Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога сбора и пени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Особенности переплаты по агентскому НДФЛ
Переплата по налогу на доходы физлиц, удержанному налоговым агентом, имеет свои особенности в части зачета и возврата. Важно понимать в первую очередь причину возникновения переплаты по такому налогу. Рассмотрим две возможных ситуации.
Ситуация № 1. Налоговый агент правильно рассчитал и удержал НДФЛ, но в бюджет перечислил больше, чем положено.
Налоговый агент вправе обратиться в налоговую за зачетом в счет текущих или в счет будущих других налогов, или за возвратом переплаты. Вместе с заявлением на зачет / возврат потребуется сдать:
-
выписки из регистра налогового учета за необходимый период;
-
документы, подтверждающие наличие переплаты.
Порядок возврата суммы излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Пехота К.А.
Статьей 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина (ст. 333.40 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК РФ.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
В случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
Процедура зачета и возврата
На практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщик перечисляет излишнюю сумму налога, например, в результате технической ошибки: в платежном поручении указывается неверная сумма к уплате или допускается ошибка при формировании налоговой базы. В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 излишне уплаченной или взысканной суммой налога признаются зачисленные на счета соответствующего бюджета денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. В подобной ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан принять соответствующее решение (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Процедура зачета (возврата) налога закреплена в ст. 78 НК РФ и детализирована в Методических рекомендациях по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам . Обозначим три важных момента.
Утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».
Важно. Что касается НДС, зачет и возврат данного налога могут стать следствием не только излишней его уплаты, но и возмещения налога в порядке, установленном ст. 176 НК РФ для случая, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения. В этой ситуации налог подлежит зачету (возврату) за счет средств, поступивших в бюджет от поставщиков организации, а не ранее перечисленных в бюджет самой организацией. Поэтому процедура зачета и возврата излишне уплаченного НДС (ст. 78 НК РФ) отличается от процедуры зачета и возврата НДС по факту принятия решения о его возмещении (ст. 176 НК РФ), что влияет на практику налогового администрирования (Постановления ФАС МО от 25.01.2011 N КА-А40/17250-10, ФАС СКО от 22.07.2010 N А32-52061/2009-33/791).
Во-первых, переплата по налогам контролируется самой организацией как наиболее заинтересованным лицом. Тем не менее согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговым органам вменяется в обязанность сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и о сумме излишне уплаченного налога (в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта).
Во-вторых, по общему правилу зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78). Важно отметить, что положения ст. 78, предусматривающие исчисление срока на проведение возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, регулируют те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже были установлены налоговым органом. В связи с этим необходимо знать, что если в процессе обработки заявления налогоплательщика будет выявлено расхождение по заявленной к зачету (возврату) сумме, то налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам возвратит ему копию первоначально представленного заявления без исполнения (с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов). Кстати, предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов, на основании которого налоговый орган и будет принимать решение о зачете (возврате).
В-третьих, по общему правилу решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога принимается по факту получения налоговым органом соответствующего заявления. О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в срок не позднее пяти дней. Возврат осуществляется в течение месяца со дня получения налоговым органом упомянутого выше заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Если излишняя уплата налога стала следствием ошибок, допущенных налогоплательщиком при формировании налоговой базы, которая оказалась завышена, налогоплательщик вправе (но не обязан) внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом согласно п. 1 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается поданной с нарушением срока.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения, в составе титульного листа и тех листов, в которые вносятся изменения.
Согласно п. 4–9 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы могут истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган обычно не вправе заставлять налогоплательщика подавать дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
В то же время при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение этого налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе в этом случае истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Порядок истребования дополнительных документов при камеральной проверке установлен ст. 93 НК РФ.
Одновременно с подачей уточненной декларации в рассматриваемом нами случае должно подаваться заявление о зачете (возврате) налога.
После завершения камеральной проверки уточненной декларации налогоплательщику излишне повторно подавать заявление о зачете (возврате) налога.
Пример.
Производственный сельскохозяйственный кооператив – рыболовецкий колхоз (далее – колхоз) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить колхозу 192 926 руб. излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2005 год и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда заявленные требования колхоза были удовлетворены. Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.
В кассационной жалобе налоговый орган просил отменить судебные акты и отказать колхозу в удовлетворении требований, так как, по его мнению, он правомерно отказал налогоплательщику в возврате 192 926 руб. переплаты по налогу на имущество организаций, поскольку на момент подачи заявления о возврате (3 августа 2006 года) еще проводилась камеральная проверка представленной колхозом декларации и срок ее окончания приходился на 19 сентября 2006 года.
Из материалов дела следовало, что колхоз представил 16 июня 2006 года в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2005 год, в которой он отразил переплату по налогу на имущество организаций в сумме 192 926 руб. Письмом от 20.07.2006 заявитель запросил у налогового органа акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам, в ответ на что налоговый орган направил 27 июля 2006 года в адрес колхоза вышеуказанный акт, которым подтвердил наличие у колхоза по состоянию на 24 июля 2006 года переплаты по налогу на имущество организаций в размере 192 926 руб. Получив акт сверки расчетов, колхоз обратился в налоговый орган с заявлением от 03.08.2006 о возврате переплаты по налогу на его расчетный счет.
Налоговый орган отказал заявителю в возврате переплаты в связи с проведением камеральной проверки со сроком окончания 19 сентября 2006 года, указав о возможности повторного обращения с заявлением о возврате переплаты после 19 сентября 2006 года.
Посчитав незаконными действия налогового органа, колхоз обжаловал их в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 и подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан возвращать излишне уплаченные суммы налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей Кодекса.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Президиумом ВАС РФ разъяснено в п. 11 информационного письма от 22.12.2005 № 98, что ст. 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога. Месячный срок возврата налога, предусмотренный п. 9 ст. 78 НК РФ и исчисляемый со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, касается ситуаций, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. Месячный срок предоставляется налоговому органу только для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).
В данном случае судом было установлено и подтверждалось материалами дела, что факт излишней уплаты налогоплательщиком налога на имущество организаций за 2005 год был определен актом сверки расчетов по состоянию на 27 июля 2006 года, подписанным налоговым органом 27 июля 2006 года и колхозом 2 августа 2006 года, а заявление о возврате 192 926 руб. излишне уплаченного налога было подано колхозом 3 августа 2006 года.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Вышеприведенное в предыдущих разделах данного издания относительно исчисления срока принятия решения налоговым органом действительно и для названного в п. 6 ст. 78 НК РФ срока возврата налога: отсчет месячного срока от даты подачи заявления можно производить только в случае, если факт переплаты налога на этот момент уже установлен.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Если месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата:
Сумма процентов = (Сумма, подлежащая возврату, – сумма, возвращенная в срок) * 1/365 (1/366 – если год високосный) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни, * количество дней просрочки): 100 %.
В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. 10–12 ст. 78 НК РФ, п. 3.2.7 приказа ФНС России о создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-02-07/2-136).
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Можно ли вернуть переплату, которой больше 3 лет?
Статья 78 НК РФ посвящена порядку внесудебного урегулирования вопросов переплаты в бюджет, когда факт ее наличия устанавливается достаточно легко и соответствует сроку исковой давности, исчисленному с даты, официально признаваемой ИФНС днем, с которого возможен такой расчет.
Однако довольно часто возникают ситуации, когда налогоплательщик узнает о наличии переплаты с опозданием. В этом случае он может воспользоваться возможностью исчисления срока давности со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и обратиться с иском в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).
Сбор всех доказательств, подтверждающих реальность позднего получения информации о наличии переплаты, ляжет на налогоплательщика.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)
Еще один очень важный элемент, который вам стоит знать, описывается в п. 10 ст. 78 НК РФ. Это пункт, в котором уточняются сведения, данные в пункте номер шесть той же статьи закона. Насколько вы помните, шестой пункт рассказывает о том, когда именно производится зачисление возвращенных средств. Однако бывают случаи, когда это не происходит, то есть происходит просрочка платежа. Что на этот счет говорит законодательство? В данном пункте этой статьи Налогового кодекса сказано, что такая ситуация возможна, и если она все же случается, то за каждый день просрочки (то есть после истечения месяца, обозначенного в шестом пункте) налогоплательщику начисляется процент. Процентная ставка по данной выплате приравнивается к ставке рефинансирования, актуальной на момент просрочки платежа.
Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера
Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.
Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).
В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).
Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.