятельности без регистрации ИП 2023

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Сколько длится процедура банкротства

Длительность процедуры банкротства для физического лица составляет от 6 до 10 месяцев. Сроки зависят от следующих факторов:

  • наличие собственности;
  • была ли введена реструктуризация долгов;
  • не возникало ли споров по поводу сделок;
  • не привлекались ли эксперты для установления стоимости собственности должника.

На саму реализацию имущества законодатели отводят срок в 6 месяцев.

Заявление гражданина может рассматриваться в течение срока до 2 месяцев В этот период анализируются все обстоятельства дела, оценивается обоснованность обращения и принимается решение о возбуждении производств или отказе
Если дело открывается, то в течение 15-90 дней назначается финансовый управляющий С этого момента прекращается начисление пеней и штрафов, налагается запрет на действия коллекторов и судебных приставов
Спустя 4 месяца Гражданину присваивается статус банкрота и начинается процесс реализации имущества
В течение 2 месяцев имущество реализуется И спустя полгода после окончания распродажи гражданин признается исполнившим обязательства, даже если часть кредиторских требований осталась без удовлетворения

На реструктуризацию долга отводится 4 месяца. Но по ходатайству участников процесса указанные сроки могут быть продлены.

Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.

Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.

Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.

Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.

Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Читайте также:  Исковое заявление о восстановлении срока принятия наследства по завещанию

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.

Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Структура Закона «О несостоятельности (банкротства) – Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов. Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде. Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения

Институт банкротства физических лиц

Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.

Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.

В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.

Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.

В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.

Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г. вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.

Как самостоятельно объявить себя банкротом

Заниматься данным вопросом самостоятельно – логичный шаг для человека, у которого нет денег на выплату долгов по счетам. Хотя в настоящее время сложилась печальная практика, когда потенциальному банкроту приходится выкладывать немалые деньги за услуги финансового управляющего. Это не дает более чем 600 000 тысячам физических лиц (именно столько на 2018 год есть человек, попадающих под параметры банкротов – они не выполняют своих обязательств перед кредиторами и имеют долги в размере свыше полумиллиона рублей), инициировать дело.

Но пробовать в любом случае стоит. Так, в настоящее время сокращен размер пошлины в суд – всего до 300 рублей. За работу финансового управляющего по-прежнему нужно на первоначальном этапе заплатить 25 000 рублей. Но, возможно, все изменится. Пока же рассмотрим вопрос банкротства физических лиц – как самому добиться получения данного статуса.

Читайте также:  Государственная поддержка малого бизнеса в России 2023 год

Признание несостоятельности граждан

В 2015 году наряду с юридическими лицами получили возможность заявить о своей неспособности платить обязательные платежи и обычные граждане. В отличие от процедуры банкротства предприятия, предпосылкой для открытия судебного производства в отношении гражданина требования кредиторов к нему должны составлять не менее полумиллиона рублей. Это может быть как долг перед одной компанией, так и перед несколькими, а также просроченные платежи в бюджет. Главное, чтобы совокупный размер требований составил 500 тыс. руб. Как и в ситуации с физлицами, период неуплаты кредиторской задолженности должен быть не менее чем три месяца.

Также суду требуется предоставить следующие признаки банкротства:

  • невозможность восстановления платёжеспособности субъекта в силу сторонних обстоятельств;
  • доказательства, что предпосылки для возникновения патовой ситуации возникли не по вине заемщика и банкротство не является умышленным.

Список материалов, которые требуется приложить к судебному заявлению, весьма внушительный, и все они должны быть оформлены надлежащим образом. В противном случае документы не будут приняты к рассмотрению.

Автором заявления в суд может быть как сам гражданин, так и лица, имеющие к нему материальные претензии — банки, микрокредитные компании, люди, занявшие в долг крупную сумму и имеющие расписку, арендодатели и так далее. Прежде чем дать процессу ход, заявитель должен предусмотреть соответствующие материальные издержки.

Стороны, участвующие в определении неплатежеспособности должника

В процедуре признания несостоятельности банкротства и определения признаков такового согласно принятому законодательству участвует несколько заинтересованных сторон.

  1. Неплатежеспособная компания-субъект хозяйствования.
  2. Арбитражный суд — орган законодательной власти, регулирующий отношения в сфере предпринимательства и экономики.
  3. Исполнительный орган должника — наделенный руководящими полномочиями представитель компании, отвечающий за управление.
  4. Конкурсный кредитор — организация, выдвигающая требования кредиторов, обязательства перед которыми имеет должник. Практически всегда в роли конкурсного кредитора выступают предприятия, перед которым юр лицо имеет самую большую задолженность.
  5. Кредиторы — компании, требующие удовлетворить требования по взысканию долгов.
  6. Независимый управляющий. Эту кандидатуру назначает суд, и наделяет полномочиями в зависимости от определенной стадии процедуры.

Стадии процесса банкротства компаний

Само понятие несостоятельности банкротства и присущие ему критерии предполагает несколько этапов судебного производства, на протяжении которых интересы сторон соблюдает арбитражный управляющий.

  1. Наблюдение. За трехмесячный период, отведенный на данный этап законом о банкротстве, конкурсный управляющий проверяет достоверность объявленных признаков для признания должника неплатежеспособным:
  • собирает всю доступную информацию об имуществе, принадлежащем потенциальному банкроту;
  • формирует реестр собственности, прибегая при необходимости к независимой оценке;
  • информирует кредиторов о начале процедуры признания несостоятельности;
  • предпринимает комплекс мероприятий, направленный на выявление скрытых активов заемщика;
  • проверяет все сделки с имуществом, проведенные за трехлетний период.
  1. Финансовое оздоровление. Понятие применяется, если в ходе анализа экономического положения дел потенциального банкрота выясняется, что не всё так плохо, как кажется, и компания обладает необходимыми резервами для восстановления работоспособности. Арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов список мер для спасения компании от разорения, подтвержденный расчетами. Для прогноза обычно используется коэффициент восстановления платежеспособности компаний. Если эффективность предложенного специалистом метода доказана, то на предприятии начинают внедрять обозначенный состав мероприятий.
  2. Внешнее управление. Такая мера может быть применена после процедуры санации или вместо нее. Обычно к внешнему управлению прибегают в том случае, если первопричина возникновения признаков и критериев банкротства на несостоятельности компании кроется в неэффективном управлении потенциальным банкротом.
  3. Если использование спасательных действий невозможно либо они не принесли должных результатов, арбитражный управляющий подготавливает и проводит аукционные торги по распродаже имущества должника посредством электронных площадок чтобы удовлетворить требования кредиторов.

Меры по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота

Если существует реальный шанс реанимировать деятельность субъекта путем финансовой санации, то предпринимаются мероприятия по восстановление здоровья предприятия. Права на управление предприятием остается за прежними руководителями, однако на их деятельность накладываются существенные ограничения — они не могут осуществлять сделки с активами предприятия. В рамках санации обсуждается отсрочка по платежам, может быть пересмотрен соответствующий график расчетов или продажа некоторой части имущества для удовлетворения требований кредитующих компаний. Срок оздоровления может составлять до двух лет. По итогам периода принимается решение о продолжении либо закрытии дела.

Еще одним шагом, на которые могут пойти стороны в рамках судебного заседания, — передача компании под внешнее управление. В таком случае руководить компанией будет антикризисное руководство, которое имеет право на радикальные шаги.

  1. Ликвидации нерентабельных отраслей деятельности субъекта.
  2. Внедрение новых технологий.
  3. Разработка современных, перспективных направлений деятельности.
  4. Реализация части активов предприятия.
  5. Сокращение рабочего персонала.
  6. Обращение к должникам компании с требованием о погашении дебиторской задолженности, если таковая имеется.
  7. Выпуск необходимого количества акций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *