Программа инструктажа на рабочем месте в ДОУ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа инструктажа на рабочем месте в ДОУ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если члены профсоюза – штатные сотрудники, им проводят все нужные инструктажи (раздел II Порядка обучения № 2464). Если члены профсоюза – внештатные сотрудники, например, технические инспекторы областных комитетов, им проводят вводный инструктаж для сотрудников сторонних организаций (п. 10 Порядка обучения № 2464).

Обучение сторонних сотрудников, допущенных на территорию ДОУ

Если вы принимаете командированных сотрудников, им проводится вводный инструктаж по охране труда (п. 10 Порядка обучения № 2464). Результат зафиксируйте в журнале. Персонал, работающий в одной организации, но направляемый в различные филиалы с целью выполнения работ, можно отнести к категории командированных в организацию (письмо Минтруда от 09.06.2017 № 14-2/ООГ-4733).

Если сотрудник по совместительству работает по той же профессии или должности – ему поручили дополнительную работу в виде расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, то проводить инструктаж по охране труда не требуется. Но по решению работодателя можно провести внеплановый инструктаж (п. 16 Порядка обучения № 2464).

Если профессия или должность совмещающего сотрудника отличается от порученной ему дополнительной работы в качестве совмещения либо при исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника, с ним проводится первичный инструктаж на новом для сотрудника рабочем месте (п. 13 Порядка обучения № 2464).

В законодательстве нет требований по обязательному включению в программу вводного инструктажа раздел про ВИЧ, однако организация может включить такой раздел по собственному усмотрению (статьи 8, 21, 22 ТК).

Программы инструктажей по охране труда

В ДОУ сотрудники учреждения должны проходить обязательные инструктажи по охране труда (после приёма на работу и в процессе трудовой деятельности).

Программа вводного инструктажа – разрабатывается и утверждается одна общая программа инструктажа для всех принимаемых в учреждение сотрудников. В программе должно быть отражено рассмотрение следующих вопросов в ходе инструктажа:

1. Сведения об образовательной организации. Политика и цели работодателя в области охраны труда.
2. Общие правила поведения работающих на территории организации в помещениях и на прилегающей территории. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории образовательной организации
2.1 Опасности, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе
3. Расположение рабочих мест, вспомогательных помещений в ДОУ. Средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены.
4. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных предприятиях из-за нарушения требований охраны труда.
5. Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций.
6. Оказание первой помощи пострадавшим.

Положение о системе управления охраной труда

  • Общие положения
  • Политика в области охраны труда
  • Основные цели в области охраны труда
  • Обеспечение функционирования СУОТ (обязанности должностных лиц в сфере охраны труда)
  • Процедуры, направленные на достижение целей детского сада в области охраны труда
  • Планирование мероприятий по реализации процедур
  • Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
  • Административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда
  • Планирование улучшений функционирования СУОТ
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи, отравления и профессиональные заболевания
  • Управление документами СУОТ
  • План мероприятий по охране труда и здоровья работников

Документация по охране труда 2022 образцы документов

До 01.03.2021 применяется порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, закрепленный совместным постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

После указанной даты начнет действовать новый порядок. Сейчас проект размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

Целью разработки нового порядка обучения по охране труда является актуализация и упрощение процедуры обучения работников, инструктажей и проверки знаний по охране труда с возможностью дистанционного обучения и контроля его результатов.

В отличие от прежних правил, в новом документе будут четко прописаны требования к программам обучения и журналам по охране труда, а также подробно регламентирована процедура стажировки работников. В качестве мест обучения планируется использовать рабочие места работников, что отчасти избавит работодателей от обязанности создавать внутри компании отдельные учебно-тренировочные комплексы.

Для малого бизнеса планируются послабления: освобождение от некоторых видов обучения по охране труда с обязательным проведением инструктажей (вводного и на рабочих местах).

Работнику грозит отстранение от работы (недопущение к работе), если он не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ч. 1 ст. 76, 214, 357 ТК РФ).

За период отстранения от работы (недопущения к работе) по вине работника заработная плата ему не начисляется и это время не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Если обучение по охране труда не пройдено не по вине работника, за простой во время отстранения от работы ему начисляют зарплату. Напомним, что в список прав работников включено обучение по охране труда за счет средств работодателя и дополнительное профессиональное образование или профобучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда (ст. 216 ТК РФ).

Работодателя, допустившего к работе сотрудника, не прошедшего обучение и проверку знаний по охране труда, ждет штраф в следующих размерах (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 15 000 до 25 000 руб. — на должностных лиц и ИП;
  • от 110 000 до 130 000 руб. — на компанию.

Нередко споры, связанные с нарушениями в сфере обучения по охране труда, приходится решать в суде. Суд поддерживает контролеров, штрафуя работодателей, которые не провели обязательные инструктажи на рабочем месте, допустили к труду лиц, не прошедших обучение по охране труда и проверку знаний (см. Решение Сергиево-Посадского городского суда МО от 28.02.2020 по делу № 12-109/2020).

Если компания не организовала обучение и документооборот по охране труда, но сумела в суде доказать, что данное деяние не привело к опасным последствиям, а у работодателя есть финансовые затруднения, размер штрафа удается снизить (Решение Вельского районного суда Архангельской области от 16.07.2019 по делу № 12-111/2019).

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

  • ТК РФ;
  • закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
  • приказа Минобразования РФ от 01.06.1998 № 1408;
  • постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14;
  • постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73;
  • ГОСТ 12.0.004-2015 (с 01.03.2017);
  • постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;
  • обучения сотрудников охране труда.

В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:

  • погрузочно-разгрузочные, связанные с размещением грузов (они должны соответствовать требованиям приказа Минт��уда от 28.10.2020 № 753н);
  • с инструментом и приспособлениями (приказ от 27.11.2020 № 835н);
  • с полиграфическими работами (приказ от 27.11.2020 № 832н);
  • с охраной объектов или имущества (приказ от 19.11.2020 № 815н);
  • с эксплуатацией объектов теплоснабжения (приказ от 17.12.2020 № 924н);
  • с выполнение окрасочных работ (приказ от 02.12.2020 № 849н);
  • со строительством, реконструкцией и ремонтом (приказ № 11.12.2020 № 883н).

Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:

  • издания новой (обновления действующей) программы инструктажа по охране труда;
  • утверждения новых (обновления действующих) инструкций по охране труда.

Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Читайте также:  Выплаты мамам одиночкам в 2023 году какие положены выплаты

Скачать журнал учета инструкций по охране труда, по выдаче инструкций можно в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

  • «Положение об аттестации работников — образец»;
  • «Положение о системе управления охраной труда – образец».

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ПРАЧЕЧНОЙ И ГЛАДИЛЬНОЙ

Светильники в прачечной должны быть герметичными, иметь закрытые плафоны или колпаки. Приточно-вытяжная вентиляция должна быть исправна. Необходимо наличие заземления электрических стиральных машин, ванн для замачивания белья и исправность отключающих устройств.

В прачечной должны быть деревянные решетки и диэлектрические резиновые коврики на полу около электрических стиральных машин. Пол должен быть влагостойким, ровным, нескользким. На уровне пола должен быть предусмотрен слив воды в канализационную систему.

Электроутюги должны иметь электрические шнуры без нарушения изоляции, с вилками, не имеющими трещин и сколов. Необходимо наличие термостойких подставок для утюгов и диэлектрических резиновых ковриков на полу, около рабочих мест для глажения.

У работников прачечной и гладильной должна быть спецодежда: хлопчатобумажные халаты, косынки, резиновые перчатки и сапоги.

В помещении должен находиться исправный огнетушитель.

С кем и когда проводить

Чтобы провести обучение, нужен план. Для этого используется примерная программа проведения инструктажа на рабочем месте, утвержденная ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Учтите: предложенный в ГОСТе текст – это лишь заготовка, которую необходимо адаптировать под производственные условия. Вследствие этого в документе заявлено, кем утверждается программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте – руководством конкретной организации, где и проводят такие мероприятия.

Разъяснения в сфере безопасности дают до начала работы:

  • всем вновь принятым сотрудникам;
  • перемещенным или переведенным (вне зависимости от того, временный это перевод или постоянный);
  • прикомандированным лицам;
  • стажерам и другим лицам по решению работодателя.

Программа первичного инструктажа воспитателей ДОУ

2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
  • оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
  • сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
  • выполнять установленные нормы труда и отдыха;
  • бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
  • содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
  • при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
  • пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
  • знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
  • выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
  • соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
  • не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
  • знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.

2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
  • административное управление охраной труда;
  • административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:

3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:

  • обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
  • иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
  • участвовать в разработке инструкций по охране труда;
  • инструктировать практикантов на рабочем месте;
  • проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
  • оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
  • перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
  • по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
  • оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
  • оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
  • организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.

3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.

4.1. При выполнении должностных обязанностей на воспитателя воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • повышенное психо-эмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов.

4.2. Опасными зонами на территории дошкольного образовательного учреждения являются:

  • системы коммуникаций: тепло-, водоотведения, в т.ч. на прилегающей территории;
  • электрооборудование, электроустановки, электрощитовые;
  • лестницы при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
  • прилегающие к зданиям организации территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
  • территории подъезда специального транспорта.

4.3. В целях создания безопасных условий труда в дошкольном образовательном учреждении размещены знаки безопасности и предупреждающие плакаты: на электрощитовых и электроустановках.

Читайте также:  Льготы матерям одиночкам в 2023 году в Ростовской области

5.1. Перед началом работы воспитатель должен надеть полагающуюся санитарную одежду и обувь. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным.
5.2. Обувь и одежда должны быть удобны для работы с детьми дошкольного возраста. Обувь должна иметь нескользящую подошву, небольшой каблук. Недопустимо использовать в одежде булавки, броши.
5.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, проверить наличие огнетушителей и аптечки первой помощи. До прихода детей воспитатель должен проверить состояние групповой комнаты, раздевалки, спальной комнаты, туалета.
5.4. Включить полностью освещение. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть в групповой (игровой) комнате — не менее 400 люкс.
5.5. Необходимо убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам:

  • расстояние между столами и стенами – не менее 0,5 м;
  • между рядами столов – не менее 0,5 м;
  • расстояние от доски до первых столов – не менее 2,4 м;
  • расстояние от доски до последних столов — не более 8,6 м;
  • удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м;
  • угол видимости учебной доски – 45 градусов;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – не менее 0,7-0,9 м;
  • кровати в спальных помещениях от наружных стен – не менее 0,6 м;
  • кровати в спальных помещениях от отопительных приборов – не менее 0,2 м;
  • ширина прохода между кроватями — не менее 0,5 м;
  • между изголовьями двух кроватей – не менее 0,3 м.

5.6. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки должны быть закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.
5.7. Проверить правильность подключения персонального компьютера и оргтехники, мультимедийной доски (проектора), интерактивной доски в электросеть, исправность питающих проводов оборудования и отсутствие оголенных участков. Включать оборудование в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.
5.8. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения в работе электрооборудования. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.
5.9. Необходимо проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.
5.10. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.
5.11. Осмотреть игровой участок и групповое помещение для выявления травмоопасных предметов, принять меры к их удалению.
5.12. Колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном месте.
5.13. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.
5.14. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующего по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:

  • проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
  • произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:

  • применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
  • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
  • полностью гасить свет во время представления.

7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:

  • конструкцией электрооборудования;
  • техническими способами и средствами защиты;
  • организационными и техническими мероприятиями.

7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:

  • использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
  • завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
  • заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
  • обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
  • производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.

7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
  • в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
  • не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
  • не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
  • соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
  • не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предметы;
  • не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
  • не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
  • не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
  • запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
  • не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
  • при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.
Читайте также:  На сколько увеличится пенсия после 80 лет в 2023 году

7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций

Инструкции по охране труда должны разрабатываться руководителями структурных подразделений и согласовываться со службой охраны труда. Как правило, специалист по охране труда оказывает методическую помощь руководителям в разработке инструкций: он может разработать раздел с общими требованиями для всех работников или для отдельных видов работ общего характера. Также при необходимости привлекаются специалисты из других подразделений, эксплуатирующие производственное оборудование и организующие выполнение отдельных видов работ.

Документы, которые используются при разработке инструкций по охране труда:

  • штатное расписание;
  • перечни применяемого оборудования, инструментов и приспособлений;
  • перечень используемых веществ и материалов;
  • должностные инструкции;
  • перечни видов выполняемых работ;
  • осуществляемые технологические процессы;
  • применяемые на данный момент инструкции по охране труда;
  • имеющийся в компании общий перечень инструкций по охране труда.

Регистрация инструктажей

В новых Правилах № 2464, в отличие от Порядка № 1/29, нет упоминаний о Журналах регистрации инструктажей. Работодатель самостоятельно устанавливает форму документирования результатов и порядок ее ведения (п. 88). При этом он должен учитывать требования к записям в пунктах 86-89 Правил.

Мы разработали примерные формы Журналов регистрации вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте, целевых. Вы можете скачать их по ссылке в конце статьи, доработать по своим правилам и утвердить приказом.

Учитывайте, что целевые инструктажи при выполнении работ повышенной опасности, для которых нужен наряд-допуск, регистрируются в порядке, установленном соответствующими правилами оформления наряда-допуска. К примеру, по ПОТ №903н для электроустановок достаточно записи и подписи работника в таблицах регистрации целевых инструктажей (п. 6.32). Это не значит, что нужно вести отдельную форму. Журнал регистрации инструктажей вполне отвечает данным требованиям, поскольку в нем есть и таблица, и подпись работника.

Исполнение первичного инструктажа по пожарной безопасности (ПБ)

Правовую сторону вопроса данной процедуры определяет ст. 25 ФЗ № 69 от 21.12.1994 и Нормы пожарной безопасности (распоряжение МЧС № 645 РФ от 12.12.2007). Проводить этот вид инструктажа должен наниматель либо назначенное им в приказном порядке ответственное лицо.

Данная процедура предусмотрена в целях профилактики, ликвидации возгораний, пожароопасных ситуаций. Задача — ознакомить приступающих к работе с исходными положениями ПБ, правильным поведением при пожарах, возгораниях.

Назначенный уполномоченный сотрудник проходит соответствующее обучение, получает удостоверение. Только после этого он вправе приступить к выполнению своей функции в части инструктирования.

Круг инструктируемых лиц Особенности проведения процедуры Формирование сопутствующей документации
Все без исключения новые сотрудники;

командированные из сторонних организаций;

практиканты либо обучающиеся лица;

строители (монтажники);

сотрудники, приступившие к выполнению новой работы;

иные лица по распоряжению нанимателя

Инструктирование производится при приеме на работу

Пункт инструктирования: подразделение организации (место работы)

Формат проведения инструктажа:

индивидуальный либо групповой

(т. е. инструктируются несколько сотрудников одного отдела, где имеется одинаковое оборудование)

Теория должна закрепляться практикой

(полученные знания сотрудники должны продемонстрировать на деле, к примеру, показать, как пользоваться средствами для тушения пожара)

Ответственное за инструктаж лицо обязано:

разработать и согласовать программу инструктажа с учетом действующих стандартов и специализации;

вести журнал учета, помечать в нем проведение инструктажей с проставлением собственной визы и подписей инструктируемых

Особенности проведения

Информация об учебных мероприятиях содержится в Положении о проведении инструктажей. Документ разрабатывается руководителем либо специалистами по пожарной безопасности. В нем содержится таблица, отображающая следующие сведения:

  • типы инструктажей, проводимые в организации;

  • время и место проведения процедур;

  • список должностных лиц, ответственных за проведения инструктажей;

  • перечень работников, подлежащих инструктированию;

  • программы инструктажей, используемые в той или иной ситуации;

  • способ фиксации сведений о проведении процедур.

Все инструктажи вне зависимости от типа содержат следующие сведения:

  • правила пребывания на территории предприятия;

  • расположение эвакуационных путей, систем оповещения и управления процессом эвакуации;

  • места хранения противопожарного инвентаря;

  • актуальные требования ПБ, соответствующие условиям труда на предприятии;

  • особенности проведения пожароопасных работ.

Корректировки с сентября 2022 года

По новым правилам переобучение охране труда не нужно проходить, когда у сотрудника изменяется должность или структурное подразделение, название рабочего места, но остаются прежними риски, трудовая функция, требования к безопасности труда. Также не нужно переобучаться, когда срок действующего обучения не закончился.

Нужно учитывать, что правила обучения по охране труда касаются лишь трудовых отношений.

Кроме того, с сентября 2022 года действуют новые правила аккредитации центров, а с марта 2023 года действие старых аккредитаций приостановят. Если компания не успеет переаккредитоваться по новым правилам, с сентября 2023 года она будет исключена из реестра. Соответственно, при заключении договора на обучение по охране труда на следующий год нужно проверять актуальность аккредитации в реестре Минтруда.

Обучение требованиям охраны труда

Данное обучение подразумевает:

  1. Обучение общим вопросам охраны труда и работе системы управления охраной труда. Его проходят директор и его замы, на которых возложены обязанности по охране труда, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда и аттестационных комиссий, а также иные уполномоченные сотрудники представительных органов. Все указанные лица проходят обучение в учебных центрах.

Обучение общим требованиям охраны труда проходят начальники структурных подразделений и их замы, но обучаться можно в своей компании.

Обучение проводится не меньше 16-ти часов, один раз в три года и в течение 60-ти календарных дней с даты трудоустройства работника.

  1. Обучение безопасным методам и способам выполнения работ при наличии вредных или опасных производственных факторов. Обучение связано со спецоценкой и оценкой профессиональных рисков.

Данный вид обучения проходят начальники структурных подразделений и их замы, специалисты по охране труда, члены аттестационных комиссий и комиссий по охране труда, лица, которые проводят инструктажи по охране труда, а также уполномоченные лица по охране труда профсоюзов и иные уполномоченные сотрудники представительных органов. Все указанные лица проходят обучение в учебных центрах.

Кроме того, обучаться должны конкретные специалисты и рабочие, и они могут проходить обучение в организации.

В процессе обучения четверть времени должно быть в форме практических занятий при общей длительности программы в размере 16-ти часов. Обучение осуществляется один раз в три года и не позже 60-ти календарных дней с даты трудоустройства работника.

  1. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, имеющих повышенную опасность. Проводится по тем сотрудникам, которые выполняют работы повышенной опасности, а также по лицам, которые ответственны за организацию, исполнение и контроль работ, характеризующихся повышенной опасностью.

Вводный инструктаж по охране труда

Вид инструктажа по ОТ

Документ основание

Периодичность

Кому проводят

Кто проводит

Вводный

п. 10 Порядка обучения № 2464

Единоразово до начала выполнения трудовых функций

1. Вновь принятым работникам
2. Командированным в ДОУ
3. Практикантам
4. Подрядным организациям, выполняющим работы на территории ДОУ

1. Специалист по охране труда
2. Уполномоченный, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению вводного инструктажа по охране труда
3. Лица, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *